В Александринке выйдет премьера «Мейерхольд. Чужой театр»

 
Валерий Фокин выпустит спектакль по стенограмме последнего собрания Мейерхольда с труппой ГосТИМа, на котором обсуждалась разгромная статья «Чужой театр». Именно она стала отправной точкой к закрытию ГостТИМа, случившемуся спустя месяц, и уничтожению самого режиссера. Премьера состоится 9, 10 и 11 февраля.

Критическая статья, к которой отсылает название спектакля, вышла в газете «Правда» под конец 1937 года, содержала обвинения в формализме, в том, что Мейерхольд создал «антиобщественную атмосферу» в своем театре, и требования его закрыть. Текст постановки основан на стенограмме общего собрания, где труппа и все работники ГосТИМа осуждают режиссера, а никак не автора публикации. «Личные недовольства, ущемленные самолюбия, разногласия творческого характера – все эти мотивы являются основой претензий (как нелепых, смешных, так и разумных, вполне обоснованных), которые высказываются прямо, без обиняков в лицо мастеру», – отмечают в Александринском театре.

Диалоги из стенограммы в спектакле Валерия Фокина монтируются с воспоминаниями и фантазиями самого Мейерхольда, поэтому конфликт становится надбытовым, поднимается до обобщений, связанных с компромиссами художника и его отношениями с обществом, с мерой его «ответственности перед самим собой и перед теми, кто пошел за ним».

В постановке заняты Владимир Кошевой (в роли Мейерхольда), а также Владимир Лисецкий, Светлана Смирнова, Степан Балакшин, Олеся Соколова, Анастасия Пантелеева, Владимир Маликов, Дмитрий Гирев и другие. За визуальные решения отвечает художник Алексей Трегубов. 

Еще один спектакль, посвященный Мейерхольду, под названием «Мейер» появится в «7 ярусе», на экспериментальной сцене Александринки. Кирилл Люкевич возьмется за мистический роман Сергея Кемпо о встрече монтировщика сцены с призраком великого режиссера, работавшего с 1932 по 1938 год в здании, где сейчас находится Театр Ермоловой.

Напомним, что в связи со 150-летием со дня рождения Всеволода Мейерхольда, которое будет отмечаться в феврале 2024 года, Новой сцена Александринки теперь носит имя режиссера-реформатора и весь сезон здесь идет «Мейерхольдоведение» – серия перформансов, каждый из которых по-своему пытается отрефлексировать творческие практики Мейерхольда. 


Поделиться в социальных сетях: