О начинающемся театральном сезоне, творческих планах и взглядах на жизнь «Театралу» рассказал художественный руководитель Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке, народный артист России Семен СПИВАК.
- Что ждете от нового сезона, Семен Яковлевич?
- От театральных сезонов специально ждать ничего не надо: чем больше ждешь, тем меньше подарков получаешь. Поэтому каждый раз я себе внушаю: «Обыкновенный очередной сезон, очередная работа». Мне так легче, я так больше делаю и больше успеваю. А когда воспринимаешь работу не как творчество, творчества становится больше.
- Но творческие планы, осуществления которых ждете, есть?
- Во-первых, мы пригласили в Молодежный театр талантливого режиссера Юрия Цуркану, который к декабрю поставит спектакль по рассказу Андрея Платонова «Возвращение», известному благодаря киносценарию «Семья Иванова». Во-вторых, уже весной состоится еще одна премьера – «Васса Железнова». Инициатива создания спектакля принадлежит нашим артистам, которые выбрали для постановки первый вариант известной пьесы Максима Горького. Пока я работал в Москве, в Большом театре, они начали «заваривать» эту историю, а я могу сказать, что все спектакли, которые начинались с самостоятельных работ, с актерских инициатив, у нас всегда удавались. Гоголь говорил, что искусство всегда ставит зеркало перед природой, перед человеком. Театр – территория нравственности: он должен заниматься человеком, его нравственным, внутренним измерением. «Васса Железнова» – это грустная история про то, как разваливается семья из-за сугубо материальных вещей. Мне кажется, что история вполне современная, особенно сегодня, когда некоторые люди пытаются вообще отрицать семью, превознося индивидуализм. Я верю в архаичные, ритуальные вещи. Если людям когда-то какие-то высшие силы внушили мысль, что должно разделиться на семьи, совокупность которых составляет общество, то так и должно оставаться.
- Сейчас такое время, что многие пытаются отрицать семью…
- Вчера вот прочитал у Платона, что никакой радости в одиночестве нет и быть не может. Семья – это общение, а самое главное на свете – это общение одного человека с другим. Но кроме таких «химических элементов» общения в семье, как любовь и уважение, есть еще и деньги. В «Вассе» Горьким исследуются люди с достатком, ведущие войну за этот достаток. Но похожие процессы происходят давно – не со времен Горького… Как только появился на Земле свет, появилась и тьма. Как только бог придумал жизнь, рядом появилась смерть. Так и с появлением денег возникло не только бескорыстие, но и жадность. Думаю, сейчас нам досталось такое время, в котором идет самое трудное, самое тяжелое испытание человечества деньгами, золотом. Если мы его сейчас выдержим, научимся к золоту относиться по-иному, легче, то вновь найдем взаимопонимание, станем братьями. Нет, раскол между людьми усугубится. Поэтому «Васса» и станет нашим честным «зеркалом». Ведь зритель больше всего любит смотреть и слушать истории про себя. Но к зеркалу записки с советами не приклеишь…
- Гастроли в новом сезоне ожидаются?
- У нас много поездок, гастролей. В сентябре мы едем со спектаклем «Обыкновенные чудики» в Белгород, на фестиваль «Актеры России – Михаилу Щепкину». В начале октября наша артистка со спектаклем «Я жду тебя, любимый!» отправится на фестиваль Solo в Москву. В двадцатых числах октября мы с тремя спектаклями – «Жестокие игры», «Пять вечеров» и «Обыкновенные чудики» – поедем благодаря федеральной программе «Большие гастроли» в город Ростов-на-Дону, а перед этим наши коллеги из Ростовского молодежного театра покажут свои постановки на нашей сцене.
- Молодежный театр славится своими проектами и околотеатральными мероприятиями…
- В ноябре уже во второй раз у нас стартует конкурс рецензий «Верю! Молодые о Молодежном», в котором принимают участие школьники и студенты. А уже с начала октября мы проводим важный для нас фестиваль «Петербург. Пространство Мольера», которым хотим объединить всех, кому важно творчество великого французского драматурга. Любой фестиваль помогает соединять, «склеивать» разобщенных людей, и это здорово.
- Не только мольеровские пьесы неоднократно рождали спектакли на сцене Молодежного. Год назад вас заинтересовала и жизнь самого Мольера…
- Да, булгаковская «Кабала святош» собирает у нас немало зрителей. Сейчас, мне кажется, важно возвращение понятия «достоинство человека» в нашу жизнь. Мольер когда-то точно уловил, что для Бога все мы – значимые точки, без различия, кто король, а кто слуга. И в пьесе Булгакова идет речь не столько о Мольере-художнике, сколько о Мольере-человеке. Мы все имеем право на ошибки, на героические поступки, но самое значимое наше право – право на уважение. Мне кажется, что эта пьеса про уважение к человеку, к личности. Мой учитель по йоге когда-то дал мне замечательное определение слова «личность». «Личность, - сказал он, - Это человек, который понимает, что рядом живет другая личность». И это касается как семьи, так и всего общества.
- Есть ли у вас как у режиссера секрет успеха?
- Мы в наших спектаклях стараемся придерживаться золотой середины – 50 на 50. Состоявшийся, получившийся спектакль – это спектакль, в котором 50% чувственности и 50% интеллектуальных рассуждений. Если это равновесие нарушается, например, в сторону чувств, мы рискуем скатиться в сентиментальность. Если в сторону разума, спектакль становится холодноватым, сухим... Названной формулы я стараюсь придерживаться уже пару-тройку десятков лет. Ведь связь головы и сердца – это секрет любого успеха. Искусство стало интеллектуализироваться не сегодня и даже не вчера. Происходит это давно, порой тенденция обостряется, становясь модой. Но люди так устроены, что они время от времени начинают заблуждаться, причем большими группами. А вслед за этим обязательно наступает момент гармонии. Возрождение – самый известный пример. Ведь к картинам Джотто и Рафаэля нас тянет именно потому, что в них присутствует это великое сочетание ума и сердца, в них есть мысль и есть чувство.
- Что ждете от нового сезона, Семен Яковлевич?
- От театральных сезонов специально ждать ничего не надо: чем больше ждешь, тем меньше подарков получаешь. Поэтому каждый раз я себе внушаю: «Обыкновенный очередной сезон, очередная работа». Мне так легче, я так больше делаю и больше успеваю. А когда воспринимаешь работу не как творчество, творчества становится больше.
- Но творческие планы, осуществления которых ждете, есть?
- Во-первых, мы пригласили в Молодежный театр талантливого режиссера Юрия Цуркану, который к декабрю поставит спектакль по рассказу Андрея Платонова «Возвращение», известному благодаря киносценарию «Семья Иванова». Во-вторых, уже весной состоится еще одна премьера – «Васса Железнова». Инициатива создания спектакля принадлежит нашим артистам, которые выбрали для постановки первый вариант известной пьесы Максима Горького. Пока я работал в Москве, в Большом театре, они начали «заваривать» эту историю, а я могу сказать, что все спектакли, которые начинались с самостоятельных работ, с актерских инициатив, у нас всегда удавались. Гоголь говорил, что искусство всегда ставит зеркало перед природой, перед человеком. Театр – территория нравственности: он должен заниматься человеком, его нравственным, внутренним измерением. «Васса Железнова» – это грустная история про то, как разваливается семья из-за сугубо материальных вещей. Мне кажется, что история вполне современная, особенно сегодня, когда некоторые люди пытаются вообще отрицать семью, превознося индивидуализм. Я верю в архаичные, ритуальные вещи. Если людям когда-то какие-то высшие силы внушили мысль, что должно разделиться на семьи, совокупность которых составляет общество, то так и должно оставаться.
- Сейчас такое время, что многие пытаются отрицать семью…
- Вчера вот прочитал у Платона, что никакой радости в одиночестве нет и быть не может. Семья – это общение, а самое главное на свете – это общение одного человека с другим. Но кроме таких «химических элементов» общения в семье, как любовь и уважение, есть еще и деньги. В «Вассе» Горьким исследуются люди с достатком, ведущие войну за этот достаток. Но похожие процессы происходят давно – не со времен Горького… Как только появился на Земле свет, появилась и тьма. Как только бог придумал жизнь, рядом появилась смерть. Так и с появлением денег возникло не только бескорыстие, но и жадность. Думаю, сейчас нам досталось такое время, в котором идет самое трудное, самое тяжелое испытание человечества деньгами, золотом. Если мы его сейчас выдержим, научимся к золоту относиться по-иному, легче, то вновь найдем взаимопонимание, станем братьями. Нет, раскол между людьми усугубится. Поэтому «Васса» и станет нашим честным «зеркалом». Ведь зритель больше всего любит смотреть и слушать истории про себя. Но к зеркалу записки с советами не приклеишь…
- Гастроли в новом сезоне ожидаются?
- У нас много поездок, гастролей. В сентябре мы едем со спектаклем «Обыкновенные чудики» в Белгород, на фестиваль «Актеры России – Михаилу Щепкину». В начале октября наша артистка со спектаклем «Я жду тебя, любимый!» отправится на фестиваль Solo в Москву. В двадцатых числах октября мы с тремя спектаклями – «Жестокие игры», «Пять вечеров» и «Обыкновенные чудики» – поедем благодаря федеральной программе «Большие гастроли» в город Ростов-на-Дону, а перед этим наши коллеги из Ростовского молодежного театра покажут свои постановки на нашей сцене.
- Молодежный театр славится своими проектами и околотеатральными мероприятиями…
- В ноябре уже во второй раз у нас стартует конкурс рецензий «Верю! Молодые о Молодежном», в котором принимают участие школьники и студенты. А уже с начала октября мы проводим важный для нас фестиваль «Петербург. Пространство Мольера», которым хотим объединить всех, кому важно творчество великого французского драматурга. Любой фестиваль помогает соединять, «склеивать» разобщенных людей, и это здорово.
- Не только мольеровские пьесы неоднократно рождали спектакли на сцене Молодежного. Год назад вас заинтересовала и жизнь самого Мольера…
- Да, булгаковская «Кабала святош» собирает у нас немало зрителей. Сейчас, мне кажется, важно возвращение понятия «достоинство человека» в нашу жизнь. Мольер когда-то точно уловил, что для Бога все мы – значимые точки, без различия, кто король, а кто слуга. И в пьесе Булгакова идет речь не столько о Мольере-художнике, сколько о Мольере-человеке. Мы все имеем право на ошибки, на героические поступки, но самое значимое наше право – право на уважение. Мне кажется, что эта пьеса про уважение к человеку, к личности. Мой учитель по йоге когда-то дал мне замечательное определение слова «личность». «Личность, - сказал он, - Это человек, который понимает, что рядом живет другая личность». И это касается как семьи, так и всего общества.
- Есть ли у вас как у режиссера секрет успеха?
- Мы в наших спектаклях стараемся придерживаться золотой середины – 50 на 50. Состоявшийся, получившийся спектакль – это спектакль, в котором 50% чувственности и 50% интеллектуальных рассуждений. Если это равновесие нарушается, например, в сторону чувств, мы рискуем скатиться в сентиментальность. Если в сторону разума, спектакль становится холодноватым, сухим... Названной формулы я стараюсь придерживаться уже пару-тройку десятков лет. Ведь связь головы и сердца – это секрет любого успеха. Искусство стало интеллектуализироваться не сегодня и даже не вчера. Происходит это давно, порой тенденция обостряется, становясь модой. Но люди так устроены, что они время от времени начинают заблуждаться, причем большими группами. А вслед за этим обязательно наступает момент гармонии. Возрождение – самый известный пример. Ведь к картинам Джотто и Рафаэля нас тянет именно потому, что в них присутствует это великое сочетание ума и сердца, в них есть мысль и есть чувство.