Накануне первых показов «Маяковского» в «Ленкоме Марка Захарова» «Театрал» пообщался с одним из создателей постановки поэтом и драматургом Никой СИМОНОВОЙ.
– Ника, расскажите пожалуйста, как начиналась работа над этим спектаклем?
– Год или два назад мы с Алексеем Франдетти уже брались за работку истории, в которой центральный персонаж – поэт. Тогда я писала пьесу об Ольге Берггольц. Думаю, Алексей Борисович понял мою страстную любовь к поэзии и биографиям. Соединение драматического материала с актуальным сегодня музыкальным материалом «Басты» и его группы «Gazgolder» на сцене «Ленкома Марка Захарова» – это смело! Что касается меня… Поэзия Маяковского – это моя юность, ещё ребёнком я читала стихи у памятника поэту и выступала в его квартире-музее. Лет в 18 писала посвящения Маяковскому «под Маковского». Там были такие строчки:
Ваш стих – он дошёл….
но дошёл
не до всех,
Да и те
сто томов
партийных книжек!
Но звучит
ваш свинцовый
бессмертный смех
И ко мне
подкатывает
всё ближе!
Вот так, подкатывал, подкатывал и подкатил-таки?
– Над этой постановкой вы работали в соавторстве с музыкантами из команды «Gazgolder» и Василием Вакуленко («Бастой»), как вам удалось добиться единого звучания?
– Вначале было непросто, я щепетильно отношусь к текстам. Жадно хотелось написать всё самой, и драматургическую часть с диалогами, и тексты песен. Но ребята, создавая большую часть песен, писали их в стиле рэп. И постепенно я приняла – поняла, что в этом есть задумка и эстетика. В диалогах у нас – историческая правда, в песнях – день сегодняшний. Восприятие переломных моментов жизни Маяковского поженилось с сегодняшним днём. Получилось высказывание, обращенное к молодым ребятам, которые сегодня слушают «Басту», а теперь, возможно, расслышат Маяковского.
Как писал сам поэт: «Мир огромив мощью голоса, иду – красивый, двадцатидвухлетний.» Вот к таким же красивым, «двадцатидвухлетним» создатели спектакля и обращаются.
– Про какой период жизни Маяковского вы рассказываете в пьесе, на каких событиях делаете акцент?
– Я разделила пьесу не на сцены, а на тома. Всего двенадцать томов. Каждый раскрывает определенную тему в жизни Маяковского. Можно сказать, что моя пьеса – многотомник ошибок поэта. Жизнь, проживаемая как драма. Жизнетворчество, где каждый шаг – ошибка, но ошибка гениальная!
Первый акт – это восхождение Маяковского на олимп нового советского искусства. Взошёл, и молния в него ударила, взошёл – и покатился вниз. Это история про неразрешимые противоречия.
Акцент на молодые годы Маяковского. Он с огромным азартом ворвался в жизнь и большую поэзию. Это было его время. Которое совпало с предощущением революции и позже – с настроением свершившейся революции. Маяковский видел себя Прометеем, несущим красное знамя.
Во втором же акте – разговор о том, как слом эпох сказался на последующей жизни Маяковского и жизнях всех людей искусства, целого поколения. Кто сломался, кто устоял? Мы решили с Алексеем Франдетти, что тема одиночества таланта будет сквозной. Ведь Маяковский так и не нашел по-настоящему близкого человека. Одиночество в какой-то момент начало пожирать его изнутри, что и привело к трагическому финалу.
– А выбор актеров и распределение ролей отразились в какой-либо степени на первоначальной идее?
– В «Ленкоме» замечательные артисты. С некоторыми из ребят моего поколения, например, с Андреем Сергиевским и Зинаидой Диановой, Стасом Тикуновым и Игорем Коняхиным, я была знакома и до начала репетиций «Маяковского». Это приятно – увидеть знакомые лица на вокальном прослушивании и уже в распределении ролей! После прослушиваний мы с Алексеем Франдетти приняли решение добавить в пьесу новые сцены, новых персонажей. Ведь зная, как замечательно поет Виктор Викторович Раков, невозможно было не создать роль специально для него. Так Виктор Викторович стал Максимом Горьким, Иван Валерьевич Агапов – Корнеем Чуковским, а Елена Юрьевна Шанина и Любовь Михайловна Матюшина – матерями.
– Вы назвали Маяковского одним из важнейших для вас поэтов, удалось ли Вам открыть для себя что-то новое в его личности, работая над спектаклем?
– Два брата, которые родились в семье до Маяковского, умерли в младенчестве, рано умер и его отец, поэту было всего 13 лет. Я думаю, наш герой жил с перманентным предощущением собственной гибели. Во всём, созданном им, сквозит одиночество. Это публичное одиночество на самом деле близко и понятно каждому. Но лучше давайте проживём его вместе с Маяковским во время спектакля и по жизни будем счастливее. Поработаем над ошибками, так сказать!
Приходите на спектакль, уверена, после просмотра будет что обсудить!
– Ника, расскажите пожалуйста, как начиналась работа над этим спектаклем?
– Год или два назад мы с Алексеем Франдетти уже брались за работку истории, в которой центральный персонаж – поэт. Тогда я писала пьесу об Ольге Берггольц. Думаю, Алексей Борисович понял мою страстную любовь к поэзии и биографиям. Соединение драматического материала с актуальным сегодня музыкальным материалом «Басты» и его группы «Gazgolder» на сцене «Ленкома Марка Захарова» – это смело! Что касается меня… Поэзия Маяковского – это моя юность, ещё ребёнком я читала стихи у памятника поэту и выступала в его квартире-музее. Лет в 18 писала посвящения Маяковскому «под Маковского». Там были такие строчки:
Ваш стих – он дошёл….
но дошёл
не до всех,
Да и те
сто томов
партийных книжек!
Но звучит
ваш свинцовый
бессмертный смех
И ко мне
подкатывает
всё ближе!
Вот так, подкатывал, подкатывал и подкатил-таки?
– Над этой постановкой вы работали в соавторстве с музыкантами из команды «Gazgolder» и Василием Вакуленко («Бастой»), как вам удалось добиться единого звучания?
– Вначале было непросто, я щепетильно отношусь к текстам. Жадно хотелось написать всё самой, и драматургическую часть с диалогами, и тексты песен. Но ребята, создавая большую часть песен, писали их в стиле рэп. И постепенно я приняла – поняла, что в этом есть задумка и эстетика. В диалогах у нас – историческая правда, в песнях – день сегодняшний. Восприятие переломных моментов жизни Маяковского поженилось с сегодняшним днём. Получилось высказывание, обращенное к молодым ребятам, которые сегодня слушают «Басту», а теперь, возможно, расслышат Маяковского.
Как писал сам поэт: «Мир огромив мощью голоса, иду – красивый, двадцатидвухлетний.» Вот к таким же красивым, «двадцатидвухлетним» создатели спектакля и обращаются.
– Про какой период жизни Маяковского вы рассказываете в пьесе, на каких событиях делаете акцент?
– Я разделила пьесу не на сцены, а на тома. Всего двенадцать томов. Каждый раскрывает определенную тему в жизни Маяковского. Можно сказать, что моя пьеса – многотомник ошибок поэта. Жизнь, проживаемая как драма. Жизнетворчество, где каждый шаг – ошибка, но ошибка гениальная!
Первый акт – это восхождение Маяковского на олимп нового советского искусства. Взошёл, и молния в него ударила, взошёл – и покатился вниз. Это история про неразрешимые противоречия.
Акцент на молодые годы Маяковского. Он с огромным азартом ворвался в жизнь и большую поэзию. Это было его время. Которое совпало с предощущением революции и позже – с настроением свершившейся революции. Маяковский видел себя Прометеем, несущим красное знамя.
Во втором же акте – разговор о том, как слом эпох сказался на последующей жизни Маяковского и жизнях всех людей искусства, целого поколения. Кто сломался, кто устоял? Мы решили с Алексеем Франдетти, что тема одиночества таланта будет сквозной. Ведь Маяковский так и не нашел по-настоящему близкого человека. Одиночество в какой-то момент начало пожирать его изнутри, что и привело к трагическому финалу.
– А выбор актеров и распределение ролей отразились в какой-либо степени на первоначальной идее?
– В «Ленкоме» замечательные артисты. С некоторыми из ребят моего поколения, например, с Андреем Сергиевским и Зинаидой Диановой, Стасом Тикуновым и Игорем Коняхиным, я была знакома и до начала репетиций «Маяковского». Это приятно – увидеть знакомые лица на вокальном прослушивании и уже в распределении ролей! После прослушиваний мы с Алексеем Франдетти приняли решение добавить в пьесу новые сцены, новых персонажей. Ведь зная, как замечательно поет Виктор Викторович Раков, невозможно было не создать роль специально для него. Так Виктор Викторович стал Максимом Горьким, Иван Валерьевич Агапов – Корнеем Чуковским, а Елена Юрьевна Шанина и Любовь Михайловна Матюшина – матерями.
– Вы назвали Маяковского одним из важнейших для вас поэтов, удалось ли Вам открыть для себя что-то новое в его личности, работая над спектаклем?
– Два брата, которые родились в семье до Маяковского, умерли в младенчестве, рано умер и его отец, поэту было всего 13 лет. Я думаю, наш герой жил с перманентным предощущением собственной гибели. Во всём, созданном им, сквозит одиночество. Это публичное одиночество на самом деле близко и понятно каждому. Но лучше давайте проживём его вместе с Маяковским во время спектакля и по жизни будем счастливее. Поработаем над ошибками, так сказать!
Приходите на спектакль, уверена, после просмотра будет что обсудить!