Руслан Кутлыев: «Наш цифровой формат – это не привычный театр, не телеспектакли и не кино»

 
До середины июля в интернете проходит Onlife iDEA Fest – международный фестиваль цифрового театра. Актеры играют вживую из разных точек мира, а после спектакля присоединяются к обсуждению со зрителями. То, что началось в качестве эксперимента в пандемию, продолжается вот уже третий сезон с участием именитых актеров – Розы Хайруллиной, Вениамина Смехова, Александра Филиппенко. «Театрал» поговорил об особенностях формата с главным режиссером фестиваля Русланом Кутлыевым.

– Что такое onlife?

– Это не привычный театр, не телеспектакли и не кино. Формат меняет крепкое, окаменевшее внутри представление о театре. Мы называем это спектаклями, хотя еще нет слова, не отразилось в сердце какое-то понятие до конца, что же это такое.

Люди зачастую приходят играть или смотреть наши постановки. Вот они знают текст, помнят этот спектакль на сцене и думают, что сейчас будет то же самое, только через телефон или экран ноутбука. Нет, все совершенно по-другому выглядит и совершенно другие эмоции и у актера, и у зрителя.

– В период пандемии увлечение постановками в интернете было абсолютно понятным. Но вы продолжаете заниматься этим и сейчас. Чем этот формат вас так привлекает?

– Меня формат привлекает своей близостью, интимностью. Потому что в большинстве случаев это крупный план. И несмотря на то, что все актеры могут находится в разных странах, в разных часовых поясах, на спектакле мы находимся близко друг к другу.

Это еще способ похулиганить, попробовать в наш мир технологий привлечь внимание к какому-то интересному решению того, что многие уже знают. Актёры произносят знакомый текст, и он приобретает какое-то иное звучание и смысл.

Другой свободой формат привлекает. И когда пандемия закончилась, мы уже настолько далеко ушли в исследование этого дела под названием onlife, что останавливаться и класть на полку то, что уже было начато, как мне кажется, было бы самым неверным решением в жизни.

– Можно ли сказать, что за прошедшее время сформировались каноны onlife-формата или какие-то правила, по которым следует делать спектакль?

– Формат свежий, поэтому правила возникают каждый раз по-новому. Хотя есть личные правила. Например, когда встречаемся с актером на репетиции и когда я во время фестиваля адаптирую спектакли под цифровой формат, то я прошу актера сыграть непрерывно весь спектакль. Как он чувствует, как он знает, как понимает и принимает. Но не останавливаясь. И я, наблюдая за ними, начинаю чувствовать, находить какие-то подходы к характеру человека, что именно вот с этим актером надо так или по-другому. 

– Насколько самим актерам сложно перестроиться на работу в подобного рода постановках?

– Это не совсем та привычная профессия, если мы говорим про профессиональные требования. Профессия актера в кино и актера в театре - они же отличаются? И здесь тоже. Мы вместе с актёром, с медиа художником, с режиссером трансляции, режиссёром монтажа, визуала – мы все пытаемся вместе создать, может быть, даже какую-то новую профессию.

Всё зависит от того, насколько актер готов вот так крутануть колесо фортуны и получить эмоции, создав персонажа, который бы находился по ту сторону экрана у зрителя. Который дальше будет в интернете находиться всегда.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • В «Практике» состоится премьера «Кровоизлияние в МОСХ»

    29 и 30 сентября в театре «Практика» состоится первая премьера сезона – «Кровоизлияние в МОСХ» по пьесе Алексея Житковского.  Режиссер Юриий Печенежский, неоднократно отмеченный «Золотой Маской» и известный в провинции, поставит пьесу о том, как Никита Хрущев разогнал выставку «Новая реальность» к 30-летию МОСХа (Московского союза художников). ...
  • В Грузии прошли спектакли с участием Лии Ахеджаковой

    Спектакль «Мой внук Вениамин», в котором играет Лия Ахеджакова, успешно показали в Грузии. В постановке также принимали участие Александра Ислентьева, Надежда Лумпова и Егор Трухин. Это история о сложных отношениях между поколениями и о том, как семейные узы влияют на жизнь. ...
  • В Малом театре стартует лаборатория «Постигая Чехова»

    Малый театр запускает для молодых режиссеров творческую лабораторию «Постигая Чехова». В результате проделанной работы кандидаты представят эскизы по произведениям драматурга, а художественный совет определит победителя. ...
  • Калягин попрощался с дирекцией «Золотой маски»

    25 сентября прошло заседание Директорской ложи театров Москвы, где председатель СТД Александр Калягин и его заместитель Геннадий Смирнов рассказали о переменах в национальной театральной премии «Золотая маска». Александр Калягин официально взял на себя исполнение обязанностей президента «Золотой маски». ...
Читайте также

Самое читаемое

  • В «Практике» состоится премьера «Кровоизлияние в МОСХ»

    29 и 30 сентября в театре «Практика» состоится первая премьера сезона – «Кровоизлияние в МОСХ» по пьесе Алексея Житковского.  Режиссер Юриий Печенежский, неоднократно отмеченный «Золотой Маской» и известный в провинции, поставит пьесу о том, как Никита Хрущев разогнал выставку «Новая реальность» к 30-летию МОСХа (Московского союза художников). ...
  • В Грузии прошли спектакли с участием Лии Ахеджаковой

    Спектакль «Мой внук Вениамин», в котором играет Лия Ахеджакова, успешно показали в Грузии. В постановке также принимали участие Александра Ислентьева, Надежда Лумпова и Егор Трухин. Это история о сложных отношениях между поколениями и о том, как семейные узы влияют на жизнь. ...
  • В Малом театре стартует лаборатория «Постигая Чехова»

    Малый театр запускает для молодых режиссеров творческую лабораторию «Постигая Чехова». В результате проделанной работы кандидаты представят эскизы по произведениям драматурга, а художественный совет определит победителя. ...
  • Студенты Евгения Писарева сыграют «Л.Е.С.» в филиале Театра Пушкина

    Премьерные показы студенческого спектакля в постановке педагога, доцента кафедры актерского мастерства Евгении Дмитриевой состоятся 3 и 4 октября. «Л.Е.С.» станет совместным проектом Театра Пушкина и Школы-студии МХАТ. ...
Читайте также