Уроки режиссуры Сергея Женовача

Художественный руководитель Студии театрального искусства отмечает 65-летие

 
Если сейчас взглянуть на карту России, то кажется не останется города, где бы не работали его ученики. Режиссерская школа Сергея Женовача сегодня – главная гордость и главная надежда нашего театрального мира. И хочется верить, что его ученики усваивают не только уроки профессии, но и уроки жизни Мастера.

Моим первым спектаклем Сергея Женовача была «Панночка» Нины Садур в театре-студии «Человек». На сене полулежали колоритные обитатели усадьбы сотника и гость – Философ-Сергей Тарамаев. Они ели галушки деревянными палочками. Нет, не гладкими японскими, а веточками с раздвоенными концами. От галушек шел пар, беседа текла самая неспешно-обыденная: о чудесах божьего мира, о всяческой научности, о далеком Киеве, о толстых панских свиньях, из которых делают вот та-акие колбасы. И вдруг мимо косолапых мужиков прошла-проплыла Она – в венке, в лентах, стрельнув глазами в залетного гостя. Ни слова не было сказано, но открылось другое измерение. И холодом пахнуло. Ведьма взглянула своими колдовскими очами. В венке из лент мимо Хомы Брута и нас, замерших в зале, прошелестела судьба, засыпав шелухой из семечек. И не отвертеться, и не отказаться.

Настоящее сено, горячие, дымящиеся галушки соседствовали в этой постановке с предельной условностью фантастического полета Ведьмы и Философа, парящих над сценой. Быт был так тесно сплетен с Космосом, что иголочки не подсунешь. Словосочетание из лекций по истории театра «фантастический реализм» вдруг обрело конкретность, грубость, зримость.

Недаром на всю жизнь любимыми авторами-спутниками Женовача станут Гоголь, Достоевский, Булгаков. Ему будут равно близки и их гипнотическая реальность, и метафизические бездны, полет духа и дьявольская гримаса иномира, прячущаяся за гладкой поверхностью зеркала.

Говоря про режиссеров, легко можно перефразировать крылатое: «скажи мне, кто твой автор, и я скажу тебе, кто ты!» Постановками по Достоевскому и Булгакову начинался режиссерский путь Сергея Женовача в Краснодарском молодежном любительском театре. Постановкой по «Владимиру III степени» Гоголя начался его путь в ГИТИСе от педагога-ассистента на курсе Петра Фоменко до главы режиссерской кафедры.

За три десятка лет работы в профессии он поставит Шекспира и Мольера, Грибоедова и Тургенева, Дюканжа и Аблесимова, Островского и Чехова, Диккенса и Лескова, Эрдмана и Володина, Ерофеева и Платонова. В созданной им Студии театрального искусства даже заведут специальный книжный шкаф, который будет пополняться сочинениями авторов, чьи произведения идут на сцене СТИ. Но к трем «своим» авторам Сергей Женовач будет возвращаться снова и снова на всех поворотах профессиональной судьбы.

А повороты его ожидали крутые (вполне в духе чертовских каверз на пути персонажей его любимых авторов). Зависть и ревность выживут его из театра-студии «Человек». Вместе с ним на Малую Бронную уйдет команда его актеров. Строгая Наталья Крымова тогда обмолвится, что с постановками Женовача на Малую Бронную вернулась атмосфера театра Анатолия Эфроса, его «изогнутая проволочка чувств» – противоречия человеческой души, которые надо вскрыть на сцене. Вернулось ощущение театра – коллективного сотворчества, радостная импровизационность актерской игры в заданном квадрате режиссерского решения, гуманистическая вера в человека и его возможности, наконец, лирическая интонация режиссера-постановщика. Конфликт с директором Ильей Коганом (ранее выжившим с Малой Бронной Анатолия Эфроса, а после Женовача и еще целую вереницу режиссеров и худруков) вынудил Сергея Васильевича подать заявление об уходе.

Помня собственный опыт «изгнаний», Петр Фоменко предложил любимому ученику то же лекарство, которое когда-то ему прописал Андрей Гончаров: педагогику. В 2001 году Сергей Женовач получил свою мастерскую в ГИТИСе. И этот шаг стал определяющим в судьбе. Набранный курс станет основой авторского театра Сергея Женовача – Студии театрального искусства, которую в дальнейшем исправно будут пополнять выпускники его Мастерской. В мае 2006 года на сцене Центра им. Мейерхольда состоялась первая премьера «Студии театрального искусства» – спектакль «Захудалый род» в постановке Сергея Женовача. Складывается постановочная команда СТИ, с которой режиссер работает постоянно. Помимо Александра Боровского в нее входят композитор Григорий Гоберник и художник по свету Дамир Исмагилов (с понятной гордостью в своих интервью Сергей Женовач отмечает, что такой постановочной группы больше нет нигде). 1 марта 2008 года «Студия театрального искусства» отметила новоселье в здании на улице Станиславского. Реконструированный по плану главного художника СТИ и постоянного соавтора Женовача Александра Боровского бывший театр рабочих фабрики Станиславского превратился в одно из самых стильных художественных зданий столицы. И стал одним из мест, где собирается «Москва студенческая».


Сергея Женовача всегда интересовали герои, которые не вписываются в современный мир, существуют перпендикулярно ему: Хома Брут и князь Мышкин, матушка-княгиня из «Захудалого рода» Лескова и персонажи Диккенса, самоубийца поневоле Подсекальников и тихий алкоголик Веничка, дальний родственник булгаковского Мастера.

Гамлетовское «быть иль не быть», которое встает во весь рост перед маленьким человеком, – проходит сквозной нитью через все постановки СТИ. Им мучаются герои «Реки Потудани» и героиня «Киры Георгиевны», рассказчик в «Записках покойника» и в спектакле «Три года», Подсекальников из «Самоубийцы» Эрдмана. Гамлетовское «быть или не быть» в очередной раз стало во весь рост перед Сергеем Женовачем и его театром, когда Алексей Гордеев объявил о невозможности дальнейшего финансирования СТИ и над театром нависла угроза закрытия.

К счастью, в случае СТИ вполне оправдались слова Воланда (очень скоро его сыграет здесь на сцене Алексей Вертков): «Все будет правильно, на этом построен мир». Возможно, эта вера в «правильность построения мира» – самый сильный и победительный посыл режиссера и педагога Сергея Женовача.

СТИ стало федеральным театром, филиалом Московского Художественного театра, чьим художественным руководителем весной 2018 года был назначен Сергей Женовач. Для своей первой постановки в МХТ он выбрал пьесу Булгакова «Бег». Пьесу, которую Художественный театр начал репетировать в 1928 году и от которой отказался под нажимом Реперткома. Александр Боровский распахнул черное пространство мхатовской сцены, прорезал его узким парапетом (он же – перрон, он же – мост в постылую бесконечность). Персонажи Булгакова в МХТ даны на эпическом фоне простора и пустоты, тишины молчащих небес и монотонных повторяющихся вопросов Хлудова – Анатолия Белого, адресованных своему кошмару: «поговори со мной!» Сергей Женовач поставил перед исполнителями «Бега» задачу предельно амбициозную – «поверить» булгаковским императивом день сегодняшний. Для сегодняшнего Художественного театра нравственный императив и художественные задачи Сергея Женовача оказались слишком суровыми и неподъемными.

В начале нынешнего сезона контракт был расторгнут, СТИ вернула себе статус независимого театра, а Сергей Женовач вернулся в свой театр-дом, где приступил к репетициям гоголевского «Ревизора».


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Вечер Светланы Крючковой пройдет в Зеленом театре

    20 августа на сцене Зеленого театра ВДНХ пройдет музыкально-поэтический вечер Светланы Крючковой, посвященный сценаристу и поэту Геннадию Шпаликову, известного по фильмам «Мне двадцать лет» («Застава Ильича») и «Я шагаю по Москве». ...
  • Фестиваль искусств «Стрелка» пройдет в Нижнем Новгороде

    С 26 по 28 августа в Нижнем Новгороде пройдет Международный фестиваль искусств «Стрелка». Все три фестивальных события состоятся в исторических пакгаузах – ажурных металлических конструкциях, установленных на стрелке, месте слияния Оки и Волги. ...
  • Мюзикл «Три товарища» Театра-Театра покажут в Москве

    Пермский Театр-Театр привезет в Москву мюзикл «Три товарища» по мотивам одноименного романа Ремарка. Постановку Бориса Мильграма покажут 29 и 30 августа на сцене Театре им. Вахтангова. Германия конца 20-х годов. Безработица, всеобщая нестабильность и зарождающиеся нацистские настроения. ...
  • Теодор Курентзис работает над созданием musicAeterna Dance

    Коллектив musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса набирает свою хореографическую труппу – musicAeterna Dance. Open call для профессиональных танцоров, перформеров, исполнителей проходит до 27 августа включительно.   Труппа со своим уникальным вектором развития будет базироваться в Доме Радио в Петербурге, работать с приглашенными хореографами, российскими и зарубежными, и регулярно участвовать в музыкальных и перформативных постановках musicAeterna. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «В культуре нельзя ничего ломать»

    Директор Театра Вахтангова прокомментировал решение региональных властей обезглавить Хабаровский ТЮЗ, уволив успешного директора Анну Якунину, которая вывела театр на первые позиции.   У меня всё не выходит из головы ситуация в Хабаровском крае, где по решению местного министра культуры была уволена с должности прекрасный, опытный директор Хабаровского ТЮЗа Анна Анатольевна Якунина и директор Хабаровской Краевой филармонии Емельянов А. ...
  • Анатолий Белый ушел из МХТ и покинул Россию

    «Да, я уехал, – написал в своих соцсетях артист. – Да, ушёл из театра и вообще отовсюду. Руководствуясь понятием профессиональной чести, дослужил, доиграл, скрипя зубами и стиснув зубы, свой 20-й сезон в родном МХТ, чтобы не подставлять театр, и вырвал его из себя с кровью». ...
  • Спектакль Серебренникова «Черный монах» доступен в записи

    Спектакль Кирилла Серебренникова «Черный монах» по одноименной повести Чехова до 8 августа доступен в записи на сайте французского канала Arte, который вел прямую трансляцию спектакля. Посмотреть постановку гамбургского театра Thalia можно бесплатно. ...
  • Александр Калягин: «За что увольняют успешно работающего руководителя?»

    Александр Калягин обратился к губернатору Хабаровского края Михаилу Дегтярёву с просьбой вмешаться в ситуацию с увольнением директора Хабаровского ТЮЗа. Ранее сотрудники театра выступили против решения местного Минкульта и потребовали вернуть Анну Якунину. ...
Читайте также