В Алтайском краевом театре драмы им. Шукшина состоялись читки пяти пьес о Василии Шукшине, созданные в рамках драматургической лаборатории «Шукшин. Миф и реальность». Она проходит под руководством Павла Руднева – театрального критика, театроведа и помощника художественного руководителя МХТ им. Чехова.
Одна из задач лаборатории – создать новый драматургический материал, в центре внимания которого не герои Шукшина, а он сам. Его отношения с матерью Марией Сергеевной, влияние трагической судьбы репрессированного отца Макара Леонтьевича, связь с родным Алтаем и местными жителями – все это (и не только) стало темами новых пьес. В их основе – документальные источники, изученные авторами в архивах и музеях на родине Василия Макаровича.
«Рассказы Шукшина в последнее время все чаще встречаются на театральных афишах. Что касается его жизни и взглядов, то для театра – это пока территория инкогнито. Лаборатория «Шукшин. Миф и реальность» – это попытка восполнить этот пробел и ввести в театральный оборот воспоминания, биографии, публицистику самого Шукшина, рабочие записи и письма, живые свидетельства жителей села Сростки, где родился Василий Макарович», – говорят организаторы.
Над читками пьес, которые состоялись на экспериментальной сцене Алтайского театра 26 и 27 мая, драматурги работали вместе с артистами театра и режиссерами из разных городов России – Александром Огарёвым (Астрахань), Георгием Цнобиладзе (Санкт-Петербург), Еленой Маховой (Москва), Дмитрием Акимовым (Красноярск).
После каждой читки проходили обсуждения. В них участвовали руководитель лаборатории Павел Руднев, режиссеры, драматурги и зрители. Последние оценивали читки по 10-балльной шкале, а также голосовали «за» или «против» постановки. В результате были выбраны три пьесы, по которым будут созданы режиссерские эскизы. Их представят в январе 2024-го – в год, когда исполнится 95 лет со дня рождения Василия Шукшина. «Эти три пьесы созданы для разных сцен. У каждой из них есть шанс встретиться со зрителями в формате полноценного спектакля», – отмечают в пресс-службе театра.
Первое место в рейтинге занимает фанфик «Ныряй!» Светланы Баженовой, ученицы Николая Коляды. Драматург предлагает взглянуть на жизнь Шукшина с высоты «небесной канцелярии», откуда души-поводыри, предавшие собственный талант и завершившие свой путь раньше положенного, должны помогать себе подобным, чтобы те могли «доделать и договорить всё, что должны». Действие переносится из московской богемной квартиры на берег Москвы-реки, из квартиры в Свиблово – в редакцию журнала «Октябрь». Жизнь Шукшина предстает планомерным исполнением определенного свыше замысла.
На втором месте – пьеса «Дитенок мой милый, андел Васенька», в которой Дмитрий Богославский обращается к роли матери в жизни Василия Макаровича. Это история Марии – молодой женщины, которая потеряла супруга и осталась воспитывать двоих маленьких детей. В пьесе, где художественные образы и поэтические сны тесно переплетаются с реальными трагическими событиями из детства Шукшина, акцентируется жертвенность и мужество матерей, которые всю свою жизнь посвящают детям, а потом отпускают их в дальнее плавание.
Замыкает тройку лидеров «Барнаульская ночь». В этой пьесе Олег Маслов сосредотачивает внимание на человеческом образе писателя, его мыслях и идеях, зафиксированных в переписке и статьях. Вдохновился драматург легендой о том, как Шукшин посетил Барнаул по дороге в Бийск, и пофантазировал, как могла пройти ночь известного советского писателя, артиста и кинорежиссёра в ожидании поезда.
Далее в рейтинге, согласно оценке зрителей, – читка пьесы-вербатима Юлии Поспеловой «Музей», которая через интервью с хранителями музея-заповедника в Сростках и местной библиотеки раскрывает восприятие Шукшина людьми, хранящими память о нем, и читка пьесы Лары Бессмертной «Конец Шукшина, или 116 пополам», посвященной трагической теме отца Шукшина и написанной по документам дела 1933 года, когда был арестован Макар Леонтьевич.
Напомним, первый этап лаборатории прошёл осенью 2022 года. Тогда драматурги посетили экскурсии историка и краеведа Данила Дегтярёва «Барнаульский след Шукшина», побывали в Государственном музее истории литературы и искусства Алтая (ГМИЛИКА) и музее-заповеднике в Сростках, встретились с доктором филологических наук и исследователем творческого наследия и биографии Шукшина Дмитрием Марьиным и автором биографических книг о Шукшине Сергеем Тепляковым.
Павел Руднев рассказал «Театралу» о промежуточных итогах лаборатории «Шукшин. Миф и реальность», которой он руководит:
– Лаборатория «Шукшин. Миф и реальность» придумана в Алтайском театре драмы специалистами в театрализации текстов Василия Макаровича, поскольку в недрах Шукшинского фестиваля (Всероссийский фестиваль спектаклей по произведениям В.М. Шукшина «Здравствуйте, люди!» — прим. «Т») созрело мнение, что возможности интерпретации текстов Шукшина никогда не заходили на территорию личности Шукшина. Проект поддержан директором театра драмы Любовью Березиной: она видит в этой истории повод к развитию репертуара и, некоторым образом, свой долг.
Удивительно, что биография Василия Макаровича как одна из тем для театра пока никого не заинтересовала. А в ней много интересного, мучительного, трогательного, травматичного. Шукшин словно бы оказывается героем своих собственных рассказов – но точно не самых веселых. На это в своем театроведческом обосновании лаборатории указывает один из авторов проекта, барнаульский театральный критик Елизавета Гундарина, исследовавшая судьбу Шукшина в театре от истоков до сегодняшнего дня. Лаборатория не создана с наскока, а хорошо продумана и поделена на несколько этапов. На первом – отобрали драматургов. Осенью прошлого года они пообщались с историками и краеведами, изучили архивные документы и интервью, посетили связанные с Шукшиным места в Алтайском крае. Был доступ ко всему, что может стать предметом интереса для драматургов, даже пощупали документы. Такой метод экспедиции одновременно и авантюрный, и научный. Перед авторами была поставлена задача, с одной стороны, проявить фантазию, а с другой – взять за основу исторический документ, который даст пьесе ощущение правды, станет театральной ратификацией этих документов через театр. Многие факты из жизни Шукшина никогда не звучали со сцены, о них зритель просто не знает, поэтому лаборатория заявлялась еще и как возможность широко рассказать о судьбе художника, о том, из чего вырастает Мастер и его талант.
Пьесы, читки которых прошли в конце мая, рабочие, все они мне понравились. На обсуждении не слышал негативных отзывов, хотя какие-то детали текстов вызывали споры. Три пьесы более тяготеют к документу, две другие – к фантазии. Важно, что эти тексты будут отредактированы и изданы. Например, пьесу Лары Бессмертной про взаимоотношения Василия Макаровича с отцом опубликует журнал «Новый мир». В январе 2024 года по трем пьесам – «Ныряй» Светланы Баженовой, «Дитенок мой милый, андел Васенька» Дмитрия Богославского и «Барнаульская ночь» Олега Маслова – режиссеры создадут эскизы.
Право первой публикации и первой постановки принадлежит, конечно, Алтайскому краевому театру драмы, но я бы очень хотел, чтобы эти тексты подхватили другие театры – не только в Алтайском крае, но и в других регионах. В этом отношении произведения доступны, к ним можно обращаться. Шукшин настолько популярен, настолько прочно связан с советским и общероссийским контекстом и с радостными (и безрадостными) воспоминаниями людей о прошлом, что интерес федерального масштаба к этим текстам должен возникнуть.
Позже из режиссерских эскизов выберут одну-две постановки для создания полноценного спектакля. Я всячески склоняю театр к тому, чтобы одна постановка была сделана в традиционном формате, а другая – в необычном. Например, в формате спектакля-променада или аудиогида. Их можно создать по пьесе Юлии Поспеловой «Музей», которая посвящена музею Шукшина в его родном селе Сростки. Жанр променада сейчас популярен, и сделать его не так дорого.
Наша лаборатория была всесторонне поддержана – и зрителями, и специалистами-краеведами, и шукшиноведами. Для меня ценно, что не было никакого конфликта между драматургами и экспертами, чье доверие нам очень важно. Наоборот, специалисты были очень рады, что те факты о Шукшине, которые они раскопали и зафиксировали в книгах-малотиражках, благодаря театру становятся более доступны. Кроме того, проект невероятно поддерживает Министерство культуры Алтайского края. На читках пьес была министр культуры Елена Безрукова, которая в том числе выступала на дискуссиях. Ее понимание и неподдельный интерес мне кажутся очень трогательными и лишний раз подчеркивают: Шукшин – это икона Алтайского края, один из самых известных людей искусства этого региона. Я рад, что местные исследователи приняли нас, «чужаков» из других регионов, в свою семью и одобрили попытку зайти на неизведанную театром территорию.
Одна из задач лаборатории – создать новый драматургический материал, в центре внимания которого не герои Шукшина, а он сам. Его отношения с матерью Марией Сергеевной, влияние трагической судьбы репрессированного отца Макара Леонтьевича, связь с родным Алтаем и местными жителями – все это (и не только) стало темами новых пьес. В их основе – документальные источники, изученные авторами в архивах и музеях на родине Василия Макаровича.
«Рассказы Шукшина в последнее время все чаще встречаются на театральных афишах. Что касается его жизни и взглядов, то для театра – это пока территория инкогнито. Лаборатория «Шукшин. Миф и реальность» – это попытка восполнить этот пробел и ввести в театральный оборот воспоминания, биографии, публицистику самого Шукшина, рабочие записи и письма, живые свидетельства жителей села Сростки, где родился Василий Макарович», – говорят организаторы.

После каждой читки проходили обсуждения. В них участвовали руководитель лаборатории Павел Руднев, режиссеры, драматурги и зрители. Последние оценивали читки по 10-балльной шкале, а также голосовали «за» или «против» постановки. В результате были выбраны три пьесы, по которым будут созданы режиссерские эскизы. Их представят в январе 2024-го – в год, когда исполнится 95 лет со дня рождения Василия Шукшина. «Эти три пьесы созданы для разных сцен. У каждой из них есть шанс встретиться со зрителями в формате полноценного спектакля», – отмечают в пресс-службе театра.
Первое место в рейтинге занимает фанфик «Ныряй!» Светланы Баженовой, ученицы Николая Коляды. Драматург предлагает взглянуть на жизнь Шукшина с высоты «небесной канцелярии», откуда души-поводыри, предавшие собственный талант и завершившие свой путь раньше положенного, должны помогать себе подобным, чтобы те могли «доделать и договорить всё, что должны». Действие переносится из московской богемной квартиры на берег Москвы-реки, из квартиры в Свиблово – в редакцию журнала «Октябрь». Жизнь Шукшина предстает планомерным исполнением определенного свыше замысла.
На втором месте – пьеса «Дитенок мой милый, андел Васенька», в которой Дмитрий Богославский обращается к роли матери в жизни Василия Макаровича. Это история Марии – молодой женщины, которая потеряла супруга и осталась воспитывать двоих маленьких детей. В пьесе, где художественные образы и поэтические сны тесно переплетаются с реальными трагическими событиями из детства Шукшина, акцентируется жертвенность и мужество матерей, которые всю свою жизнь посвящают детям, а потом отпускают их в дальнее плавание.
Замыкает тройку лидеров «Барнаульская ночь». В этой пьесе Олег Маслов сосредотачивает внимание на человеческом образе писателя, его мыслях и идеях, зафиксированных в переписке и статьях. Вдохновился драматург легендой о том, как Шукшин посетил Барнаул по дороге в Бийск, и пофантазировал, как могла пройти ночь известного советского писателя, артиста и кинорежиссёра в ожидании поезда.
Далее в рейтинге, согласно оценке зрителей, – читка пьесы-вербатима Юлии Поспеловой «Музей», которая через интервью с хранителями музея-заповедника в Сростках и местной библиотеки раскрывает восприятие Шукшина людьми, хранящими память о нем, и читка пьесы Лары Бессмертной «Конец Шукшина, или 116 пополам», посвященной трагической теме отца Шукшина и написанной по документам дела 1933 года, когда был арестован Макар Леонтьевич.
Напомним, первый этап лаборатории прошёл осенью 2022 года. Тогда драматурги посетили экскурсии историка и краеведа Данила Дегтярёва «Барнаульский след Шукшина», побывали в Государственном музее истории литературы и искусства Алтая (ГМИЛИКА) и музее-заповеднике в Сростках, встретились с доктором филологических наук и исследователем творческого наследия и биографии Шукшина Дмитрием Марьиным и автором биографических книг о Шукшине Сергеем Тепляковым.

– Лаборатория «Шукшин. Миф и реальность» придумана в Алтайском театре драмы специалистами в театрализации текстов Василия Макаровича, поскольку в недрах Шукшинского фестиваля (Всероссийский фестиваль спектаклей по произведениям В.М. Шукшина «Здравствуйте, люди!» — прим. «Т») созрело мнение, что возможности интерпретации текстов Шукшина никогда не заходили на территорию личности Шукшина. Проект поддержан директором театра драмы Любовью Березиной: она видит в этой истории повод к развитию репертуара и, некоторым образом, свой долг.
Удивительно, что биография Василия Макаровича как одна из тем для театра пока никого не заинтересовала. А в ней много интересного, мучительного, трогательного, травматичного. Шукшин словно бы оказывается героем своих собственных рассказов – но точно не самых веселых. На это в своем театроведческом обосновании лаборатории указывает один из авторов проекта, барнаульский театральный критик Елизавета Гундарина, исследовавшая судьбу Шукшина в театре от истоков до сегодняшнего дня. Лаборатория не создана с наскока, а хорошо продумана и поделена на несколько этапов. На первом – отобрали драматургов. Осенью прошлого года они пообщались с историками и краеведами, изучили архивные документы и интервью, посетили связанные с Шукшиным места в Алтайском крае. Был доступ ко всему, что может стать предметом интереса для драматургов, даже пощупали документы. Такой метод экспедиции одновременно и авантюрный, и научный. Перед авторами была поставлена задача, с одной стороны, проявить фантазию, а с другой – взять за основу исторический документ, который даст пьесе ощущение правды, станет театральной ратификацией этих документов через театр. Многие факты из жизни Шукшина никогда не звучали со сцены, о них зритель просто не знает, поэтому лаборатория заявлялась еще и как возможность широко рассказать о судьбе художника, о том, из чего вырастает Мастер и его талант.
Пьесы, читки которых прошли в конце мая, рабочие, все они мне понравились. На обсуждении не слышал негативных отзывов, хотя какие-то детали текстов вызывали споры. Три пьесы более тяготеют к документу, две другие – к фантазии. Важно, что эти тексты будут отредактированы и изданы. Например, пьесу Лары Бессмертной про взаимоотношения Василия Макаровича с отцом опубликует журнал «Новый мир». В январе 2024 года по трем пьесам – «Ныряй» Светланы Баженовой, «Дитенок мой милый, андел Васенька» Дмитрия Богославского и «Барнаульская ночь» Олега Маслова – режиссеры создадут эскизы.
Право первой публикации и первой постановки принадлежит, конечно, Алтайскому краевому театру драмы, но я бы очень хотел, чтобы эти тексты подхватили другие театры – не только в Алтайском крае, но и в других регионах. В этом отношении произведения доступны, к ним можно обращаться. Шукшин настолько популярен, настолько прочно связан с советским и общероссийским контекстом и с радостными (и безрадостными) воспоминаниями людей о прошлом, что интерес федерального масштаба к этим текстам должен возникнуть.
Позже из режиссерских эскизов выберут одну-две постановки для создания полноценного спектакля. Я всячески склоняю театр к тому, чтобы одна постановка была сделана в традиционном формате, а другая – в необычном. Например, в формате спектакля-променада или аудиогида. Их можно создать по пьесе Юлии Поспеловой «Музей», которая посвящена музею Шукшина в его родном селе Сростки. Жанр променада сейчас популярен, и сделать его не так дорого.
Наша лаборатория была всесторонне поддержана – и зрителями, и специалистами-краеведами, и шукшиноведами. Для меня ценно, что не было никакого конфликта между драматургами и экспертами, чье доверие нам очень важно. Наоборот, специалисты были очень рады, что те факты о Шукшине, которые они раскопали и зафиксировали в книгах-малотиражках, благодаря театру становятся более доступны. Кроме того, проект невероятно поддерживает Министерство культуры Алтайского края. На читках пьес была министр культуры Елена Безрукова, которая в том числе выступала на дискуссиях. Ее понимание и неподдельный интерес мне кажутся очень трогательными и лишний раз подчеркивают: Шукшин – это икона Алтайского края, один из самых известных людей искусства этого региона. Я рад, что местные исследователи приняли нас, «чужаков» из других регионов, в свою семью и одобрили попытку зайти на неизведанную театром территорию.