Игорь Павлов: «Моя позиция – никогда в творческий процесс не вмешиваться»

 
Московский государственный историко-этнографический театр – это яркие постановки, в которые филигранно вплетены элементы русского фольклора. Небольшое здание, уютный зрительный зал, где гости чувствуют себя комфортно, по-домашнему. Театр самобытный, со своими традициями и особенностями. В чем именно заключается самобытность Этнотеатра, рассказал Игорь ПАВЛОВ, назначенный почти три года назад на пост директора.

– Игорь Борисович, для читателей «Театрала» вы человек новый, и хотелось бы немного узнать о вас. Почему вы решили посвятить свою жизнь именно театру?

– Я из театральной семьи, рос за кулисами. Этот факт и определил выбор профессии. В 2003 году окончил продюсерский факультет ГИТИСа по специальности «менеджер сценических искусств». После института работал в нескольких проектах, в том числе и на Московском Пасхальном фестивале, которым руководит Валерий Абисалович Гергиев. Несколько лет работал в театрах оперы и балета в Новосибирске и Перми. Потом в «Театре на Васильевском» в Санкт-Петербурге… В Москву вернулся спустя почти десять лет по приглашению Департамента культуры города Москвы. Здесь были театр «Луны», «Модерн», «Практика». Историко-этнографический театр – необычное камерное пространство, домашний театр с прекрасным коллективом. И возглавляет эту большую семью бессменный художественный руководитель и основатель театра Михаил Александрович Мизюков.

– Как коллектив встретил нового директора? Легко ли приняли вас в свою семью?

– Думаю, ни для кого не секрет, когда приходишь в слаженный коллектив, то первое время все присматриваются друг к другу. В течение первого года я вникал в тонкости жизни театра, какие радости и горести в актерском цеху, с какими трудностями сталкиваются сотрудники административной части, в чем особенности художественно-постановочного процесса. Так постепенно влился в коллектив, а Этнотеатр стал частью моей жизни. С Михаилом Александровичем мы сразу договорились, что каждый из нас остается в своей сфере. Это моя принципиальная позиция: никогда в творческий процесс не вмешиваться. Но если обращаются за советом, то не откажу и помогу. Дверь в мой кабинет всё время открыта, каждый сотрудник всегда может зайти.

– В любом театре возникают различные непредвиденные обстоятельства – болезнь актера, срочные замены, проблемы с реквизитом и костюмами. Много ли было рисков за три года вашей работы в театре?

– Вы правильно говорите, что в любом театре происходят ситуации, которые предсказать невозможно. За то время, пока я директор Этнотеатра, никаких катастрофических происшествий не случалось. Были сложности в конце марта 2021 года, когда очередная волна коронавируса захлестнула практически половину сотрудников театра. Вызывали актеров на замену, вводили в спектакль, а в день показа играть некому, потому что и второй, и третий состав тоже заболели. Мы были вынуждены тогда на три недели театр закрыть. Но в то время подобное происходило повсеместно.

– Первую труппу Историко-этнографического театра составили студенты Щепкинского театрального училища. А откуда сейчас к вам приходят молодые артисты? И как часто пополняется труппа?

– Пополняется труппа по мере необходимости. Молодые актеры – выпускники курса Михаила Мизюкова, колледжа культуры. Полны сил и энергии те, кто стоял у истоков театра. Если возникает необходимость в новых лицах, характерах, мы объявляем о прослушивании. Не секрет, что если есть талант, огонь в глазах, желание работать, то название театрального вуза значения не имеет. Михаил Александрович всегда лично и внимательно общается с соискателями. Этот театр – его детище. За тридцать пять лет здесь сложилась особая душевная, дружеская атмосфера, поэтому важно, чтобы новичок вписывался, разделял убеждения и ценности театра. Стоит отметить, что труппа – приверженцы академической школы.

– Тем не менее, ваш театр инициировал драматургический конкурс «Новый этнотеатр». Помог ли конкурс найти новых авторов?

– Да, это хороший опыт. Мы исследовали современную драматургию с точки зрения интереса к темам истории, этнографии, фольклора. Сколько отличных авторов откликнулось – богатейший материал. Ридерами выступили Павел Руднев, Анна Банасюкевич, Андрей Родионов. Мы провели две лаборатории, актеры получили возможность работать с разными режиссерами и драматургами в сжатые сроки. Подобные эксперименты обращают на себя внимание молодежи. В наше время есть запрос на изучение своих корней. Надеюсь, мы в обозримом будущем возобновим работу в этом направлении. Благодаря финансовой поддержке Департамента культуры второй сезон в репертуаре спектакль «Птица Кахнá» Екатерины Бронниковой – лауреата последнего конкурса. Яркий, веселый, с тонкой восточной мудростью, он нравится и взрослым, и детям – заслуга режиссера Тимура Шарафутдинова и главного художника нашего театра Марии Утробиной.

– В ноябре 2019 года состоялся IV Международный фестиваль театров фольклора «Русский остров». Потом случилась пандемия. Собираетесь ли вы проводить фестиваль в будущем?

– Есть такие планы. К счастью, никакая пандемия не в состоянии остановить творческий процесс, и за то время, что фестиваль на паузе, на - ши дорогие друзья выпустили множество отличных спектаклей. Да и мы не стоим на месте. Вышел уникальный спектакль «Пугачев». Кроме прочего, восхищает музыка – вариации старинных народных песен уральских казаков, звуки и наигрыши на редких народных инструментах, атмосферное звучание передвижной колокольни. К юбилею театра поставили «Снегурочку» Островского, здесь раскрывается красота обрядового фольклора. Этнотеатр верен своим художественным принципам. Этим можно и нужно делиться. Хотя мы пока не можем принять гостей на нашем фестивале, сами меняем формат своего присутствия в информационном пространстве: запустили полностью новый сайт, обновили фирменный стиль. За это время удалось обновить световой и звуковой парк оборудования, провести много ремонтных работ по зданию театра, а самое главное – повысить сборы от продажи билетов.

– Какие премьеры нас ждут в ближайшее время?

– Весной состоится премьера спектакля «Клоп» по пьесе Владимира Маяковского. В следующем сезоне мы планируем выпустить музыкально-поэтическое действо «Слово о полку Игореве». В конце 2023 года мы приняли участие в цифровом проекте «Островский ONLiFE: сквозь время и расстояние». И под Новый год получили Гран-при IV Фестиваля Onlife iDEA Fest за спектакль «Не все коту масленица». Сейчас с командой фестиваля обсуждаем следующие проекты. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Мне кажется, сейчас перед театром стоит важная задача – интеграция этнокультурного наследия в современное молодежное пространство.


Поделиться в социальных сетях: