Сопротивление нелюбви

В Молодежном театре на Фонтанке отметили юбилей Сергея Барковского

 
14 декабря Заслуженному артисту Сергею Барковскому исполнилось 60 лет. А 16 декабря на сцене Молодежного театра на Фонтанке Сергей Дмитриевич отметил свой юбилей. В первом отделении зрителям был представлен драматический этюд в одном действии по пьесе Чехова «Лебединая песня, или Калхас». Во втором был поздравительный капустник с участием артистов Молодежного театра на Фонтанке и их коллег.

На русской сцене артистов, подобных Барковскому, можно пересчитать по пальцам одной руки – со столь широкой профессиональной палитрой, жанровой пластичностью, глубокой погруженностью в образ и умением постичь код души своего героя. Помимо мощных артистических данных Сергей Дмитриевич обладает уникальной для нашего времени основательностью личности, а именно врожденной честностью, перфекционизмом, обширными знаниями в области философии, русской словесности, истории искусства.

Философ по образованию и натуре, Сергей Дмитриевич довольно рано понял, что служение Мельпомене – его призвание. Учась на философском факультете Ленинградского государственного университета, он уже пробовал себя в художественной самодеятельности. После окончания ЛГУ, в 1986 году, он стал готовиться к поступлению в аспирантуру. Но вместо аспирантуры поступил в ЛГИТМиК (ныне РГИСИ) на курс профессора Мара Сулимова по специальности «режиссура и актёрское мастерство».  В 1992 году, получив диплом с «отличием», Сергей Барковский стал артистом Молодежного театра на Фонтанке.
 
С той поры прошел 31 год. Сегодня Сергей Дмитриевич – многогранный артист, чья профессиональная палитра стремится к бесконечности. В кино и театре им сыграно превеликое множество ролей. Как точно подметил его коллега по сцене Михаил Черняк, Барковскому дана способность никогда не повторяться. Про таких как Барковский говорят: «Ему любая роль к лицу».
 
Но особенно к лицу ему пришлась роль Василия Светловидова, комика из пьесы Чехова «Лебединая песня, или Калхас», воплощенная им аккурат к своему бенефису. У Чехова пьеса написана как монолог одного героя. Но режиссер Наталья Архипова задумала этюд-диалог в исполнении Сергея Барковского и Алексея Одинга. В чеховский текст были включены сцены из произведений: «Мещанин во дворянстве» Мольера, «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Мертвые души» Гоголя, «Король забавляется» Гюго, «Антрепренер под диваном» Чехова, «Продавец птиц» Целлера (куплеты из оперетты), «Король Лир» Шекспира, «Сирано де Бержерак» Ростана.
 
Смысловая линия, которую ведет герой Барковского, начинается с реплик, полных уныния и ожидания скорой смерти. Старый актер, справивший на сцене родного театра свой бенефис, заснул в артистической уборной, всеми забытый и покинутый. Проснувшись, Светловидов-Барковский пугается темноты, долго приходит в себя, осматривает подарки в свойственной ему ироничной манере, констатирует свое нелицеприятное состояние и отсутствие твердости в ногах после встречи Вакха с Мельпоменой. Но за всей этой похмельной разудалостью прячется нечто драматически тревожное, не зря, подойдя к самой рампе, он обращается в зрительный зал с вопросом «Кто здесь?», вкладывая в этот простой вопрос философский подтекст. А именно – стремление понять, кто был его собеседником на протяжении долгой службы в этом театре, для кого и ради чего он выходил на эту сцену столько лет.
 
Сперва Барковский появляется перед зрителями в одеянии Калхаса, но затем по мере развития сюжета разоблачается до исподнего, и так играет практически весь спектакль. В этом заключена идея «разоблачения» театра и зрителей, вскрытие тайной сути артистического делания. Его фраза «нет акустики в этом театре» не о технических особенностях помещения, а о том, что Василия Светловидова никто не слышит. Он даже в какой-то момент представляется суфлеру мертвым, причем настолько, что потрясенный Никита накрывает его с головой, как покойника и возлагает на его «тело» букет цветов. Но смерть оказывается мнимой. И в этом тоже заключена театральная метафора, своеобразная отсылка к «Мнимому больному» Мольера, хотя, скорее это отсылка к условности, без которой не обходится ни один спектакль. Но эта условность сродни волшебству, она позволяет артистам сотворить чудо преображения прямо на глазах у зрителя: так старинный столик по воле Светловидова-Барковского превращается в пианино, на котором ему аккомпанирует суфлер Никита во время исполнения куплетов из оперетты «Продавец птиц». Белые лоскуты ткани становятся ливнем, обрушивающимся на короля Лира и его верного шута. Ночной колпак Светловидова одним ловким движением трансформируется в шутовской колпак суфлера Никиты, деревянная лестница на колесиках служит Джульетте (эту роль с тонкой иронией исполнил Алексей Одинг) балконом, с которого она как бы укоряет Ромео-Барковского в ответ на его страстный любовный монолог.
 
Весь драматический этюд первого отделения посвящен постижению природы театра. Василий Васильевич Светловидов, вглядываясь в свою артистическую судьбу, говорит о смысле профессии, утраченной любви, таланте, смерти. Все начинается с сожалений, а заканчивается идеей борьбы. Хороший артист находится в постоянном преодолении, не зря Чехов в уста Светловидова вкладывает монологи из «Короля Лира», «Гамлета», «Отелло», «Бориса Годунова», «Горе от ума». Герой Барковского от уныния и тоски постепенно переходит к бунту, стремлению вырваться на свободу, осознать себя как героя не ведомого, но ведущего. Драматическая коллизия ведет Светловидова из сумрака на свет. 
 
Барковский и Одинг в контексте спектакля сосуществуют на равных. Оба артиста говорят о главных понятиях страстно, изящно, с юмором, весело даже когда, казалось бы, сюжет не располагает к веселью. Линия каждого из них органично вплетается в смысловую генеральную идею, повествующую о том, что театр, как и искусство вообще – это сопротивление нелюбви.

 
Эта же идея находит продолжение и во втором отделении бенефиса. Здесь Барковский уже в качестве юбиляра вполне закономерно погрузился в глубокое кресло белого цвета, которое его герою Светловидову в первом действии служило убежищем. К зрителям вышел ведущий Михаил Черняк. Он пригласил на сцену директора Молодежного театра Ольгу Романецкую, которая вручила юбиляру Благодарность Губернатора Санкт-Петербурга и Почетную грамоту Председателя Законодательного собрания.  А дальше Михаил Черняк одного за другим представлял коллег бенефицианта, уже признанных и еще совсем юных. Особенно теплым было поздравление Гелия Борисовича Сысоева, ведущего артиста Александринского театра и давнего друга Барковского.


 
Выяснились интересные детали творческой биографии Сергея Дмитриевича. Оказывается, он еще и наставник – с юбилеем его поздравили «барковчата», студенты его курса. Кроме Молодежного театра Сергей Дмитриевич успевает служить в детском театре «Серебряный ключик». Вместе с молодой труппой он исполнил песенку из спектакля «Мальчик, который продал свой смех».

Оригинальным этюдом его поздравил Андрей Носков. В роли вымышленного критика он проанализировал особенности художественной манеры Барковского, произнося на разные лады его фамилию, чем обозначил богатый спектр выразительных нюансировок артиста. Поздравительную песнь в честь юбиляра спел его брат Илья Носков.

Участницы ансамбля «Уралочка» (актрисы Молодежного театра Александра Бражникова, Марина Ордина, Ольга Феофанова, Екатерина Дронова, Алла Одинг и Надежда Рязанцева) в музыкальном поздравлении выразили всю невыразимую любовь к юбиляру. Михаил Башаков исполнил музыкально-драматический этюд на тему «рок, рэп и авторская песня» и свою знаменитую песню «Сопротивление нелюбви». Сергея Дмитриевича также поздравили коллеги по Молодежному театру Александр Черкашин и Василина Кириллова.

А завершил праздничный вечер Народный артист РФ и художественный руководитель Семен Яковлевич Спивак, который исполнил стихотворение Николая Агнивцева «Перс на крыше» как артистический этюд на персидские мотивы и со свойственным ему чувством юмора произнес «обстоятельную» поздравительную речь в адрес юбиляра – «С Днем рождения, Сережа…»


Поделиться в социальных сетях: