Юлия Шубарева. Испытание сценой

 
В этом году Юлия Шубарева, артистка Молодежного театра на Фонтанке, отметила 20-летие творческой деятельности. Ее жизнь в любимом театре совсем не похожа на рутинные рабочие будни. Сценическая реальность такова, что требует от артиста глубокого погружения не только в характеры героев, но и в свой собственный мир. За прошедшие два десятилетия ею сыграно почти два десятка ролей, сегодня она занята в четырнадцати спектаклях. С кинематографом тоже сложились добрые отношения – сыграно более сорока киноролей. 
 
Начиналось все в 1998 году в стенах легендарного СПбГАТИ, где Юлия стала ученицей Анатолия Самойловича Шведерского и Льва Борисовича Эренбурга. Редкая удача получить ценные уроки от двух таких разных, но щедрых мастеров. Учеба в Санкт-Петербургском театральном институте дала ей возможность погрузиться в классический театр и постичь тайны артистической психофизики.
 
Тем не менее, после окончания института она, несмотря на первоначальное стремление стать артисткой театра под руководством Эренбурга, решила попробоваться в Молодежный театр. На это решение ее подтолкнул спектакль «Крики из Одессы», ярко воплотивший в себе особую атмосферу театра, его художественное направление. В 2002 году Юлия вошла в труппу Молодежного театра. По ее словам, она органично встроилась в артистический «клин» своих новых коллег, мы «полетели все вместе – начались гастроли, невероятно классная жизнь. И у меня не было впечатления, что я попала куда-то не туда. Я была занята во многих спектаклях и хотела находиться только здесь».
 
Более всего Юлии импонировало то, что работа с художественным руководителем театра Семеном Яковлевичем Спиваком открыла перед ней новые горизонты. Она сразу почувствовала его авторский почерк, специфическую манеру общения с артистами – чуткость, умение распознать в них то, о чем они сами не догадываются, раскрыть в роли их природные качества и характерные особенности.  «Он большой художник, очень талантливый человек, с прекрасным чувством юмора, которое, мне кажется, я понимаю, и оно мне близко. Мне нравится, что он парадоксально мыслит, потрясающе придумывает какие-то сюжетные повороты, линии поведения героев, нравится, как он выстраивает спектакль. У Семена Яковлевича свой почерк, с ним очень интересно работать и открывать себя по-новому».
 
Именно Семен Спивак почувствовал в Юлии драматическую остроту, в то время как Шведерский видел в ней в основном лирических героинь. Именно в Молодежном театре она смогла раскрыться в острохарактерном амплуа. Очень показательны в этом плане ее роли в спектаклях «Семья Сориано, или Итальянская комедия», «Верная жена», «Звериные истории. (Бис)», «Иов», «Школа налогоплательщиков» и «#Женитьба.net».
 
В «Иове», спектакле Льва Шехтмана, героиня Шубаревой поначалу сбивает зрителей с толку незамысловатой легкостью образа, стрекозиной беззаботностью. Для главных героев, Менделя Зингера (н.а. России Валерий Кухарешин), его супруги (Алла Одинг) и их дочери Мирьям (Мария Вершинина), она – американская жена их сына Шемарьи (Роман Рольбин), жительница иного мира, далекой, страны Америки. Ради переезда в землю «обетованную» Мендель и Дебора бросают своего болящего сына Менухима (Алексей Одинг), и сперва все американское кажется им почти раем, а Вега Юлии Шубаевой, веселая, жизнерадостная, открытая сияет перед ними как звезда, указывающая путь в новую жизнь. Но новую жизнь разрушает война. Мендель теряет все: жена Дебора умирает, дочь Мирьям сходит с ума, гибнут на войне сыновья, в том числе и Шемарья (ставший в Америке Сэмом). Сцена его гибели для Юлии Шубаревой становится тем самым переломным моментом, в котором она с помощью пластических акцентов в танце боли выражает свойственную ей острохарактерность. Горе высвечивает ее героиню по-новому, меняется голос, речь, движения. Гибель мужа учит ее смирению.

В комедии положений «Школа налогоплательщиков» (постановка Михаила Черняка) Юлия Шубарева предстает в роли на вырост. Ее Жюльетта, дочь Эмиля Фромантеля (з.а. России Михаил Черняк) и жена великосветского бездельника Гастона Вальтье (Юрий Сташин), от беззаботной девочки с теннисной ракеткой проходит путь до мудрой женщины, постигающей уроки семейной жизни. То, что поначалу кажется зрителю веселой игрой, комедийными гэгами, изящной иронией постепенно перевоплощается в опасные «пороги», переправа через которые грозит Жюльетте и Гастону гибелью их союза. Игра в супружество, напоминающая изящное вальсирование, приводит к смене социальных ролей – муж-бездельник превращается в успешного дельца, искрометного афериста в духе Остапа Бендера. А что Жюльетта? Отчего ей так тревожно и тоскливо? Пытаясь привлечь к себе внимание мужа-трудоголика, она флиртует с очарованной душой – наивным поэтом (Андрей Зарубин), который по законам комедии положений оказывается в офисе ее супруга. Платоническая измена Жюльетты приводит ее от комедии к драме. Ситуация обостряется, чтобы спасти брак, нужна смелость. Выход из положения находит Гастон – он берет жену к себе на работу. Именно это позволяет ей понять свою ценность и проявить себя в новом, спасительном для нее качестве. 


В финале спектакля зритель получает желанный хеппи-энд, по-французски романтичный и жизнеутверждающий. Жюльетта и Гастон обретают взаимопонимание, их жизнь поднимается на новый уровень, к ним присоединяется Эмиль Фромантель, уволенный из налогового Депатамента. «Школа налогоплательщиков» становится для всех хорошей школой жизни.

Роль в спектакле «Верная жена» (постановка Семена Спивака) по одноименной пьесе Сомерсета Моэма яркий пример того, как лирическая героиня может стать острохарактерной. Ее Мари-Луиза поначалу вполне могла бы сойти за милую инженю из салонной пьесы, цель которой развлечь зрителя. Но постепенно классический любовный треугольник превращается в сложную геометрию человеческих взаимоотношений, где важны не только поступки, но и мысли, чувства. Мари-Луиза в исполнении Юлии Шубаревой по типу характера похожа на классический образ, столь любимый англичанами – подружка главной героини, которая, как и положено в подобных сюжетах, оказывается разлучницей и любовницей мужа.


В режиссерской трактовке Семена Спивака драматические акценты расставлены с присущей русскому театру пристальностью. Любовная история об изменах превращается в философскую притчу о силе сердца и постижении человеческой природы. Измена Джона становится триггером, повлекшим перемены в характерах основных героев: Констанс (Анна Геллер), Мари-Луизы, самого Джона (Юрий Сташин). Героиня Шубаревой сперва озабочена исключительно своим финансовым благополучием, она не раскаивается в содеянном и не испытывает душевных мук перед страданиями обманутой подруги. Но во втором акте лирика заканчивается. Констанс и Мари-Луиза встречаются после долгой разлуки, и в рисунке Шубаревой возникают трагические штрихи. Появляется раскаяние, осознание того, что участие в измене стало губительным для ее души. Она играет женщину, которая потеряла не богатого любовника, а бесценную часть самой себя. 


В спектакле «Семья Сориано, или Итальянская комедия» постановщик Семен Спивак высветил тонкий психологизм артистического почерка Шубаревой. Сюжет и герои спектакля, созданного по пьесе Эдуардо де Филиппо, знакомы нам по знаменитому фильму «Брак по-итальянски» Витторио де Сика, где царили экспрессия, страстные пассажи персонажей, эмоциональный накал. Но русский театр во главу угла ставит извечное «Что делать» и «Кто виноват», поэтому веселая комедия на тему сохранения семьи становится психоаналитическим сеансом по изучению душевного мироустройства. Диана, героиня Юлии Шубаревой, любовница главного героя (з.а. Сергей Барковский) не просто образ измены. Для главных героев – Доминико и Филумены (з.а. Наталья Суркова) она та самая «лакмусовая бумажка», которая показывает – чего стоят их давние непростые отношения. Именно после изгнания Дианы из дома Доминико настрадавшаяся за 25 лет Филумена осознает, кем является для нее тот человек, которому она отдала четверть века своей жизни.
 
Второе появление «охотницы» Дианы символизирует зеркальность жизненных ситуаций. На этот раз дом Доминико Сориано покидает Филумена, а Диана входит в него на цыпочках, осторожной поступью, в белом в горох платье с единственной целью –  возродить любовные отношения с Доминико. Она игрива как кошечка, непосредственна и кокетлива, ее игра в догонялки – попытка вернуть его в ту прежнюю жизнь, где их отношения устраивали обоих. Эта роль проявляет незаурядный комедийный дар актрисы. Не сразу Диана понимает, что бывший возлюбленный понес утрату, уход Филумены становится для него не освобождением, а потерей. Он уже другой, и ему, другому, отношения с беззаботной стрекозой Дианой не нужны. Шубарева блестяще передает растерянность неожиданного понимания.

В «#Женитьба_Net» (режиссер-постановщик Александр Кладько), современной вариации «Женитьбы» Гоголя, переведенной в плоскость виртуальной реальности, Юлия Шубарева создает образ розовой «куклы», беспечной, довольно наивной Агафьи, которая не понимает, что ею манипулируют все, кому не лень. В ее мечтах будущий муж – благородный дворянин, которого она придумала себе в перерывах между сетами компьютерной игры. Для нее мужчина такой же товар, как платье или заколка в розовых волосах, потребительское отношение к людям лишает ее шанса на счастье. Агафье достается ее зеркальное отражение – Подколесин (Андрей Шимко), ищущий себе невесту на сайтах знакомств без оглядки на душевные и человеческие качества.

В «Звериных историях. Бис» (постановка Семена Спивака) Юлия Шубарева появляется дважды: в новелле «Попугаи» и «Ожидание» («Коровы»). Первая история – о том, как нелюбовь может убивать. Ее героиня Пегги – замученная бытом, уставшая от непонимания супруга, вынуждена терпеть его несправедливые нападки. Его эмоциональный возглас «хоть бы ты умерла» приводит к тому, что она с покорностью птицы, которой обрезали крылья, ложится и умирает. Лишь тогда Риччи, не сразу поверивший в ее смерть, понимает, что потерял родное существо.  


Новелла «Ожидание» («Коровы») в исполнении Шубаревой – притча об иллюзиях. Корова Бесси вместе с подругами отправляется на бойню, не осознавая своей страшной участи. Ее ожидание связано с мечтами о лучшей жизни, а в итоге страшный металлический звук за сценой завершает их земную жизнь. Актриса точно акцентирует переход от возбуждения, оживления к стоп-кадру…
 
Юлия Шубарева виртуозно владеет навыками ансамблевой игры, точно чувствует ткань спектакля, чутко взаимодействует с партнерами. За двадцать лет работы в Молодежном театре у нее появился свой сценический стиль, свои краски, но каждый раз погружаясь в новую роль, она ищет новые возможности, и это делает ее только сильнее.


Поделиться в социальных сетях: