Александр Мурити: «Театр друзей – дело непростое»

 
Независимый камерный театр Firs – это «театр друзей», связанных любовью к Чехову. Большая часть труппы образовалась из осетинского национального курса, который Владимир Этуш организовал в Щукинском институте. Первый спектакль «Дамы. Ведьмы. Собачки.» был поставлен в 2016 году. Команда постепенно росла, и сейчас в коллективе уже больше двадцати человек, а в репертуаре шесть спектаклей.

Театр Firs построен «на фундаменте любви к Чехову». Писателем вдохновляются, к нему прислушиваются, его боготворят. Главный поклонник Чехова – режиссер театра Александр Мурити. «Однажды кто-то сказал, что любимый писатель это тот, на чьи произведения ты смотришь и думаешь, что мог бы так же. Я это ощутил в подростковом возрасте, когда мне попалась книга “Пестрые рассказы” Чехова. Настолько это было близко, гениально, просто. Конечно, я бы так никогда не смог. Сейчас я понимаю, что смысл жизни – это Чехов. Ответ на любой вопрос можно найти в его творчестве. Теперь вся моя жизнь – это Чехов».

Свое название театр получил в честь героя пьесы Чехова «Вишневый сад» лакея Фирса. «Он настолько предан своему делу. Даже когда уже не нужен, он не перестает работать, доказывать свою преданность. Учитывая нашу любовь к Чехову, идея как нельзя в точку», – рассказывает Александр Мурити. Сам «Вишневый сад» команда ставить не спешит, потому как пьеса для театра Firs знаковая и важная, да и актеры «убьют друг друга за эту роль».

Режиссер Александр Мурити – человек, на идеи и энтузиазм которого опирается театр. «Наша миссия в том, чтобы привлекать молодежь, формировать вкус к красивому. Потому что чувство красоты, к сожалению, не врожденное, его нужно как-то тренировать, в себе воспитывать. И мне кажется, что любой художник, режиссер, актер послан на землю для того, чтобы показать людям с иным складом ума, с технической мыслью, что есть красота. Когда я был еще учеником, нас водили в театр на спектакли по классическим пьесам. Я читаю “Ревизора” Гоголя и смеюсь в голос. Потом прихожу в театр и понимаю, как это нудно. И со временем ничего не меняется. Детям тяжело усваивать классику. Это и стало во главе театра. Делать спектакли так, чтобы подрастающее поколение понимало, что классика – это круто и вневременно», – делится режиссер.

Со своей миссией театр справляется блестяще. Чехов всегда звучит современно, но в спектаклях театра Firs он и выглядит современно. Визуально «Чайка» получилась гармоничной и стильной. Костюмы нейтральных цветов не отвлекают от игры актеров, при этом помогают быстро создавать акценты яркими оттенками или деталями. Когда по сцене были разбросаны оранжевые мандарины, а у зеленого озера играли в пинг-понг, для смеха в зале еще было место. Со второго акта красные кулисы, напоминающие крест, капельница и почерневшие фрукты расслабиться уже не дают. В плане сценографии все минималистично, но при этом не пусто. В спектакле довольно эмоциональные хореография и музыкальное оформление. Много резких звуков и жестов.

В «Чайке» театра Firs признаков какой-то определенной эпохи нет. Это ни XIX век, ни XXI. Та самая «вневременность», о которой говорит режиссер спектакля. Здесь сыграли свою роль и режиссура, и актерская манера, и визуальная составляющая.

От происходящего на сцене зритель замирает, напряжение к финалу растет в геометрической прогрессии. Заречная своими словами рвет последнюю ниточку, связывающую ее с прошлой беззаботной жизнью. «Это одна из моих любимейших ролей. Как будто я ощущаю схожесть с Ниной. Это про доверие и про отказ, про искреннее стремление. Зачастую мы доверяем кому-то, отказываясь от по-настоящему важного и нужного. И все рушится, моя Нина все потеряла. Но перед тем, как броситься во все тяжкие, ей важно прийти к Косте, чтобы он выгнал ее вон. Тогда она сможет уйти с душой предателя, ничтожества, но свободной. А Костя говорит, что любит ее. И вот этого вынести невозможно», – делится Анастасия Пенушкина, сыгравшая Нину Заречную. Свои финальные слова ее героиня адресует не столько Косте, сколько обществу, сгубившему ее. Она ставит точку в этой полной боли истории. Аплодировать было трудно, но так хотелось.

Аркадиной в этой трагедии уделено особое внимание. Ее жестокость и холодность подчеркиваются, а самовлюбленность всегда побеждает малейшие искры чувств. И в первую очередь она ужасная мать, а уже потом актриса «жалких, бездарных» пьес.

Главным предметом споров в постановке становился талант. Для Александра Мурити «Чайка» тоже в основном об этом: «Спектакль для меня об искусстве, о тяжелом пути. Постановка начинается и завершается строчкой Пушкина: “Нас мало избранных”, потому что, к сожалению, такой век. Как говорится, помогите талантливому, бездарности сами прорвутся. Сейчас мало быть талантливым, мало быть образованным в своей сфере».

Еще недавно Firs был театром одного режиссера. Но уже в феврале состоится премьера сказки «Потерянное время» в постановке Евгения Безбога. Актер принимает участие во всех спектаклях театра, в «Чайке» он играет Тригорина: «Роль классная. Она одна из самых легких и по физическим затратам для меня, и по погружению. Тригорин спокойнее меня, скорее всего чуть талантливее и увереннее в себе. Но это я. Мне в нем нравится, что он знает себе цену. И мне кажется, что я знаю себе цену. В этом мы с ним похожи».

Театр друзей – дело непростое. Это отмечает почти каждый участник труппы. Тем не менее команде удается сохранить непредвзятый профессионализм и тот задор, атмосферу, которые дарит дружба. Александра Мурити труппа называет самым демократичным режиссером. Он же считает, что по-другому и быть не может: «Мой учитель Юрий Иванович Еремин, великий режиссер, поделился своим, наверное, главным секретом успеха: работать нужно исключительно через любовь. Еще Полунин говорил такую фразу, что театр можно делать только с теми людьми, которых ты хочешь обнять. Мы большая семья. Я их всех обожаю. Делаем про любовь. Вся мировая драматургия построена на любви или нелюбви. Другого нет».


erid=2VtzqviSmkT
Реклама. ИП Алексеенко А.В. ИНН 502504537352


Поделиться в социальных сетях: