Балетная «пара» в Большом театре

 
В начале декабря на Исторической сцене Большого театра состоялись две премьеры. В один вечер театр представил «Шопениану» и Большое классическое па из балета «Пахита». Эта «пара» – акварельный шедевр плывшего «против течения» Михаила Фокина и роскошный «писанный маслом» имперский опус Мариуса Петипа – сочетание довольно необычное.

В общем, тут по Пушкину сошлись «лед» и «пламень»: прозрачная в своей гармоничной целостности, словно «выдохнутая» «Шопениана» и калейдоскопически броское Гран па «Пахиты»… Элегическая «Шопениана» в стиле Тальони, когда по собственному выражению Фокина «танцовщица поднималась на пуанты не для того, чтобы продемонстрировать стальной носок, а для того, чтобы, едва касаясь земли, создать своим танцем впечатление легкости, чего-то неземного, фантастического»… И россыпь амбициозных вариаций для балерин-виртуозок, демонстрирующих свой апломб. Единственное, что объединяет эти два балета – общая колыбель – петербургская школа.

Для восстановления «Шопенианы», начиная с 1932 года периодически присутствовавшей в афише Большого, пригласили педагогов-репетиторов екатеринбургского Урал Балета Наталью Большакову и Вадима Гуляева, вагановцев по происхождению, в свое время танцевавших в этом балете на сцене Кировского театра (ныне Мариинки). В качестве оформления художник по возобновлению Альона Пикалова использовала задник знаменитого сценографа Владимира Дмитриева, а как художника по костюмам пригласили Татьяну Ногинову, почти 20 лет проработавшую главным художником-технологом по костюмам в Мариинке и постоянно сотрудничающую с Большим. В результате спектакль приобрел легкий петербургский прононс. От него повеяло изысканным холодком отрешенности, очень идущей этому балету.

«Шопениана» – оммаж ускользающей красоте романтического балета, балеринам, сошедшим со старинных гравюр и литографий, их танцу каким его видел в своих мечтах Михаил Фокин. Этот одноактный шедевр можно танцевать как грезу любви, как мечту о совершенной несбыточной красоте, устремляясь в призрачное будущее, а можно – как прекрасное воспоминание об ушедшем, которое уже не вернется. Пожалуй, нынешнему возобновлению Большаковой и Гуляева интонационно ближе вторая трактовка. Юноша, вокруг которого парят сильфиды («Сильфиды» другое название балета, под которым он идет во всем мире), кажется, не питает никаких иллюзий. Артем Овчаренко (танцевавший в первый день показов) легкий, с прекрасным прыжком и отточенными движениями – максимально отстранен, как тот «кто пережил свои желанья, кто разлюбил свои мечты». Его лирический вальс с воздушной Екатериной Крысановой, буквально парившей в его руках, был окутан ностальгическим флером, каким окутаны версальские призраки на картинах Бенуа. Утонченностью, мимолетностью и изысканностью был отмечен и танец двух других солисток Кристины Кретовой и бывшей петербурженки Евгении Образцовой. Бесшумно скользящий вышколенный кордебалет не нарушал атмосферу романтической печали и бесстрастной гармонии.

Уже говорилось: трудно подобрать к «Шопениане» более контрастное хореографическое произведение, чем Большое классическое па из «Пахиты». Названный балет на музыку Эдуарда-Мари-Эрнеста Дельдевеза, был впервые поставлен в Париже знаменитым танцовщиком и балетмейстером Жозефом Мазилье в 1846 году. В России он увидел свет на год позже. Мариус Петипа, ангажированный как первый танцовщик Императорского театра, поставил «Пахиту» в купе со своим отцом Жаном Петипа и Пьером Фредериком Малавернем. А в 1881 году, уже в статусе официального хореографа императорских театров, Мариус Петипа существенно обновил старую версию, поставив для финальной картины (на специально написанную музыку Л.Минкуса) великолепное гран-па, по сей день считающееся одной из жемчужин мирового хореографического репертуара. Собственно говоря, оно долгие годы и исчерпывало представление современного российского зрителя о «загадочной» Пахите. После революции семнадцатого года спектакль ушел из репертуара, и возобновил свое сценическое существование в пятидесятые годы в формате упомянутого гран-па, блистательного балеринского дивертисмента, который танцевали в концертах, ставили как отдельный акт и даже включали в выпускные экзамены балетных школ. Так весной 1941 году для учеников Московского хореографического училища (чей выпуск предполагался в 1943-м) художественный руководитель МХУ Петр Гусев возобновил Большое классическое па из балета «Пахита», главную женскую партию в котором танцевала 15-летняя Майя Пдисецкая.

Нынешнее возобновление Гран-па из «Пахиты», впервые появившейся на сцене Большого в 1889 году, осуществил главный современный реставратор старинных балетов Юрий Бурлака. Именно ему театр был обязан предыдущим (2008 год) возобновлением этого хореографического шедевра.

Финальное свадебное гран-па обрамлено бальными танцами – гавотом, котильоном и детской мазуркой, которую мило станцевали учащиеся Московской академии хореографии. Гран-па, которое еще называют дефиле балерин, отражает иерархию имперской труппы, в центре коей – прима-балерина и премьер в великолепном окружении танцовщиц-солисток. Сегодня в Большом театре на сцену вышли молодые исполнители. Главные партии Пахиты и ее возлюбленного Люсьена де’Эрвильи, чьи сердца счастливо соединяются в последнем акте балета, станцевали прима Алена Ковалева и премьер Егор Геращенко. Сложнейшие вариации предназначенные, балеринам-виртуозкам поручили артисткам кордебалета, вопреки заветам Мариуса Ивановича Петипа, категорически возражавшего против того, чтобы их танцевали даже корифейки. Но надо отдать должное артисткам Большого, они оправдали оказанное им доверие, грамотно и без запинок станцевав сложнейшие вариации, хоть и… без особого блеска. Вот, кто действительно блеснул, так это обаятельный юный Дмитрий Смилевски, с невероятной легкостью станцевавший с Марией Мишиной и Маргаритой Шрайнер сложное, изысканно-игривое и кокетливое па де труа.

В целом же Гран-па «прозвучало» импозантно, мощно, вполне отвечая нашим представлениям о большом стиле русского имперского балета, чему способствовали и оформление Альоны Пикаловой (дворцовая терраса, с огромными арками, сквозь которые открывается вид на роскошный парк).  и богатые костюмы Елены Зайцевой. А парадная торжественность и ансамблевость финала, в котором задействованы все участники свадебного действа, производит прямо-таки грандиозное впечатление.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Семь фильмов Александра Митты

    28 марта 90-летие отмечает кинорежиссер Александр Митта. В преддверии юбилея «Театрал» подготовил подборку самых известных работ Мастера. 1. Звонят, откройте дверь (1965) Об удивительных открытиях двенадцатилетней девочки, которая по заданию любимого вожатого ищет в городе зачинателя пионерского движения. ...
  • У «Современника» появился «Идеальный расчёт»

    Во вторник, 28 марта, на Основной сцене театра «Современник» будет представлен премьерный спектакль «Идеальный расчет» по пьесе Пристли «Ракитовая аллея». К творчеству классика британской драматургии Джону Бойтону Пристли обратился режиссер Дмитрий Креминский. ...
  • Любовь по Астафьеву

    Уникальное здание Московского историко-этнографического театра погружает зрителей в уютную атмосферу еще до того, как начинается спектакль. Всё – от фасада до фойе – здесь дышит историей. Приверженность традициям и фольклору отличают камерный театр на Северо-Востоке Москвы. ...
  • Умер экс-директор Театра на Таганке Николай Дупак

    На 102-м году жизни скончался экс-директор Театра на Таганке, заслуженный артист Николай Дупак. Дупак руководил Театром на Таганке почти 30 лет, с начала 60-х. Он позвал в театр Юрия Любимова, принял на работу Владимира Высоцкого, несмотря на первоначальные возражения худрука; переманил в Москву Давида Боровского, тогда еще художника Киевского театра русской драмы имени Леси Украинки. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Новый Рижский театр отменил премьеру с Чулпан Хаматовой

    В Новом Рижском театре отменили премьеру Gogolis. Nature Morte, где одну из ролей в должна была сыграть Чулпан Хаматова. Отмену объяснили «творческой неудачей». За более чем тридцатилетнюю историю театра под руководством Алвиса Херманиса это первый подобный случай. ...
  • Премьера «Тихий Дон» готовится в театре «Русская песня»

    4 и 5 марта в театре «Русская песня» состоится премьера спектакля «Тихий Дон». Режиссер Дмитрий Петрунь отразил в трехчасовой постановке самые яркие моменты жизни героев легендарного романа Михаила Шолохова. ...
  • Эмилия Спивак: «Для папы театр – это всё!»

    Актриса театра и кино Эмилия СПИВАК – дочь худрука Молодежного театра на Фонтанке Семена Спивака – впервые вышла на сцену в 12 лет с «Письмом Татьяны», впрочем, становиться артисткой поначалу не собиралась. Но в итоге выбрала актерскую профессию и не жалеет об этом. ...
  • Фотообъективная история: Андрей Миронов

    7 марта  –  82 года со дня рождения выдающегося советского актера театра и кино Андрея Миронова. Журнал «Театрал» решил напомнить историю фотографа Владимира Машатина, связанную со съемками артиста. ...
Читайте также