Олег Басилашвили отмечает день рождения

 
Сегодня, 26 сентября, 88 лет исполнилось народному артисту СССР Олегу Басилашвили. Он никогда не был просто акером, просто исполнителем, просто проводником чужих мыслей и чужой воли. И объяснял это просто: «Я как-то спросил у Товстоногова, что такое современный артист? Товстоногов сказал: «Понимаете, чем активнее гражданская позиция актера, тем он современнее и тем легче ему играть. Потому что у него существуют по поводу любого события свои чувства, свои переживания. У него есть своя позиция, во имя чего он выходит на сцену». 

По случаю дня рождения Олега Валериановича мы собрали некоторые его высказывания о театре, жизни и обществе:

  • Когда я репетировал Андрея Прозорова в «Трех сестрах», Товстоногов предлагал мне парадоксальные ходы. Например, у Чехова написано, что выходит Соленый и говорит, что он сейчас убьет Тузенбаха. Затем Соленый удаляется. Появляется Прозоров и разражается своим монологом. А Георгий Александрович свел нас вместе. И Соленый мне прямо в лицо говорил, что он сейчас убьет Тузенбаха. Предложенное режиссером решение мне показалось нелогичным. Я попытался возразить: «В таком случае Андрей должен немедленно отправиться к полковнику Вершинину, рассказать ему о намерении Соленого и предотвратить убийство». Георгий Александрович ответил: «Как раз в этом вся суть трагедии русской интеллигенции. Вместо действия она уходит в философистику. Вот вы смотрите на человека, который сейчас идет убивать вашего ближайшего друга Тузенбаха. И думаете: «Сейчас умрет Тузенбах… Вот так поубивают всех нас. Боже мой, как же дико живет Россия!» Вместо того, чтобы совершить конкретное действие, вы занимаетесь тем, что сидите и философствуете о бедах страны». Действительно, мы чаще всего только говорим, а действовать не способны. Может быть, именно в этом трагедия русской интеллигенции.

  • Общество покорно принимает все, что предлагает власть, потому что люди поняли: бессмысленно как соглашаться, так и протестовать. За них все решают начальники. До тех пор, пока не проснется самосознание обычного рядового человека, не будет гражданского общества и не прекратится хождение по кругу. 

  • Сейчас все чаще мне приходят в голову такие мысли: «А зачем мы все существуем? Зачем сам театр сейчас существует?» Ведь понятно, что театр как кафедра, театр, в котором Станиславский искал жизнь человеческого духа, – его нет. Сейчас театр призван просто развлекать публику. Но стоит ли ради этого жертвовать жизнью, как делали многие артисты? Я не думаю. Но я уверен, что то, о чем говорил Станиславский, то, ради чего погиб Вахтангов, то, за что был расстрелян Мейерхольд, – это дело никогда не погибнет. Потому что театр-дом, театр единомышленников – он должен жить в России и должен воспитывать людей. Он должен звать к лучшему и будить в душах то, что связывает их с космосом.

  • На самоизоляции я посмотрел (и всем советую) документальный фильм «Бродский не поэт». В одном из последних эпизодов, который был посвящен рассуждениям о России, Бродский развивал мысль, что, несмотря на всю злокозненность советской власти, которую он не принимал совершенно, она сделала одно очень благое дело. Мы все были равны, мы все были едины. Очень боялся Бродский, что в результате рыночных отношений мы будем разъединены собственными задачами: преуспеть, уцелеть и т.д. Это и происходит. Мы разъединяемся. Поэтому есть ощущение, что задача театра сейчас – объединить людей. В чем? Мне кажется, в понимании того, что надо жить не только для себя, но и для другого. Чтобы каждый из нас ощущал, что жизнь – это «секунда», и прожить ее надо так, чтобы вокруг тебя царили мир, покой и любовь. Это безумно сложная задача. Но я думаю, что русский театр всегда был нацелен на это. 

«Театрал» поздравляет Олега Валериановича с днем рождения! Желает здоровья, сил и неослабевающей связи с театром!


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • На спектакле в Калуге артисты в форме ВСУ инсценировали захват зрителей в заложники

    В калужской филармонии состоялась премьера иммерсивного спектакля Романа Разума о военных действиях на Донбассе «Вежливые люди», в рамках которого артисты, одетые в форму ВСУ, инсценировали стрельбу и захват зрителей в заложники. ...
  • Премьеру «Ну здравствуй, Лена!» покажет Мастерская Брусникина

    1 декабря театр «Мастерская Брусникина» и пространство «Внутри» представят премьеру спектакля «Ну здравствуй, Лена!» Михаила Мещерякова. Это современная мистерия про городок русской сказки по пьесе Марии Малухиной, вошедшей в шорт-лист фестиваля драматургии «Любимовка» в 2020 году. ...
  • Юрий Бутусов ушел из Театра Вахтангова

    Главный режиссер Юрий Бутусов уволился из Театра Вахтангова, так как сейчас находится в Париже и в ближайшее время не сможет продолжить работу над спектаклями. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на директора театра Кирилла Крока. ...
  • «Петя, волк и Володя-музыкант» покинут РАМТ

    В РАМТе 12 ноября пройдут заключительные показы экспериментального спектакля Егора Перегудова и Петра Айду «Петя, волк и Володя-музыкант», жанр которого авторы определяют как «симфонический цирк». Спектакль посвящен 85-летию всемирно известной симфонической сказки «Петя и волк», которую Сергей Прокофьев написал по заказу Наталии Сац специально для Центрального детского театра и продолжает цикл мероприятий к 100-летию РАМТа. ...
Читайте также