Под Новый год в Театре Образцова выйдет «Рождественская история» по Диккенсу – мюзикл Алексея Франдетти, который решил «подружить» кукольных артистов и музыкальный жанр, а заодно познакомить с причудливыми куклами, в том числе четырехметровой высоты.
Художник Виктор Плотников, который все эти куклы придумал и частично сделал сам, известен созданием механизмоидов и автоматонов. В «Рождественской истории» тоже есть сложно устроенные объекты. «Видели летающий ковер? Уже понятно, в какую сторону всё это движется, – механических трюков, которые уже подзабыты зрителями, – говорит актер Александр Захарьев, наш проводник по закулисью Театра Образцова. – Это барабанщик – уличная кукла, в Европе довольно распространенная. Кукловод спрятан: сидит в барабане, как в танке, только ноги видны. Можно ходить по улицам и деньги зарабатывать, обеспечивать себе старость, как и европейские коллеги делают».
В премьерном мюзикле наш гид репетирует две роли – призрака Марли и одного из трех святочных духов. Их не оказалось в репетиционном зале, где только что отработала кукла-барабан и шарманщик, внутрь которого забирается кукловод, чтобы приводить в движение маленьких музыкантов, поэтому мы вместе отправились на поиски. Наша первая остановка – склад. И отсюда выносят ватное существо – очень обаятельное и, кажется, неспособное никого напугать. Даже цепи – как традиционный атрибут привидений английского происхождения – не выглядят зловеще. И, само собой, не гремят.

– Это летающий Марли – призрак, который явился старику Скруджу, чтобы предупредить, что скоро прилетят три духа. К своему бывшему компаньону он заглянул в новом для себя, «воздушном» виде. Выглядит как облако – и, кстати, ещё будет светиться, – рассказывает актер. – С Марли будут работать двое: я и помощник. Появляется он неожиданно: сначала зритель видит его отражение в зеркале, над камином, а потом он выходит из зазеркалья. Помимо того, что это персонаж инфернальный, он ещё и любитель оперы. Немножко комичный, правда? Исполняет оперную арию, свой номер заканчивает поклоном и исчезает. Спектакль же музыкальный – так что, в основном, мы поем и немножко говорим.
– Мюзикл диктует свои правила игры?
– Диктует, конечно. Приходится петь живьем, практически нон-стоп, и одновременно работать с куклой. Поэтому мы на репетициях (и в машине, по дороге в театр, и дома) поем много и упорно. Сначала свои вокальные «номера» нужно вызубрить, довести до автоматизма, а потом уже соединять всё это с движением.
– Это новая практика для вас?
– Мы люди привыкшие: у нас же разноплановый театр. Но мюзиклов в чистом виде ещё не было. Поэтому – да, новая практика. Другое актерское существование, другие особенности пения, которые мы только осваиваем. Наш главный режиссер Борис Константинов очень рад, что Алексей Франдетти развивает нас в музыкальном отношении. Конечно, мы сейчас себя более свободно чувствуем, более уверенно поём и в других наших спектаклях.
Интеграцию мюзикла в театр кукол обсуждаем по дороге к мастерским, минуя гигантские ноги Гулливера, в полкоридора, и его же руку размером с автомобиль. Снова остановка – маленькая мастерская, где накручивают золотые кудри духу сегодняшнего Рождества. Античный торс уже обклеен кусочками зеркал, как диско-шар.
Судя по эскизам, довершит праздничный образ юбка-шатер – с бархатными занавесками и оторочкой из белого меха, с остролистом и красными ягодами, новогодними шарами и золотой мишурой.
Наконец, попадаем в зал с высокими потолками, где полным ходом идет работа над зимними декорациями, но и кукольные герои «Рождественской истории» тоже здесь.
Старика Скружда будет играть Ефим Шифрин. Но в мастерских Театра Образцова обнаружилась и кукла-костюм – серое пальто, похожее на высокий каменный постамент. Внутри спрятана лестница для артиста, а снаружи вместо карманов приделаны дверцы ящичков – оттуда будут появляться просители. Но денег, как известно, Скрудж не дает и вместо помощи рекомендует нуждающимся поселиться в тюрьме или просто отправиться в мир иной. Его гигантские руки, белые, как снег, пока стоят в стороне – ждут, когда приглашенный актер научится ими управлять.
– Есть ли в премьерном спектакле аттракционы, которые гарантированно вызовут удивление, смогут обезоружить даже взрослых зрителей?
– Пока еще многое в работе, и мы сами не знаем, каких сюрпризов ждать, – признается актер. – Вообще, в театре кукол порой вызывает восторг самый простой трюк, потому что это происходит на твоих глазах. Но, вероятно, художник Виктор Плотников придумает и что-то невообразимое…



– Это летающий Марли – призрак, который явился старику Скруджу, чтобы предупредить, что скоро прилетят три духа. К своему бывшему компаньону он заглянул в новом для себя, «воздушном» виде. Выглядит как облако – и, кстати, ещё будет светиться, – рассказывает актер. – С Марли будут работать двое: я и помощник. Появляется он неожиданно: сначала зритель видит его отражение в зеркале, над камином, а потом он выходит из зазеркалья. Помимо того, что это персонаж инфернальный, он ещё и любитель оперы. Немножко комичный, правда? Исполняет оперную арию, свой номер заканчивает поклоном и исчезает. Спектакль же музыкальный – так что, в основном, мы поем и немножко говорим.
– Мюзикл диктует свои правила игры?
– Диктует, конечно. Приходится петь живьем, практически нон-стоп, и одновременно работать с куклой. Поэтому мы на репетициях (и в машине, по дороге в театр, и дома) поем много и упорно. Сначала свои вокальные «номера» нужно вызубрить, довести до автоматизма, а потом уже соединять всё это с движением.

– Это новая практика для вас?
– Мы люди привыкшие: у нас же разноплановый театр. Но мюзиклов в чистом виде ещё не было. Поэтому – да, новая практика. Другое актерское существование, другие особенности пения, которые мы только осваиваем. Наш главный режиссер Борис Константинов очень рад, что Алексей Франдетти развивает нас в музыкальном отношении. Конечно, мы сейчас себя более свободно чувствуем, более уверенно поём и в других наших спектаклях.




Старика Скружда будет играть Ефим Шифрин. Но в мастерских Театра Образцова обнаружилась и кукла-костюм – серое пальто, похожее на высокий каменный постамент. Внутри спрятана лестница для артиста, а снаружи вместо карманов приделаны дверцы ящичков – оттуда будут появляться просители. Но денег, как известно, Скрудж не дает и вместо помощи рекомендует нуждающимся поселиться в тюрьме или просто отправиться в мир иной. Его гигантские руки, белые, как снег, пока стоят в стороне – ждут, когда приглашенный актер научится ими управлять.

«Видите, это Скрудж, что немаловажно – лёгкий, – поясняет актриса Екатерина Хворостенко. – Это Фред, племянник Скруджа. А это гости – планшетные куклы. «Планшетные», потому что мы можем с ними работать и на столе, и на полу, и на любом планшете. Плюс, с ними намного удобнее петь, чем с габаритными куклами. Удобнее со всех сторон», – добавляет она. «Это поющая актриса, – уточняет наш проводник. – А мне неудобно петь с любыми куклами, поэтому приходится много тренироваться, чтобы быть на уровне».

Духов в большой мастерской мы не застали, но выяснили, как же артисты придумывают партитуру движений, что делают, чтобы кукла стала «самостоятельной».
Екатерина: Это называется – «попасть в маску». Вот личико – уже определенный характер заложен. Отсюда можно подбирать голосовую и визуальную характеристику. Как и в театре маски, тут очень важен жест, который передает настроение персонажа. Просто нужно запомнить, что ты хочешь сделать и почему ты хочешь это сделать.
Александр: То есть очень важен отбор. Иначе вместо «партитуры движений» будет беспорядочное шевеление. Жесты для куклы надо отобрать и закрепить их, а между ними вполне может быть импровизация.
Екатерина: Да, момент импровизации возможен, если есть чёткий рисунок… Потом кукла может быть разной. Одной идут мягкие движения, а другая – наоборот, острая, как стрела. Это зависит от фактуры, от сырья, из которого изготовлена кукла, и от её тяжести.
Александр: Еще есть кукла, с которой можно работать одному. В принципе, с несложной тростевой человек справится сам. А, допустим, планшетная кукла, как эта, сложнее в управлении – здесь нужен помощник, а, возможно, даже два, если используются ноги.

Александр: То есть очень важен отбор. Иначе вместо «партитуры движений» будет беспорядочное шевеление. Жесты для куклы надо отобрать и закрепить их, а между ними вполне может быть импровизация.
Екатерина: Да, момент импровизации возможен, если есть чёткий рисунок… Потом кукла может быть разной. Одной идут мягкие движения, а другая – наоборот, острая, как стрела. Это зависит от фактуры, от сырья, из которого изготовлена кукла, и от её тяжести.
Александр: Еще есть кукла, с которой можно работать одному. В принципе, с несложной тростевой человек справится сам. А, допустим, планшетная кукла, как эта, сложнее в управлении – здесь нужен помощник, а, возможно, даже два, если используются ноги.
Екатерина: Если кукла тяжёлая, если у неё есть механика, конечно, мы прибегаем к помощи и работаем в четыре руки.
Кстати, абсолютное большинство кукол в Театре Образцова – тростевые. Так завещал мастер. Но в «Рождественской истории» их нет – в работе только планшетные и паркетные, а в эскизах – куклы самых разных систем. Обещают много аттракционов – не менее захватывающих, чем в «Снежном шоу» Славы Полунина, – придумал их как раз художник «Рождественской истории». И, кстати, в подготовке премьеры в Театре Образцова очень много взял на себя – на первую встречу с режиссером принес полностью раскадрованный спектакль.
– Какие будут локации в путешествии Скружда с духами по прошлому и будущему?
– Это улицы Лондона, места в пригороде, где жил главный герой, когда был маленький. Это мрачное кладбище, с которым связан третий дух. Страшное, сумрачное существо без лица, в чёрном капюшоне и с косой. Его длинная чёрная мантия, на которой расположились ночные лондонские улочки, домики с горящими окнами, она будет тянуться через всю сцену.
Второй дух – собственно, мой второй персонаж. Дух сегодняшнего Рождества – это большой любитель праздника. Это сам праздник! Добрый, весёлый, пьяный. Персонаж, который принимает всю эту жизнь как подарок и в полном объёме. Поэтому он и большой. Его много. Любовь, радость – всё, что входит в понятие «полноты жизни», он вмещает в себя.
Ну, а первый дух – девочка, летящая кукла с огненно-рыжими волосами. Весёлая. Открытая миру. Потому что она – это всё, что связано с детством Скруджа. Он же не всегда был мрачным скрягой. А, как и все дети, веселился, играл в снежки, танцевал, любил Рождество. А потом вдруг – раз, что-то случилось, что-то надломилось… Он стал абсолютно бездушным. Но получил уникальный шанс исправить свои ошибки и «переродиться».

Кстати, абсолютное большинство кукол в Театре Образцова – тростевые. Так завещал мастер. Но в «Рождественской истории» их нет – в работе только планшетные и паркетные, а в эскизах – куклы самых разных систем. Обещают много аттракционов – не менее захватывающих, чем в «Снежном шоу» Славы Полунина, – придумал их как раз художник «Рождественской истории». И, кстати, в подготовке премьеры в Театре Образцова очень много взял на себя – на первую встречу с режиссером принес полностью раскадрованный спектакль.

– Какие будут локации в путешествии Скружда с духами по прошлому и будущему?
– Это улицы Лондона, места в пригороде, где жил главный герой, когда был маленький. Это мрачное кладбище, с которым связан третий дух. Страшное, сумрачное существо без лица, в чёрном капюшоне и с косой. Его длинная чёрная мантия, на которой расположились ночные лондонские улочки, домики с горящими окнами, она будет тянуться через всю сцену.
Второй дух – собственно, мой второй персонаж. Дух сегодняшнего Рождества – это большой любитель праздника. Это сам праздник! Добрый, весёлый, пьяный. Персонаж, который принимает всю эту жизнь как подарок и в полном объёме. Поэтому он и большой. Его много. Любовь, радость – всё, что входит в понятие «полноты жизни», он вмещает в себя.
Ну, а первый дух – девочка, летящая кукла с огненно-рыжими волосами. Весёлая. Открытая миру. Потому что она – это всё, что связано с детством Скруджа. Он же не всегда был мрачным скрягой. А, как и все дети, веселился, играл в снежки, танцевал, любил Рождество. А потом вдруг – раз, что-то случилось, что-то надломилось… Он стал абсолютно бездушным. Но получил уникальный шанс исправить свои ошибки и «переродиться».

– Есть ли в премьерном спектакле аттракционы, которые гарантированно вызовут удивление, смогут обезоружить даже взрослых зрителей?
– Пока еще многое в работе, и мы сами не знаем, каких сюрпризов ждать, – признается актер. – Вообще, в театре кукол порой вызывает восторг самый простой трюк, потому что это происходит на твоих глазах. Но, вероятно, художник Виктор Плотников придумает и что-то невообразимое…
