«Театр – это такая химера, которая с одной стороны стремится куда-то вверх с птицами, пытается лететь ввысь, а на самом деле у нее огромные когтистые крокодильи ноги, которыми она держится за землю», – рассуждает о сущности театра режиссер Ася Князева. Она поставила спектакли «С художника спросится» в Театре Вахтангова и «Остров рабов» в Электротеатре Станиславского, сейчас же работает над постановками «Вахтанговского практикума» – нового театрального проекта.
«Вахтанговский практикум» – это объединение выпускников Театрального института им. Щукина, ГИТИСа и СПбГАТИ. «Практикуму» нет и двух лет. Ася вспоминает: «Мы сначала решили просто сделать спектакль («Идеалисты и Циники» по рассказам Чехова в Театре Вахтангова. – «Т»), радовались. А нам говорит жизнь: «А как вы его играть собрались? А вы кто?». Так они стали «Вахтанговским практикумом».
«Такому молодому коллективу, как мы, очень тяжело выживать в Москве среди репертуарных театров», – признается Ася. «Когтистыми лапами» химеры-театра, которые помогают ему выживать, стал Центр им. Мейерхольда. В 2022 году «Практикум» стал резидентом ЦИМа: «Нас тут опекают, помогают бороться с житейскими, организационными сложностями, которые происходят во время выпуска любого спектакля». В творческий процесс, как утверждает Ася Князева, ЦИМ не вмешивается.
В ЦИМе Ася Князева и «Вахтанговский практикум» уже поставили спектакль для детей «Пиноккио. Сны Улитки» и современную драму «Мама, я блогер», премьеры которых пройдут в сентябре. «Обе постановки, которые мы сделали, сложные для актеров», – говорит режиссер. Для нее было важно, чтобы в репертуаре «Практикума» был спектакль для детей: «Мне казалось, что мы должны найти язык общения с маленьким зрителем, с их родителями, которые могут прийти к нам и на «взрослый» спектакль, чтобы со зрителем создавался более близкий контакт».
«Мама, я блогер» – спектакль о «сосуществовании» социальных сетей и людей по пьесе Александры Стрижевской. «Когда ты берешь современную пьесу, ты еще не знаешь, пройдет ли она испытание временем. И проблема – рядом, ты видишь ее на улице, обсуждаешь ее с друзьями, можешь прочитать о ней в интернете. А как играть ее на сцене?», – размышляет Ася Князева. В современном материале режиссер хотела найти вечные темы, глубинные связи: «Если ты все сделаешь просто «современным», зритель считает это за десять минут, увидит сценографию, костюмы. Он уже все понял, а дальше ему еще два часа смотреть. Когда зритель начинает остро подключаться, понимать более глубинные связи между действующими лицами, тогда он чувствует схожесть с современностью, с его жизнью».
«Вахтанговский практикум» – это объединение выпускников Театрального института им. Щукина, ГИТИСа и СПбГАТИ. «Практикуму» нет и двух лет. Ася вспоминает: «Мы сначала решили просто сделать спектакль («Идеалисты и Циники» по рассказам Чехова в Театре Вахтангова. – «Т»), радовались. А нам говорит жизнь: «А как вы его играть собрались? А вы кто?». Так они стали «Вахтанговским практикумом».
«Такому молодому коллективу, как мы, очень тяжело выживать в Москве среди репертуарных театров», – признается Ася. «Когтистыми лапами» химеры-театра, которые помогают ему выживать, стал Центр им. Мейерхольда. В 2022 году «Практикум» стал резидентом ЦИМа: «Нас тут опекают, помогают бороться с житейскими, организационными сложностями, которые происходят во время выпуска любого спектакля». В творческий процесс, как утверждает Ася Князева, ЦИМ не вмешивается.
В ЦИМе Ася Князева и «Вахтанговский практикум» уже поставили спектакль для детей «Пиноккио. Сны Улитки» и современную драму «Мама, я блогер», премьеры которых пройдут в сентябре. «Обе постановки, которые мы сделали, сложные для актеров», – говорит режиссер. Для нее было важно, чтобы в репертуаре «Практикума» был спектакль для детей: «Мне казалось, что мы должны найти язык общения с маленьким зрителем, с их родителями, которые могут прийти к нам и на «взрослый» спектакль, чтобы со зрителем создавался более близкий контакт».
«Мама, я блогер» – спектакль о «сосуществовании» социальных сетей и людей по пьесе Александры Стрижевской. «Когда ты берешь современную пьесу, ты еще не знаешь, пройдет ли она испытание временем. И проблема – рядом, ты видишь ее на улице, обсуждаешь ее с друзьями, можешь прочитать о ней в интернете. А как играть ее на сцене?», – размышляет Ася Князева. В современном материале режиссер хотела найти вечные темы, глубинные связи: «Если ты все сделаешь просто «современным», зритель считает это за десять минут, увидит сценографию, костюмы. Он уже все понял, а дальше ему еще два часа смотреть. Когда зритель начинает остро подключаться, понимать более глубинные связи между действующими лицами, тогда он чувствует схожесть с современностью, с его жизнью».