«Три духа Рождества»

22 и 23 декабря в Театре кукол им. Образцова состоится премьера спектакля «Рождественская история»

 
Под Новый год в Театре Образцова выйдет «Рождественская история» по Диккенсу – мюзикл Алексея Франдетти, который решил «подружить» кукольных артистов и музыкальный жанр, а заодно познакомить с причудливыми куклами, в том числе четырехметровой высоты. 
 
Художник Виктор Плотников, который все эти куклы придумал и частично сделал сам, известен созданием механизмоидов и автоматонов. В «Рождественской истории» тоже есть сложно устроенные объекты. «Видели летающий ковер? Уже понятно, в какую сторону всё это движется, – механических трюков, которые уже подзабыты зрителями, – говорит актер Александр Захарьев, наш проводник по закулисью Театра Образцова. – Это барабанщик – уличная кукла, в Европе довольно распространенная. Кукловод спрятан: сидит в барабане, как в танке, только ноги видны. Можно ходить по улицам и деньги зарабатывать, обеспечивать себе старость, как и европейские коллеги делают».
 
В премьерном мюзикле наш гид репетирует две роли – призрака Марли и одного из трех святочных духов. Их не оказалось в репетиционном зале, где только что отработала кукла-барабан и шарманщик, внутрь которого забирается кукловод, чтобы приводить в движение маленьких музыкантов, поэтому мы вместе отправились на поиски. Наша первая остановка – склад. И отсюда выносят ватное существо – очень обаятельное и, кажется, неспособное никого напугать. Даже цепи – как традиционный атрибут привидений английского происхождения – не выглядят зловеще. И, само собой, не гремят.  


– Это летающий Марли – призрак, который явился старику Скруджу, чтобы предупредить, что скоро прилетят три духа. К своему бывшему компаньону он заглянул в новом для себя, «воздушном» виде. Выглядит как облако – и, кстати, ещё будет светиться, – рассказывает актер. – С Марли будут работать двое: я и помощник. Появляется он неожиданно: сначала зритель видит его отражение в зеркале, над камином, а потом он выходит из зазеркалья. Помимо того, что это персонаж инфернальный, он ещё и любитель оперы. Немножко комичный, правда? Исполняет оперную арию, свой номер заканчивает поклоном и исчезает. Спектакль же музыкальный – так что, в основном, мы поем и немножко говорим.
 
–  Мюзикл диктует свои правила игры?
– Диктует, конечно. Приходится петь живьем, практически нон-стоп, и одновременно работать с куклой. Поэтому мы на репетициях (и в машине, по дороге в театр, и дома) поем много и упорно. Сначала свои вокальные «номера» нужно вызубрить, довести до автоматизма, а потом уже соединять всё это с движением.

 
Это новая практика для вас?
– Мы люди привыкшие: у нас же разноплановый театр. Но мюзиклов в чистом виде ещё не было. Поэтому – да, новая практика. Другое актерское существование, другие особенности пения, которые мы только осваиваем. Наш главный режиссер Борис Константинов очень рад, что Алексей Франдетти развивает нас в музыкальном отношении. Конечно, мы сейчас себя более свободно чувствуем, более уверенно поём и в других наших спектаклях.
 
Интеграцию мюзикла в театр кукол обсуждаем по дороге к мастерским, минуя гигантские ноги Гулливера, в полкоридора, и его же руку размером с автомобиль. Снова остановка – маленькая мастерская, где накручивают золотые кудри духу сегодняшнего Рождества. Античный торс уже обклеен кусочками зеркал, как диско-шар.

Судя по эскизам, довершит праздничный образ юбка-шатер – с бархатными занавесками и оторочкой из белого меха, с остролистом и красными ягодами, новогодними шарами и золотой мишурой.

Наконец, попадаем в зал с высокими потолками, где полным ходом идет работа над зимними декорациями, но и кукольные герои «Рождественской истории» тоже здесь. 

Старика Скружда будет играть Ефим Шифрин. Но в мастерских Театра Образцова обнаружилась и кукла-костюм – серое пальто, похожее на высокий каменный постамент. Внутри спрятана лестница для артиста, а снаружи вместо карманов приделаны дверцы ящичков – оттуда будут появляться просители. Но денег, как известно, Скрудж не дает и вместо помощи рекомендует нуждающимся поселиться в тюрьме или просто отправиться в мир иной. Его гигантские руки, белые, как снег, пока стоят в стороне – ждут, когда приглашенный актер научится ими управлять. 

«Видите, это Скрудж, что немаловажно – лёгкий, – поясняет актриса Екатерина Хворостенко. – Это Фред, племянник Скруджа. А это гости – планшетные куклы. «Планшетные», потому что мы можем с ними работать и на столе, и на полу, и на любом планшете. Плюс, с ними намного удобнее петь, чем с габаритными куклами. Удобнее со всех сторон», – добавляет она. «Это поющая актриса, – уточняет наш проводник. – А мне неудобно петь с любыми куклами, поэтому приходится много тренироваться, чтобы быть на уровне».
Духов в большой мастерской мы не застали, но выяснили, как же артисты придумывают партитуру движений, что делают, чтобы кукла стала «самостоятельной».
 
Екатерина: Это называется – «попасть в маску». Вот личико – уже определенный характер заложен. Отсюда можно подбирать голосовую и визуальную характеристику. Как и в театре маски, тут очень важен жест, который передает настроение персонажа. Просто нужно запомнить, что ты хочешь сделать и почему ты хочешь это сделать. 

Александр: То есть очень важен отбор. Иначе вместо «партитуры движений» будет беспорядочное шевеление. Жесты для куклы надо отобрать и закрепить их, а между ними вполне может быть импровизация.

Екатерина: Да, момент импровизации возможен, если есть чёткий рисунок… Потом кукла может быть разной. Одной идут мягкие движения, а другая – наоборот, острая, как стрела. Это зависит от фактуры, от сырья, из которого изготовлена кукла, и от её тяжести.

Александр: Еще есть кукла, с которой можно работать одному. В принципе, с несложной тростевой человек справится сам. А, допустим, планшетная кукла, как эта, сложнее в управлении – здесь нужен помощник, а, возможно, даже два, если используются ноги.
Екатерина: Если кукла тяжёлая, если у неё есть механика, конечно, мы прибегаем к помощи и работаем в четыре руки.
 
Кстати, абсолютное большинство кукол в Театре Образцова – тростевые. Так завещал мастер. Но в «Рождественской истории» их нет – в работе только планшетные и паркетные, а в эскизах – куклы самых разных систем. Обещают много аттракционов – не менее захватывающих, чем в «Снежном шоу» Славы Полунина, – придумал их как раз художник «Рождественской истории». И, кстати, в подготовке премьеры в Театре Образцова очень много взял на себя – на первую встречу с режиссером принес полностью раскадрованный спектакль.  
 
 
– Какие будут локации в путешествии Скружда с духами по прошлому и будущему?
– Это улицы Лондона, места в пригороде, где жил главный герой, когда был маленький. Это мрачное кладбище, с которым связан третий дух. Страшное, сумрачное существо без лица, в чёрном капюшоне и с косой. Его длинная чёрная мантия, на которой расположились ночные лондонские улочки, домики с горящими окнами, она будет тянуться через всю сцену.

Второй дух – собственно, мой второй персонаж. Дух сегодняшнего Рождества – это большой любитель праздника. Это сам праздник! Добрый, весёлый, пьяный. Персонаж, который принимает всю эту жизнь как подарок и в полном объёме. Поэтому он и большой. Его много. Любовь, радость – всё, что входит в понятие «полноты жизни», он вмещает в себя.

Ну, а первый дух – девочка, летящая кукла с огненно-рыжими волосами. Весёлая. Открытая миру. Потому что она – это всё, что связано с детством Скруджа. Он же не всегда был мрачным скрягой. А, как и все дети, веселился, играл в снежки, танцевал, любил Рождество. А потом вдруг – раз, что-то случилось, что-то надломилось… Он стал абсолютно бездушным. Но получил уникальный шанс исправить свои ошибки и «переродиться».   

– Есть ли в премьерном спектакле аттракционы, которые гарантированно вызовут удивление, смогут обезоружить даже взрослых зрителей?
– Пока еще многое в работе, и мы сами не знаем, каких сюрпризов ждать, – признается актер. – Вообще, в театре кукол порой вызывает восторг самый простой трюк, потому что это происходит на твоих глазах. Но, вероятно, художник Виктор Плотников придумает и что-то невообразимое…


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Назначен новый директор театра «Старый дом»

    Новым директором новосибирского театра «Старый дом» назначена Татьяна Ильина, которая раньше была начальником отдела развития Новосибирского музыкального театра. «Очень важно, лично для меня, что в театр «Старый дом» не просто ходят зрители. ...
  • Борис Эйфман готовит киноверсию «Русского Гамлета»

    В Петербурге завершилась съемочная часть работы над пластическим фильмом «Русский Гамлет», пишет Сlassicalmusicnews. Хореограф Борис Эйфман переносит на экран уже девятый спектакль. Киноверсия станет новым сценическим обращением Эйфмана к фигуре императора Павла Первого – человека, чья мечта о власти сбылась слишком поздно и обернулась трагедией. ...
  • Театр простодушных обратился за поддержкой

    Театр простодушных, первый в России и Европе драматический театр для людей с синдромом Дауна, обратился за поддержкой в связи с угрозой закрытия. Пост в социальных сетях опубликовал директор и режиссер театра Дмитрий Чернэ. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • Десять фильмов Владимира Высоцкого

    25 января исполнится 85 лет со дня рождения выдающегося поэта и актера Владимира Высоцкого. «Театрал» подготовил для читателей подборку его киноработ. «Я родом из детства» (1966) Режиссер Виктор Туров. Тридцатилетний седой капитан-танкист, прошедший всю войну и горевший в танке, с лицом, по воле режиссёра был автором и исполнителем своих песен. ...
Читайте также