Сегодня, 27 апреля, юбилей отмечает актер театра и кино, народный артист Александр Лазарев, и это прекрасный повод, чтобы поговорить с актером о его новой роли – в качестве режиссера в родном для него «Ленкоме Марка Захарова» Александр Лазарев готовит эскиз будущего спектакля. Накануне юбилея, в перерывах между репетициями, «Театрал» пообщался с артистом.
– Александр, расскажите, что сейчас репетируете?
– Пока не могу сказать название. Но я безумно благодарен артистам и всем службам за энтузиазм, с которым они включись работу.
Результат первого этапа планируем показать творческому совету театра, руководителю театра Марку Борисовичу Варшаверу в середине мая. После чего уже будет приниматься решение о том, будет спектакль или нет.
– Вы выступили режиссёром восстановления спектакля «Поминальная молитва», что для вас значит эта постановка?
– Я считаю «Поминальную молитву» лучшим спектаклем Марка Анатольевича, но, поскольку не видел его ранние работы, возможно, я не объективен. Но лично для меня это самый мощный захаровский спектакль, который, к сожалению, был в репертуаре меньше десяти лет. (Постановка была снята с репертуара связи с уходом из жизни исполнителя главной роли Евгения Леонова). Славу нашего театра составляют такие спектаклями-долгожители, как «Юнона и Авось», «Женитьба Фигаро», «Королевские игры». Убеждён, что и такой спектакль, как «Поминальная молитва», обязательно должен был вернуться в афишу. Самое главное не в том, что у перечисленных названий была легендарная сценическая жизнь, а то, что она длится до сих пор. Спектакли и сегодня интересны зрителю, каждый показ - аншлаг. И судя по тому, какой отклик от зала получает «Поминальная молитва», могу сказать, что спектакль не просто вернулся, а обрёл новую жизнь. Сам процесс работы был огромным счастьем прикосновения к серьезной режиссуре, это была встреча с Марком Анатольевичем, встреча с абсолютно прекрасным, мощнейшим текстом Григория Горина. До сих пор в общем чате, в котором есть все участники спектакля, и не только артисты, мы вспоминаем процесс восстановления спектакля, какой это был для всех нас важный этап, с каким удовольствием мы репетировали.

– Какие темы волнуют вас как режиссёра? Можете определить круг названий?
– Уверен, что в каждом порядочном театре должна идти «Чайка».
– На ваш взгляд, кто по-настоящему талантлив - Аркадина или Треплев?
- Оба героя талантливы, но талантливы по-разному. Наверное, не буду оригинальным, если скажу, что Треплев интроверт и новатор, человек скромный и не умеющий пробиваться, хотя из текста пьесы знаем, что его произведения печатают. Аркадина, безусловно, талантливая актриса, иначе бы ее не любила публика. Она энергична, привлекательна со сцены, а не талантливый человек не может быть интересен. «Чайка» вообще очень многослойная и сложносочинённая пьеса, она позволяет выделить не одну сюжетную линию, и поэтому даёт массу поводов для размышлений. Это может быть спектакль, рассказывающий историю про Аркадину и Треплева, Аркадину и Тригорина, про Нину Заречную и Треплева, и так далее.
– Вам было бы интересно видеть эту историю от имени каких персонажей?
– Думаю, что стержнем истории была бы в первую очередь судьба Константина Треплева.

– Вы говорите, что в настоящий момент все ваши мысли заняты подготовкой первого этапа новой работы, в которой принимают участие артисты разных поколений театра, ваши коллеги. Что для вас «Ленком» сегодня?
– Это мой второй дом, мой творческий дом. Я служу в театре уже более тридцати лет, и все, что в моей жизни связано с театром, вне этих стен не представляю. Однажды я пробовал что-то придумать с близкими мне по духу людьми на другой площадке, но идея сошла на нет, что, на мой взгляд, только доказывает, что заниматься чем-то настоящим можно только в коллективе единомышленников, в определённой эстетике. Наш театр - театр авторский, он и называется «Ленком Марка Захарова», а это значит, что в нем есть особый способ передачи энергии, эмоций в общении со зрителем. И эти ощущения, и этот особый, захаровский, взгляд на происходящее, необходим как и нам, артистам, так, думаю и зрителям, которые приходят в театр.
"Театрал" поздравляет Александра с днем рождения! И желает здоровья, неиссякаемой энергии и новых успешных ролей!
– Александр, расскажите, что сейчас репетируете?
– Пока не могу сказать название. Но я безумно благодарен артистам и всем службам за энтузиазм, с которым они включись работу.
Результат первого этапа планируем показать творческому совету театра, руководителю театра Марку Борисовичу Варшаверу в середине мая. После чего уже будет приниматься решение о том, будет спектакль или нет.
– Вы выступили режиссёром восстановления спектакля «Поминальная молитва», что для вас значит эта постановка?
– Я считаю «Поминальную молитву» лучшим спектаклем Марка Анатольевича, но, поскольку не видел его ранние работы, возможно, я не объективен. Но лично для меня это самый мощный захаровский спектакль, который, к сожалению, был в репертуаре меньше десяти лет. (Постановка была снята с репертуара связи с уходом из жизни исполнителя главной роли Евгения Леонова). Славу нашего театра составляют такие спектаклями-долгожители, как «Юнона и Авось», «Женитьба Фигаро», «Королевские игры». Убеждён, что и такой спектакль, как «Поминальная молитва», обязательно должен был вернуться в афишу. Самое главное не в том, что у перечисленных названий была легендарная сценическая жизнь, а то, что она длится до сих пор. Спектакли и сегодня интересны зрителю, каждый показ - аншлаг. И судя по тому, какой отклик от зала получает «Поминальная молитва», могу сказать, что спектакль не просто вернулся, а обрёл новую жизнь. Сам процесс работы был огромным счастьем прикосновения к серьезной режиссуре, это была встреча с Марком Анатольевичем, встреча с абсолютно прекрасным, мощнейшим текстом Григория Горина. До сих пор в общем чате, в котором есть все участники спектакля, и не только артисты, мы вспоминаем процесс восстановления спектакля, какой это был для всех нас важный этап, с каким удовольствием мы репетировали.

– Какие темы волнуют вас как режиссёра? Можете определить круг названий?
– Уверен, что в каждом порядочном театре должна идти «Чайка».
– На ваш взгляд, кто по-настоящему талантлив - Аркадина или Треплев?
- Оба героя талантливы, но талантливы по-разному. Наверное, не буду оригинальным, если скажу, что Треплев интроверт и новатор, человек скромный и не умеющий пробиваться, хотя из текста пьесы знаем, что его произведения печатают. Аркадина, безусловно, талантливая актриса, иначе бы ее не любила публика. Она энергична, привлекательна со сцены, а не талантливый человек не может быть интересен. «Чайка» вообще очень многослойная и сложносочинённая пьеса, она позволяет выделить не одну сюжетную линию, и поэтому даёт массу поводов для размышлений. Это может быть спектакль, рассказывающий историю про Аркадину и Треплева, Аркадину и Тригорина, про Нину Заречную и Треплева, и так далее.
– Вам было бы интересно видеть эту историю от имени каких персонажей?
– Думаю, что стержнем истории была бы в первую очередь судьба Константина Треплева.

– Вы говорите, что в настоящий момент все ваши мысли заняты подготовкой первого этапа новой работы, в которой принимают участие артисты разных поколений театра, ваши коллеги. Что для вас «Ленком» сегодня?
– Это мой второй дом, мой творческий дом. Я служу в театре уже более тридцати лет, и все, что в моей жизни связано с театром, вне этих стен не представляю. Однажды я пробовал что-то придумать с близкими мне по духу людьми на другой площадке, но идея сошла на нет, что, на мой взгляд, только доказывает, что заниматься чем-то настоящим можно только в коллективе единомышленников, в определённой эстетике. Наш театр - театр авторский, он и называется «Ленком Марка Захарова», а это значит, что в нем есть особый способ передачи энергии, эмоций в общении со зрителем. И эти ощущения, и этот особый, захаровский, взгляд на происходящее, необходим как и нам, артистам, так, думаю и зрителям, которые приходят в театр.
"Театрал" поздравляет Александра с днем рождения! И желает здоровья, неиссякаемой энергии и новых успешных ролей!