Важнейшим событием театрального фестиваля «Толстой», который уже в шестой раз прошел в музее-усадьбе великого писателя, стал показ спектакля Театра Вахтангова «Война и мир», поставленного Римасом Туминасом. На это событие в Тулу съехались зрители со всех концов страны – от Приморья до Балтики. И все они стали свидетелями поистине исторического события – рождению в Ясной Поляне грандиозного спектакля по грандиозному роману.
На родину Льва Толстого вахтанговцы ехали как на экзамен. Им, казалось бы, уже можно было привыкнуть к тому, что «Войну и мир» – главную премьеру юбилейного сезона, зрители с восторгом принимают не только в Москве, но и в самых разных регионах страны, где спектакль уже успел побывать. Но Ясная Поляна – это место особое. Здесь не только родился и прожил основную часть своей жизни великий писатель, именно здесь он написал и свои великие романы «Анна Каренина» и «Война и мир». Отсюда он делился с миром, со своим читателем думами о жизни, о любви, о сострадании… Его скромная могила покоится здесь же, в тени могучих деревьев, его душа витает среди этих вековых дубов, хранящих о нем молчаливую память. Поэтому вахтанговцы прекрасно понимали, что показ «Войны и мира» в усадьбе писателя, это не просто еще одна встреча с публикой на новой гастрольной площадке. Это прежде всего встреча с самим Львом Николаевичем. Он – главный зритель и главный молчаливый критик их творения.
Даже понятие «площадка» здесь приобрело какой-то особый смысл, учитывая, что впервые для показа одного спектакля на лесной опушке была воссоздана в натуральную величину сцена театра Вахтангова. Перед ней среди деревьев под открытым небом был сооружён многоярусный зал почти на тысячу мест. Организаторы фестиваля сделали все, чтобы вахтанговцы чувствовали себя как дома, а зрители могли насладиться их искусством. Технические службы театра тоже буквально дневали и ночевали в Ясной Поляне, стремясь с максимальной точностью воссоздать на временной сцене вахтанговские свет, звук, декорации…
«Мы очень волновались перед показом, и даже привезли сюда два состава, – признавался директор театра Кирилл Крок. – У меня дверь в кабинете не закрывалась, когда актёры узнали, что мы едем в Ясную Поляну. Это очень важное испытание для театра, ведь где еще, как не в усадьбе Льва Николаевича, в том самом месте, где и был написан великий роман, принять этот вызов и показать наш замечательный спектакль «Война и мир», созданный Римасом Туминасом. Мы до часа ночи под раскаты грома репетировали, осваивали новую сцену, открытое пространство, свет, звук. По скайпу на связь выходил Римас Владимирович, и давал актёрам очень важные и точные советы, вдохновляя их на встречу с главным зрителем – со Львом Николаевичем. Он говорил актёрам, что именно в Ясной Поляне спектакль должен родиться, что играть его нужно не как подарок публике, а как покаяние».
И актёры услышали своего Мастера. Перед спектаклем они сходили на уединённую Полянку к могиле писателя, помолчали там, и попросили у Льва Николаевича мысленно благословления.
«Наш спектакль идёт пять часов, но его можно было ставить и на десять часов, и на пятнадцать, учитывая масштаб романа, – говорил Сергей Маковецкий. – Однако наш прекраснейший режиссер Римас Туминас определил важнейшие темы этого произведения, актуальные и сегодня для каждого человека, потому что в любом уголке планеты человек думает о том, что такое жизнь и смерть, любовь и предательство, война и мир. Что такое душа и Бог, потому что если у человека есть душа, то он не может не задумываться об этих вечных вопросах. И мы о них говорим на открытой площадке, где почти нет декораций, за которые актёру так удобно прятаться. Говорим напрямую со зрителем, чувствуя, что нам есть что сказать, потому что Римас нас в этом убедил, зарядил и вдохновил. Теперь главное, чтобы только дождь не помешал этому разговору».
Опасения актера были не безосновательными, учитывая, что местные структуры МЧС разослали предупреждение о грозе, которая должна была разразиться как раз в те вечерние часы, в самый разгар спектакля. Но эти предупреждения ничуть не испугали публику, съехавшуюся со всех концов в Ясную Поляну. Да и организаторы заранее побеспокоились о дождевиках для зрителей на случай ливня. Поэтому открытие фестиваля состоялось ровно в то вечернее время, которое и было запланировано.
Открывая фестиваль, советник президента России Владимир Толстой, прямой потомок Льва Николаевича, говорил публике: «Мы с вами счастливые люди, мы участники настоящего чуда, настоящего волшебства, потому что увидим блистательный спектакль Вахтанговского театра, которому в этом году исполнилось сто лет. И театр закрывает юбилейный сезон своей вековой истории спектаклем «Война и мир» в усадьбе Ясная Поляна. Нас окружают многовековые дубы, под которыми рождался роман, в считанных шагах от нас липовая аллея, по которой прогуливался старый князь Волконский, здесь в этой усадьбе родилась Марья Николаевна Толстая – мама Льва Николаевича. И она тоже гуляла по этим аллеям. Здесь родился и сам Лев Николаевич. И вот сейчас великий семейный роман, написанный писателем о его дедушках и бабушках, родителях и близких людях, сейчас это эпохальное произведение оживёт на этой сцене. Такого не повторится больше никогда. Мы с вами свидетели абсолютно уникального, сенсационного, чудесного явления».




Даже понятие «площадка» здесь приобрело какой-то особый смысл, учитывая, что впервые для показа одного спектакля на лесной опушке была воссоздана в натуральную величину сцена театра Вахтангова. Перед ней среди деревьев под открытым небом был сооружён многоярусный зал почти на тысячу мест. Организаторы фестиваля сделали все, чтобы вахтанговцы чувствовали себя как дома, а зрители могли насладиться их искусством. Технические службы театра тоже буквально дневали и ночевали в Ясной Поляне, стремясь с максимальной точностью воссоздать на временной сцене вахтанговские свет, звук, декорации…


И актёры услышали своего Мастера. Перед спектаклем они сходили на уединённую Полянку к могиле писателя, помолчали там, и попросили у Льва Николаевича мысленно благословления.




И это чудо действительно состоялось. Оно рождалось на наших глазах, под шорох листвы, в которой замирал ветер, под вечернее пение птиц, которое так органично создавало спектаклю неожиданный объем, под мерцание звезд, которые вопреки прогнозам не торопились скрываться за тучами. В этой волшебной атмосфере мы уже не видели актеров, играющих на сцене. Перед нами возникали из тьмы липовых аллей ворчливый старик Болконский, вспархивала ночным мотыльком Наташа Ростова, а вслед за ней в свете прожекторов летали совершенно реальные ночные бабочки. К нам выходила княжна Марья, с нами говорила графиня Ростова, к нам обращался Андрей Болконский и Пьер Безухов… Совершенно потрясающие вахтанговские актёры Евгений Князев, Людмила Максакова, Ирина Купченко, Сергей Маковецкий, Анна Дубровская, Владимир Симонов, Олег Макаров, Денис Самойлов, Юрий Поляк, Владимир Логвинов, Юрий Цокуров, Ксения Трейстер, Ольга Чиповская… в этот волшебный вечер не играли, они жили в Ясной Поляне под дыхание ветра и пение птиц. Они просто выходили к нам из ночной тьмы, из дубовых аллей, где только что прогуливались с Марьей Николаевной, с князем Волконским, они уходили не за кулисы, а растворялись в таинственном мраке ночного леса, который дышал вокруг нас. И в котором незримо царил дух Льва Толстого, благословивший «Войну и мир» Римаса Туминаса. В этот вечер два гения встретились где-то там, вдали от зрительских глаз, вдали от восторгов и оваций, от камер и софитов, от слов и суеты. Им было о чем помолчать, пока мы наслаждались чудом, созданным двумя гениями и подаренным нам в этот удивительный вечер. А нам было чем восторгаться, и будет о чем еще долго-долго вспоминать.











