«Ночь в отеле» – это «комедия относительности», как определяет жанр постановки ее режиссер Владимир Машков. Подобно четырем измерениям – широте, долготе, высоте и времени в теории относительности Эйнштейна, четыре героя спектакля образуют Вселенную в рамках четырех стен номера отеля.
В типичном номере американского отеля встречаются Профессор (Альберт Энштейн), Сенатор (Джозеф Маккарти), Актриса (Мэрилин Монро) и Бейсболист (Джо Ди Маджо). Каждый из главных героев представляет собой воплощение одной из сфер жизни общества: Альберт Эйнштейн – наука, Мэрилин Монро – культура, Джо Ди Маджо – спорт, Джозеф Маккарти – политика. Каждый из них является концентратом культуры США 50-х годов прошлого века – времени становления бейсбола как национальной игры Штатов, маккартизма и попыток понять, как человечеству жить, когда в руках у него есть водородная бомба. Они – ключевые фигуры, гиганты той, своей современности.
Бейсболист: Я и Колумб
Бейсболист в исполнении Сергея Угрюмова – подросток, который не смог повзрослеть и позаимствовал лишь внешность у взрослого мужчины. Он не умеет выражать эмоции: сливаясь воедино, они обращаются в гнев. Все свои переживания он предает с помощью своего тела, то бегая из угла в угол номера в отеле, то размахивая воображаемой битой. Кажется, что Бейсболист – сгусток материи, в котором нет места мысли.
Эта неконтролируемая агрессия героя отталкивает лишь первые минуты после его появления на сцене. Постепенно в его образе все более явственными становятся черты парня-старшеклассника, главным показателем успеха для которого становятся вкладыши на жвачках. Становится понятно, что ему самому не хочется взаимодействовать с миром только посредством физического насилия, агонии гнева. Однако других путей он не знает.
В своей юношеской наивности Бейсболист готов поверить и в колонизаторскую сказку о том, что Колумб во благо избавил Америку от этих «краснокожих», и в сказку Сенатора о том, что все сущее – продукт сознания одного лишь Сенатора.
Сенатор: Царство солипсизма
Полное отсутствие сомнений и тупая уверенность в своей правоте – вот главные черты Сенатора, роль которого исполняет Александр Фисенко. Чувства других людей, их чаяния – пустой звук для этого человека, широкими, уверенными шагами пересекающего что комнатку отеля, что весь этот мир. Реальность для него не важна, мироздание определяет приросшая к сетчатке призма, согласно которой людям нужны бомбы, а не научные открытия Эйнштейна.
Субъективный произвол Сенатора неотделим от насилия. Удар в живот, который вызывает выкидыш у Актрисы, в этой системе приравнивается к помощи, заботе о ее «теле». Все неугодные Сенатору должны исчезнуть, что несомненно обернется благом для общества.
– А что было с теми, кто жил до Вас и уже давно умер?
– Я их убил.
Актриса: Неоновая вывеска
Актриса (Анастасия Тимушкова) – невольный катализатор действия спектакля. Именно ее желание соприкоснуться с великим (только она интуитивно понимает значимость трудов Ученого) приводит к абсолютно неправдоподобной встрече четырех героев «Ночи в отеле». Общество же, в котором Сенаторы управляют Бейсболистами, навязывает Актрисе образ красивой безвольной пустышки, подобной яркой неоновой вывеске за окном гостиничного номера.
Живость образа, пропадающая за знакомыми всем ужимками и репликами Мэрилин, вновь появляется в сцене «объяснения теории относительности» Ученому: Анастасия Тимушкова стремительно пересекает сцену, активно жестикулирует, по-детски старательно иллюстрируя законы, которые ей дороже всех ролей. Да, Актриса многое может не понимать, но только она всем своим существом верит в то, что существует эта прекрасная Истина. Истина эта кроется где-то далеко, среди звезд ночного неба, достичь которых может лишь Ученый.
Ученый: «Послать все к черту»
В эту бессонную ночь Ученый (Авангард Леонтьев) попадает в круговорот людей, обладающих собственной Истинной. Однако сам он не хочет очерчивать строгие контуры. Мягкий, прямодушный, он готов отказаться от борьбы и уничтожить труд своей жизни, только чтобы не дать сенатору прочертить сенатору еще одну красную линию своей Истины, грозящую миллионам жизней. У Ученого нет ответов на вопросы, которые возникают у героев и зрителей на протяжении всего спектакля, есть лишь стремление к бесконечному их поиску.
«У вселенной нет границ, но она не бесконечна. Это важно понимать!» Так и с человечеством. У него нет границ, но оно не бесконечно. Подобный тезис пытается доказать Эйнштейн. Кому? Всем нам. Порой, чтобы избежать приближения конца, нужно «просто послать всё к черту – это будет единственным верным решением».
«Ночь в отеле» – не просто комедия относительности. Это комедия отношений между людьми – дружеских и вражеских, супружеских и межгендерных, частных и, в конце концов, общечеловеческих. В этом жизненном паноптикуме каждый как будто пытается что-то доказать. Джозеф Маккарти пытается доказать Джо Ди Маджо истинную верность солипсизма, Джо пытается доказать Мэрилин, что он хороший муж, а Мэрилин, в свою очередь, пытается доказать Эйнштейну, что его труд – величайшее достижение человечества.
В типичном номере американского отеля встречаются Профессор (Альберт Энштейн), Сенатор (Джозеф Маккарти), Актриса (Мэрилин Монро) и Бейсболист (Джо Ди Маджо). Каждый из главных героев представляет собой воплощение одной из сфер жизни общества: Альберт Эйнштейн – наука, Мэрилин Монро – культура, Джо Ди Маджо – спорт, Джозеф Маккарти – политика. Каждый из них является концентратом культуры США 50-х годов прошлого века – времени становления бейсбола как национальной игры Штатов, маккартизма и попыток понять, как человечеству жить, когда в руках у него есть водородная бомба. Они – ключевые фигуры, гиганты той, своей современности.
Бейсболист: Я и Колумб
Бейсболист в исполнении Сергея Угрюмова – подросток, который не смог повзрослеть и позаимствовал лишь внешность у взрослого мужчины. Он не умеет выражать эмоции: сливаясь воедино, они обращаются в гнев. Все свои переживания он предает с помощью своего тела, то бегая из угла в угол номера в отеле, то размахивая воображаемой битой. Кажется, что Бейсболист – сгусток материи, в котором нет места мысли.
Эта неконтролируемая агрессия героя отталкивает лишь первые минуты после его появления на сцене. Постепенно в его образе все более явственными становятся черты парня-старшеклассника, главным показателем успеха для которого становятся вкладыши на жвачках. Становится понятно, что ему самому не хочется взаимодействовать с миром только посредством физического насилия, агонии гнева. Однако других путей он не знает.
В своей юношеской наивности Бейсболист готов поверить и в колонизаторскую сказку о том, что Колумб во благо избавил Америку от этих «краснокожих», и в сказку Сенатора о том, что все сущее – продукт сознания одного лишь Сенатора.
Сенатор: Царство солипсизма
Полное отсутствие сомнений и тупая уверенность в своей правоте – вот главные черты Сенатора, роль которого исполняет Александр Фисенко. Чувства других людей, их чаяния – пустой звук для этого человека, широкими, уверенными шагами пересекающего что комнатку отеля, что весь этот мир. Реальность для него не важна, мироздание определяет приросшая к сетчатке призма, согласно которой людям нужны бомбы, а не научные открытия Эйнштейна.
Субъективный произвол Сенатора неотделим от насилия. Удар в живот, который вызывает выкидыш у Актрисы, в этой системе приравнивается к помощи, заботе о ее «теле». Все неугодные Сенатору должны исчезнуть, что несомненно обернется благом для общества.
– А что было с теми, кто жил до Вас и уже давно умер?
– Я их убил.
Актриса: Неоновая вывеска
Актриса (Анастасия Тимушкова) – невольный катализатор действия спектакля. Именно ее желание соприкоснуться с великим (только она интуитивно понимает значимость трудов Ученого) приводит к абсолютно неправдоподобной встрече четырех героев «Ночи в отеле». Общество же, в котором Сенаторы управляют Бейсболистами, навязывает Актрисе образ красивой безвольной пустышки, подобной яркой неоновой вывеске за окном гостиничного номера.
Живость образа, пропадающая за знакомыми всем ужимками и репликами Мэрилин, вновь появляется в сцене «объяснения теории относительности» Ученому: Анастасия Тимушкова стремительно пересекает сцену, активно жестикулирует, по-детски старательно иллюстрируя законы, которые ей дороже всех ролей. Да, Актриса многое может не понимать, но только она всем своим существом верит в то, что существует эта прекрасная Истина. Истина эта кроется где-то далеко, среди звезд ночного неба, достичь которых может лишь Ученый.
Ученый: «Послать все к черту»
В эту бессонную ночь Ученый (Авангард Леонтьев) попадает в круговорот людей, обладающих собственной Истинной. Однако сам он не хочет очерчивать строгие контуры. Мягкий, прямодушный, он готов отказаться от борьбы и уничтожить труд своей жизни, только чтобы не дать сенатору прочертить сенатору еще одну красную линию своей Истины, грозящую миллионам жизней. У Ученого нет ответов на вопросы, которые возникают у героев и зрителей на протяжении всего спектакля, есть лишь стремление к бесконечному их поиску.
«У вселенной нет границ, но она не бесконечна. Это важно понимать!» Так и с человечеством. У него нет границ, но оно не бесконечно. Подобный тезис пытается доказать Эйнштейн. Кому? Всем нам. Порой, чтобы избежать приближения конца, нужно «просто послать всё к черту – это будет единственным верным решением».
«Ночь в отеле» – не просто комедия относительности. Это комедия отношений между людьми – дружеских и вражеских, супружеских и межгендерных, частных и, в конце концов, общечеловеческих. В этом жизненном паноптикуме каждый как будто пытается что-то доказать. Джозеф Маккарти пытается доказать Джо Ди Маджо истинную верность солипсизма, Джо пытается доказать Мэрилин, что он хороший муж, а Мэрилин, в свою очередь, пытается доказать Эйнштейну, что его труд – величайшее достижение человечества.