«Шекспировский балаган»

«Укрощение строптивой» Андрея Кончаловского в Театре Моссовета

 
В Театре Моссовета уже идет чеховская трилогия в постановке Андрея Кончаловского, на очереди – «многосерийный» Шекспир: три спектакля, три жанра – трагедия «Макбет», фантазия «Буря» и комедия «Укрощение строптивой», которая вышла первым номером. Предполагается, что играть во всех трех постановках – в духе бродячего театра – будет одна актерская команда. 

В «Укрощение строптивой» на моссоветовской сцене многое «переехало» из постановки Андрея Кончаловского в Неаполе: действие комедии Шекспира, как и в Teatro Stabile Napoli, он перенес в «очень красивый эстетический период» – 20-е годы XX века в Италии – пригласил итальянских коллег, чтобы объяснили артистам приемы, стилистику и условность комедии дель арте, а главную ставку сделал на открытую театральность. Здесь каждый – от Петруччо и «приручаемой» Катарины до слуги и молодого хозяина, обменявшихся ролями – ведет игру между выдумкой и реальностью. Фарсовый тон, взятый актерской командой, с первых минут дает понять, что всё здесь не всерьёз, всё это – шекспировский балаган, написанный бардом за кружкой эля, на скорую руку и с некоторой доли безответственности.

«Когда я думаю, что свою комедию, где всё время происходят странные, бессмысленные вещи, Шекспир писал пьяный, это мне дает огромную свободу, – говорит Кончаловский. – Я ставлю, как будто сам обкурился. Поэтому артистам можно многое простить». Любительскую труппу площадного театра новый состав, в отличие от прошлого, итальянского, не напоминает, но вполне отвечает режиссерским требованиям в легкости, гибкости и непосредственности. Правда, южного темперамента им заметно не хватает. Нет ускорений в духе немого кино и феллиниевской эксцентрики, как и громких «выхлопов» игровой энергии. «Итальянцам играть это проще, они вообще оперный народ – mamma mia! – они очень экстравертные, – поясняет Кончаловский. – С русскими артистами сложнее, потому что есть школа: их учат реализму, психологизму, а здесь надо выкинуть всё это на помойку. Надо уметь кривляться, быть формальным. Надо быть лицедеем. Не бояться клоунады».

По сути, в «Укрощении строптивой» режиссеру нужно было собрание Полуниных, ну, а в роли Петруччо – человек, который мог бы стать «летающим слоном». Перебирать труппу Театра Моссовета пришлось долго – и в итоге звать актера со стороны. Алексей Розин, известный по фильму Андрея Звягинцева «Нелюбовь» и Мастерской Брусникина, свои актерские амбиции реализует в сторителлинге, где есть много свободы, юмора и возможности похулиганить. Поднаторев в жанре, который требует от исполнителя импровизации и смелости – качеств, необходимых, чтобы реагировать на «переменный ток» истории и ответной реакции зрителей – он идеально вписался в образ «укротителя». Его Петруччо соединил в себе уверенность тяжеловеса, наглость Остапа Бендера и потрясающую легкость, с которой он манипулирует своенравной Катариной. На свадебную церемонию Петруччо явился, одетый по ренессансной моде – с парчовыми дутыми рукавами и штанинами, вызывающе яркий – как красная тряпка для быка и одновременно как паяц, способный гипонтизировть любую публику. От своего «дефолта» он вполне мог бы уйти по примеру капитана Фракасса, примкнув к бродячей труппе, к артистам комедии дель арте, для которых лицедейство – способ существования. Но выходит из финансового кризиса с помощью женитьбы. 

О том, что все происходящее – «театр в театре», игра, которую ведут мужчина и женщина, как обычно выясняя, кто здесь главный, – в спектакле Андрея Кончаловского напоминают гримерные столики и кронштейны с костюмами. Правда, по назначению они ни разу не используются: не показывают зрителям театральную «кухню» (а в комедии дель арте, к которой «Укрощение строптивой» приблизилось всего на пару шагов, нет «четвертой стены»). Просто сигнализируют об условности, где нет места иллюзии, зато приветствуется площадная игра «наотмашь». Это же делают видеопроекции в духе итальянского художника-сюрреалиста де Кирико и его городских пейзажей, напоминавших оперные декорации: залитые солнцем пустынные улицы с классической архитектурой и налетом нереальности, странного сна. На сцене эти картины каждый раз пересобирает гигантская отрисованная рука «демиурга» – с грохотом переставляя дома, как кубики. Еще одно напоминание об игре, в которой вряд ли стоит искать метафизику – скорее, улыбку гения, готового нагородить много нелепого и смешного, наивного и шутовского.     

Актуальной фемповестки – от борьбы за равноправие мужчин и женщин до противостояния сексизму и абьюзу – в перебранках Петруччо и Катарины практически не найти. На «гендерную войну» в активной фазе они не тянут. Героиня Юлии Высоцкой хоть и выглядит поначалу как рыжая стерва, несговорчивая и резкая, почти сразу сдает свои позиции: одна попытка домашней революции с прыжком на стол и криком: «Свободу!» – и вот она уже на полу, отчаянно колотит подушку, так что летят пух и перья, а потом кидается на петуха, остервенев в отсутствие еды, сна и всяких прав.

Безоговорочной капитуляцией это, конечно, не назовешь – как ни крути, а реваншистские настроения в Катарине очень сильны. Но она выбирает открытому противостоянию тонкие дипломатические ходы, способные опутать даже Петруччо с его деловой хваткой – да, начинает говорить не то, что думает, но имеет все шансы подчинить «большого босса» себе. И хотя с самого начала здесь рулят всем финансовые интересы, а любовь, как козырную карту, никто из супругов в кармане вроде бы не держит и вытащить в решающий момент не собирается, финал у Андрея Кончаловского многообещающий.                                 


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Завершилась спецпрограмма ЭХО Большого Детского фестиваля

    Специальная программа ЭХО Большого Детского фестиваля завершила работу 30 января в городе Озерск Челябинской области. За четыре дня здесь провели питчинг творческих проектов, образовательную программу для профессионалов театра, мастер-классы и тренинги для детей из творческих студий, а также лабораторию для молодых режиссеров. ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Назначен новый директор театра «Старый дом»

    Новым директором новосибирского театра «Старый дом» назначена Татьяна Ильина, которая раньше была начальником отдела развития Новосибирского музыкального театра. «Очень важно, лично для меня, что в театр «Старый дом» не просто ходят зрители. ...
  • Борис Эйфман готовит киноверсию «Русского Гамлета»

    В Петербурге завершилась съемочная часть работы над пластическим фильмом «Русский Гамлет», пишет Сlassicalmusicnews. Хореограф Борис Эйфман переносит на экран уже девятый спектакль. Киноверсия станет новым сценическим обращением Эйфмана к фигуре императора Павла Первого – человека, чья мечта о власти сбылась слишком поздно и обернулась трагедией. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • Десять фильмов Владимира Высоцкого

    25 января исполнится 85 лет со дня рождения выдающегося поэта и актера Владимира Высоцкого. «Театрал» подготовил для читателей подборку его киноработ. «Я родом из детства» (1966) Режиссер Виктор Туров. Тридцатилетний седой капитан-танкист, прошедший всю войну и горевший в танке, с лицом, по воле режиссёра был автором и исполнителем своих песен. ...
Читайте также