Спектакль Крымова, который мы не увидим

В Филадельфии показали «Вишневый сад» Дмитрия Крымова

 
На сцене Театра Wilma в конце апреля состоялись показы нового спектакля Дмитрия Крымова, который он поставил с американскими актерами. Работа над постановкой шла с перерывами почти три года. «Вишневый сад» можно было увидеть на сцене в течение двух недель, а потом, еще две недели, купив электронный билет, – посмотреть «цифровую» видеоверсию. Планируются ли еще показы в театре и на экране – неизвестно, но то, что в этом году не будет международного фестиваля, на который хотели привезти этот спектакль в Москву, очевидно…

В Америке Крымов снова взял в соавторы Чехова, как самого пронзительного из русских драматургов. Также, как недавно (но теперь кажется, что в далёком прошлом) в Москве ставил «Наш городок» американского Торнтона Уайлдера. Чтобы самому ещё раз убедиться и убедить нас, своих зрителей, что нет чужого языка для настоящего театра. Что все мы говорим на одном языке – языке чувств.

Это мы с детскими сачками для ловли бабочек, сами бабочки, бьющиеся в освещенные стекла веранды. Как когда-то – в «Тарарабумбии» – одном из прежних приближений Крымова к Чехову и «Вишнёвому саду».

Это мы, беспечно играющие в волейбол в минуты смертельной опасности. Мы, отказывающиеся от лопахинских денег, близорукие Пети, мечтательные Ани, эксцентричные Шарлотты...

Мы, доверяющие только чувствам, даже когда они – лишь иллюзия. Мы, с нежностью заворачивающие в газету, каждый елочный шар, чтоб не разбился до следующего новогодья, которое – бог весть – будет ли для нас и где нас застанет.

Мы с нашими вечными баулами и чемоданами, потому что выжженная земля/ вырубленный сад там, где все было дорого, каждая комната, каждый стол и шкаф. Но надо покидать родное гнездо, потому что недолог век бабочек.

Даже если свет будущего, на который надеются герои пьесы и ради которого они отказываются от настоящего, при ближайшем рассмотрении окажется светом театрального прожектора, это не изменит ничего. В сердцах сорванный Лопахиным светильник станет еще одним подтверждением неистребимой веры героев в иллюзорное и символом объяснения в любви «вечного хипстера» Пети к Ане. Осветительный прибор будет тоже трепетно завернут в газету и взят с собой в дорогу вместе с елочными игрушками и тряпичными куклами как самое дорогое.

Крымов не был бы Крымовым, если бы не написал вместе с Чеховым новый «Вишневый сад», и в Москве его должны были показать этой осенью, но увы… Всё идет не так, как мечталось.  И поэтому это всё – о нас. Лопахин, с детства влюбленный в ангела – Любовь Андреевну – всеми силами стремится приблизиться к ней, к ее дому и саду, но покупает его, чтобы вырубить, потому что не знает другого пути. Раневская хочет вернуться туда, где была счастлива и молода, но попадает в имение, уже потерявшее флер прежнего уюта – даже стулья и чашки и те все разные, и рецепт вишневого варенья утерян. Да и Аннушка уже пролила масло, вернее Дуняша уже рассыпала все собранные ягоды. Их и было немного, но достаточно чтобы поскальзываться и падать, окрашивая свои белые одежды в цвет крови.

Деревья не ухожены и больны, как пытается объяснить Лопахин, втаскивая на чайный стол, выломанное им вишневое дерево. И сама Раневская уже не та беззаботная мать семейства, ведь здесь она потеряла своего семилетнего сына Гришу –  всё и все здесь вольно или невольно напоминают ей об этой потере. И она, возможно, больна не меньше ее сада.

«Немым» свидетелем, знающим не только текст пьесы Чехова, но и будущее героев, оказывается на сцене вокзальное табло, которое оповещает, увещевает, предостерегает и сопереживает, как может. Этот своего рода театральный суфлер, скорее всего – книга судеб, где всё уже записано... С этим табло советуются и спорят герои чаще, чем друг с другом, потому что оно единственное незыблемое на этой сцене, где жизнь так похожа на вокзальный перрон, с которого когда-то всем придется уехать...


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Прокатная тройка

    На текущей неделе в афишах кинотеатров появилось сразу 14 новых названий. По традиции выбрали для вас три – про любовь и гуманизм. ШОПОГОЛИКИ Новая комедия от создателей суперхитов «1+1» и «Особенные» Оливье Накаша и Эрика Толедано, резко раскритикованная во Франции за насмешку над движением экоактивистов. ...
  • Сокуров опроверг информацию о завершении карьеры

    Александр Сокуров опроверг сообщения СМИ о том, что он вынужден завершить свою карьеру. Кинорежиссер пояснил ТАСС, что эти слова были вырваны из контекста. «Я сказал то, что у меня именно нет возможности работать сейчас в России. ...
  • Главным режиссером МТЮЗа стал Петр Шерешевский

    Петр Шерешевский назначен главным режиссером Московского ТЮЗа. Генриетта Яновская продолжит заниматься художественным руководством театра, возглавляет который с 1987 года.  «На общем сборе труппы художественный руководитель театра Генриетта Яновская объявила, что главным режиссером МТЮЗа назначен Петр Шерешевский. ...
  • В Большом театре представили нового гендиректора

    Валерий Гергиев официально назначен гендиректором Большого театра. Соответствующий приказ подписан премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным, сообщает ТАСС.  Контракт нового гендиректора рассчитан на пять лет. На встрече с коллективом театра он заявил, что Большой и Мариинка будут «обмениваться постановками», использовать площадки друг друга и развиваться вместе. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Прокатная тройка

    На текущей неделе в афишах кинотеатров появилось сразу 14 новых названий. По традиции выбрали для вас три – про любовь и гуманизм. ШОПОГОЛИКИ Новая комедия от создателей суперхитов «1+1» и «Особенные» Оливье Накаша и Эрика Толедано, резко раскритикованная во Франции за насмешку над движением экоактивистов. ...
  • Сокуров опроверг информацию о завершении карьеры

    Александр Сокуров опроверг сообщения СМИ о том, что он вынужден завершить свою карьеру. Кинорежиссер пояснил ТАСС, что эти слова были вырваны из контекста. «Я сказал то, что у меня именно нет возможности работать сейчас в России. ...
  • Главным режиссером МТЮЗа стал Петр Шерешевский

    Петр Шерешевский назначен главным режиссером Московского ТЮЗа. Генриетта Яновская продолжит заниматься художественным руководством театра, возглавляет который с 1987 года.  «На общем сборе труппы художественный руководитель театра Генриетта Яновская объявила, что главным режиссером МТЮЗа назначен Петр Шерешевский. ...
  • «Стены и воздух – это и есть экспонаты»

    «Полторы комнаты» Иосифа Бродского в знаменитом доме Мурузи – сегодня один из самых интересных современных музеев Санкт-Петербурга. Живой. Открытый новому и людям, в него приходящим. О предстоящих выставках и проектах музея «Театралу» рассказали главный куратор Марина ЛОШАК, куратор Юлия СЕНИНА и арт-директор Анна МАЛЕНКОВА. ...
Читайте также