Прокатная тройка

Что смотреть в кинотеатрах с 25 января по 1 февраля

 
На этой неделе в кинотеатрах невероятное богатство выбора. Но три фильма нашего обзора – это то, что ни в коем случае нельзя пропустить.
 
МАСТЕР И МАРГАРИТА
 
Выдающаяся экранизация великого романа, в которой прекрасно всё – от кастинга до мельчайших деталей.  Евгений Цыганов – вылитый Булгаков, Юлия Снигирь – ослепительная Маргарита, они оба – идеальная пара, и все остальные актеры блистательно хороши. В роли Воланда – немец Аугуст Диль («Бесславные ублюдки», «King’s man», «Курск»). Прекрасна и режиссура, и операторская работа, и музыка, совершенно ошеломительны костюмы и декорации. В общем, весь фильм целиком – шедевр, как он есть. Авторы не экранизируют роман впрямую (на чем потерпели неудачу их предшественники). Режиссер Михаил Локшин и сценарист Роман Кантор пересобирают книгу заново, меняя порядок повествования и перенося часть действия в параллельную реальность – в футуристическую Москву прошлого, местами используют первые редакции текста Булгакова, и – перед нами совершенно удивительное повествование про сегодня и сейчас: про отмену культуры, черные списки, запрет на постановки, вражескую идеологию, доносительство и т.д., и т.п. 

В фильме Мастер написал пьесу про Пилата и Иешуа, ее поставили в театре, а потом запретили за вражескую религиозную пропаганду, и, отмененный везде, чтобы не сойти с ума, Мастер начинает писать роман про Маргариту (девушку, которую он встретил случайно на улице) и Сатану, поселившегося в Москве.  И Воланд, и вся его свита оживают на страницах нового романа, расправляясь по очереди с теми, кто оболгал Мастера и угробил его карьеру.

Фильм делался 4 года, за это время дикая реальность догнала и обогнала его настолько, что вот уже критики Латунские и им подобные открыли оголтелую травлю уже против режиссера фильма – требуя расправы над ним, запрета фильма в прокате и это только мизерная часть того, что можно почитать в тг-каналах. А ведь еще недавно с талантливейшим дебютантом Локшиным, снявшим чудесный новогодний фильм «Серебряные коньки» (2020), ставший хитом проката и проданных на Netflix, мечтал работать любой продюсер. Именно за выдающийся талант Локшину доверили проект века – «Мастер и Маргариту».  И он справился на 120 из 100, несмотря на то, что завершать фильм ему пришлось вдали от России.

«Мастер и Маргарита» тоже должен был стать Netflix Originals, но теперь большое счастье, что он просто вышел, причем ни один из телеканалов картину не поддерживает.  Зато его активно поддерживают зрители – за первый уикенд 430 млн рублей.
 

ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ

Новый фильм режиссера Ивана И.Твердовского («Класс коррекции», «Зоология», «Конференция») и продюсера Катерины Михайловой («Страна Саша», «Конференция»). Леденящая кровь зимняя сказка о девушке Вике, которая решила сбежать из мурманской области в северное Королевство.  «Вижу, что страшное ты задумала», –говорит Вике местная шаманка, к которой Вика пришла то ли ради заговора на дорогу, то ли чтобы избавиться от недуга.  У Вики – панические атаки, с детства. Всему виной – выбросы никелевого завода, которые поражают нервную систему.   Паника охватывает ее в помещении с закрытыми дверями, а ее постоянно где-то запирают. Вот и шаманка закрывает дверь наглухо, а Вика истошно орет «Открой дверь!»

Вику играет великолепная Лена Тронина – хрупкая, инфернальная, милая, но с дикими глазами, кроткая, но решительная одновременно. Пройдя мучительный обряд, она получает на почте паспорт с визой, прячет его у подруги и отправляется домой собирать вещи. Но в доме ее запирает мать. В комнате с обоями такой чудовищной расцветки, что немедленно хочется выкинуться в окно. И Вика выкидывается – из окна прямо в омут с головой – в мурманскую сверхглубокую лужу, с которой и начнется ее новая жизнь. «У моей сестры тоже такое было, но она уехала и все само собой прошло», – рассказывает ей по дороге веселый Никитос – раньше он встречался с Викиной сестрой Леной (она уже свалила в Норвегию), а теперь подкатывает к Вике. По дороге он завозит попутчицу посмотреть местную достопримечательность – Кольскую сверхглубокую скважину. Это такая труба, торчащая из земли и уходящая в глубь на 12 км. Говорят, если крикнуть в трубу желание, оно непременно сбудется, ведь кричишь «прямо в уши дьяволу». Так говорит Никитос. И они с Викой по очереди орут туда «Епт» или «Епта». И теперь нет пути назад. И мы знаем, что загадала Вика.  Пограничник снова запрет ее и устроит унизительный обыск, а может что и похуже. Но это последнее испытание – впереди только счастье и покой.  «Я хочу навсегда остаться в вашем Королевстве», – репетирует Вика диалог на паспортном контроле. Боится, что не пустят.  Но «норги» пускают без проблем – Welcome! Дело за малым – остаться. Она еще не придумала как. Но дьявол ее услышал, и он ей подскажет. Она останется. Навсегда. В тюрьме. В белой постели, с картонной короной на голове. Не принцесса, а уже королева. В раю.  В то время, как сестра Лена и Никитос будут вынуждены вернуться в родной дом с обоями, в беспросветный край с дымящими ядом трубами и бубнящим телевизором. В нем рассказывают, что никелевый завод скоро закроют и в области начнут развивать туризм. 

Продюсер Катерина Михайлова пыталась запустить этот фильм, как первую российско-норвежскую копродукцию, но эти планы разрушились. В результате вся Норвегия снята в Москве, но снята очень убедительно – не отличить. Этот фильм, как и «Мастер и Маргарита» задумывался до известных событий, и не будь их, он был бы притчей о том, что и тюрьма, и свобода у человека в голове, но в измененном контексте он получился о другом.  Новое время – новые смыслы.
 
ПРИСЦИЛЛА: ЭЛВИС И Я
 
Биографическая драма Софии Копполы («Трудности перевода», «Девственницы-самоубийцы») о Присцилле и Элвисе Пресли, их взаимоотношениях, браке, семейной жизни и последующем разводе. В основе фильма – мемуары Присциллы, написанные в 1985 году. В роли Присциллы – Кэйли Спэни  («Тихоокеанский рубеж 2», «Темные времена», в этом году мы увидим ее в «Падении империи»), за эту роль она получила Кубок Вольпи (приз за главную женскую роль) на Венецианском фестивале. Роль Элвиса София Коппола предлагала Джастину Биберу, но тот благоразумно отказался, поэтому в роли легендарного певца мы увидим австралийского красавчика Джейкоба Элорди («Солтберн», «Эйфория»). В Элорди целых 196 см роста, а в Спэни всего 150, но никакого «мезальянса» в их паре в кадре нет. Но эта разница в росте актеров метафорически подчеркивает разницу героев в жизни.

Присцилла влюбляется без ума в Элвиса совсем нимфеткой. Король обращает внимание на тихую скромницу на вечеринке, она теряет голову и переезжает к нему жить, еще не закончив школу. И еще фактически ребенком погружается в мир рок-н-ролла и запрещенных препаратов. Опьянившая юную девочку любовь (да кто бы не ее месте устоял) довольно быстро разобьется о реальность, ей придется повзрослеть, протрезветь и осознать, что Элвис – жестокий абьюзер, их пара дисфункциональна и из выдуманного рая они оба катятся в кромешный ад.  В российской версии ревнители морали вырезали из фильма сцену употребления героями наркотиков, ну что ж, российские зрители же не должны знать, что короля рок-н-ролла сгубили наркотики.
Так что наркотиков в фильме нет, как нет и песен Элвиса Пресли. Компания Elvis Presley Enterprises не пустила съемочную в его поместье и права на песни не отдала. И дело не в том, что они сочли историю оскорбительной или какой-то не такой, а в том, что они сами не принимали участия в создании фильма, потому предпочли сохранить чистоту бренда. В конце концов совсем недавно был «Элвис» База Лурмана, где прозвучало два десятка шлягеров. Но отсутствие песен не делает фильм Копполы хуже. В конце концов это фильм не о том, как он пел, а о том, как в ее глазах разрушился образ идеала и семейного счастья.   Присцилла Пресли выступила одним из продюсеров проекта. И поскольку фильм про героиню снимался под надзором героини, обо многом в нем, наверное, не рассказано. Зрителю не понятно, как жертва абьюза становится самостоятельной личностью, способной управлять своей жизнью. Ну и пусть, ведь она же, действительно смогла. После смерти Элвиса и его отца, она осталась единоличной наследницей поместья Грейсленд, она основала компанию, открыла поместье для туристов, открыла сеть магазинов мерча. Все эти активы стали приносить ей десятки миллионов долларов в год – это больше, чем зарабатывал сам Элвис. Потом она выпускала собственную одежду и собственную линейку парфюма. Сегодня Присцилле Пресли 78 лет. Она пережила смерть их с Элвисом дочери Анны-Марии и самоубийство внука.  В свои 42 она родила сына от бразильского сценариста Марко Гарибальди. Заключая с ним брак, она взяла с него подписку, что в случае их расставания он не напишет о ней книгу. Они расстались после 22 лет совместной жизни. Книгу он не написал. Она сама о себе все расскажет – как захочет.


Поделиться в социальных сетях: