Неделя в кино: Фильмы на основе реальных и нереальных событий

Что смотреть на большом экране с 1 по 7 апреля

 
На экраны выходит сразу несколько фильмов о человечности, сейчас, после трагических событий в Москве это особенно важно.   Ведь когда наступают тяжелые времена, когда трудно найти опору, кино продолжает говорить о главном.
 
Я – КАПИТАН
Фильм одного из ярчайших итальянских режиссеров Маттео Гарроне («Гоморра», «Страшные сказки», «Пиноккио»), получивший приз за режиссуру и еще 11 разных наград Венецианского кинофестиваля и попавший в шорт-листы «Золотого Глобуса» и «Оскара» в номинации «лучший иностранный фильм». Также фильм получил приз зрительских симпатий на фестивале в Сан-Себастьяне и две номинации на премию Европейской киноакадемии («Лучший фильм» и «Лучший режиссер»).
 
Тема мигрантов очень популярна сейчас в европейском кинематографе, но обычно режиссеры фокусируются на ужасах, с которыми мигранты сталкиваются на своем пути, на их борьбе за жизнь и на так называемой «последней миле» (последний отрезок пути, на котором корабли переворачиваются уже довольно близко к берегу и береговые службы вынуждены спасать тонущих).  Гарроне сплел свой сюжет из нескольких реальных историй молодых парней, которые проделывали путь из Африки в Европу, но в результате сделал не социальную драму о выживании, а поэтическое кино о путешествии и мечте. К тому же социальную драму Гарроне отработал давным-давно, когда тема еще не была в тренде – его первые фильмы «Средиземноморье» и «Гости» были посвящены мигрантам, приезжающим в Италию.

Главные герои нового фильма – два сенегальских подростка Муса и Сейду, они живут в нормальных обеспеченных семьях, и копят деньги на мечту. Их мечта – Европа, где они собираются стать поп-звездами. И однажды, несмотря на запреты родителей, сбегают. Весь фильм – это дорога. Из родного Дакара через всю Сахару, в Триполи, а оттуда – в Италию. Да, эта дорога полна ужасов, мучений, пыток и прочего ада, но несмотря на это фильм пронизан настроением романтической мечты, которая сбудется, а герои будут вознаграждены. Вместе с мальчиками зритель совершит незабываемое путешествие по таким маршрутам, по которым никогда не пройдет самостоятельно, и на собственной шкуре испытает все тяготы «понаехавших».
 
(НЕ)БЫВШИЕ
Еще один фильм-участник Венецианского фестиваля-2023 – оставшийся без наград, но названный многими кинокритиками мира лучшим фильмом фестиваля. Карьера режиссера «(Не)бывших», француза Стефана Бризе, делится на два типа фильмов – либо мрачные социальные драмы про рабочий класс («На войне», «Закон рынка»), либо мелодраматические сюжеты про остывшие чувства («Другой мир», «Жизнь»).  Его новый фильм – как раз второго типа. 

По сюжету на курорте в несезон встречаются Матье (Гийом Кане) и Алис (Альба Рорвахер).  Они в прошлом были парой, расстались больше 15 лет назад, и вдруг эта внезапная встреча. Он – известный актер, переживающий экзистенциальный кризис: став звездой кино, он не решается играть в театре – неуверенность в себе, синдром самозванца, страх неудачи, – и он со скандалом выходит из спектакля за месяц до премьеры.  И вот он приехал «переключиться» на курс таласотерапии, а тут каждый второй мечтает с ним сделать селфи – в бассейне, на процедурах, за обедом. 

Матье совершенно одинок, но не может ни на 5 минут остаться один. И поделиться своими мыслями ему не с кем – жена-продюсер озабочена кучей проектов, и все, что от нее можно услышать – это «ты сам так решил, тебе надо переключиться». И вдруг – в его жизни появляется Алис. Оказывается, она живет по соседству, давно замужем, дочери уже 15, она – соцработник, учит детей играть на пианино, работает в доме престарелых.  Когда-то они были парой, она его любила, он ее бросил, больше они не виделись.  Она увидела его селфи с кем-то из соседей и отважилась ему написать.  Они встретились. Так много хочется друг другу сказать, но не получается. Надо о чем-то поговорить, но фразы не складываются. А старые раны начинают саднить, потому что не зажили. Это история о том, как не получилось и не сбылось. Ничего уже не вернуть, да и впереди ничего нет. Но, оставшись на короткий период вдвоем, они невольно сознались друг другу в сокровенном, в том, чего никому не расскажешь.  И у него жизнь сложилась неплохо, и у нее все в порядке, и, может быть, хорошо, что когда-то расстались, но есть какое-то обреченное чувство, что вместе могло бы быть лучше, но теперь уже не проверить. Теперь надо просто все по-настоящему отпустить и расстаться по-хорошему, потому что когда-то «бывшие» Матье и Алис чувствуют невероятную близость и привязанность друг к другу.  И это холодное море, и пронзающий ветер только помогают им выговориться, выслушать друга и принять.  Это тонкое, чувственное кино о том, как надо прощать и отпускать.
 
НЕНОРМАЛЬНЫЙ
Режиссерский дебют актера Ильи Маланина («Сердце Пармы», «Общага»), снятый на основе реальной истории – пронзительная, светлая и оптимистическая драма о родительской любви.
 
В фильме два главных героя – взрослый дядька Юрий (как всегда прекрасный Александр Яценко) и мальчик Коля лет 10 (открытие фильма Елисей Свеженцев), вырастающий в 20-летнего (еще одно открытие – Илларион Маров). Дело происходит в провинциальном портовом городе. Юрий работает инженером в порту, а на досуге «душнит» в местной аптеке, объясняя покупателями, что лекарства – это зло.  Он и так уже достал фармацевта Татьяну (Наталья Кудряшова) – симпатичную, но грустную девушку, как вдруг еще и решил ее проводить.

Поняв, что Юрий так просто не отвяжется, Татьяна сразу приглашает его домой, где знакомит с матерью-пенсионеркой (Надежда Маркина) и сыном-инвалидом, страдающим от митохондриальной миопатии.  Татьяна быстро озвучивает Юрию всю кошмарную клиническую картину этой неизлечимой болезни, Юрий немедленно сбегает, а она нежно обнимает сына и грустно улыбается матери – все всё понимают.

Но Юрий возвращается – с тетрадями, в которых подробно зарисован и описан разработанный им комплекс упражнений. Позже зритель узнает, откуда эти разработки, а пока Юрий берется за лечение Коли, без таблеток.  Дорогостоящие лекарства все равно не помогают, а лечащий врач предлагает матери сдать Колю в хоспис.  Но Юрий, пугая все семейство своей настырностью, берется за парня всерьез, заставляя его через силу делать упражнения, вставать, ходить, размахивать руками, как крыльями, и… играть на фортепиано.  Он просто почувствовал, что музыка Колю успокаивает, вот и решил, что это отличный путь к спасению. Он придумывает для Коли специальные тренажеры для пальцев и целыми днями отрабатывает с ним гаммы, польки и мазурки. И Коля становится выдающимся пианистом и отправляется на международный конкурс в Шанхай. 

В отличие от другого фильма «Временные трудности», тоже снятого по реальной истории, где отец излечивал сына от ДЦП, применяя насилие и унижения, здесь все только через любовь и нежелание сдаваться – как ребенка, так и отчима (кажется, что Юрий и на Татьяне женился скорее из желания помочь Коле, а не из-за любви к ней).  Да, в драматургии фильма упущены профессиональные педагоги, без которых никто не смог бы добиться столь выдающихся успехов, в жизни реального Коли они, наверняка, были. Но это фильм не о том, как инвалид стал пианистом, а о том, как больной стал полноценным благодаря невероятной любви отца к сыну. Неродного отца к неродному сыну, что делает историю еще более невероятной и гуманистической.
 
Совершенно неясно, кто в названии фильма назван «Ненормальным» – нездоровый Коля или Юрий, положивший свою жизнь на его спасение. Когда Коля сам назовет себя «ненормальным», Юрий произнесет монолог об искаженных понятиях о «нормальности» и «нормах», назвав «нормальными» людей, вроде Колиного родного отца, который просто бросил семью, узнав о болезни сына, и исчез навсегда.
 
Конечно, в реальной истории Коли и Юрия были и слезы, и ссоры, и сопротивление.  В фильме они тоже есть, например, когда уже взрослый Коля приезжает в Шанхай, где Юрий снова начинает «душнить» и буквально требует от него победы в конкурсе, не разрешает молодому человеку погулять по городу с красивой китаянкой и заставляет играть Шопена строго «как написано», без каких-либо импровизаций. И тут наступает переломный момент фильма, когда взрослый Коля проявит неповиновение, и уже отцу придется понять, что Коля – отдельный человек и имеет право на свою жизнь, понять и отпустить его в эту жизнь, ведь в этом и есть отцовская любовь и мудрость.
 
Это замечательный фильм о воспитании детей, о сепарации их от родителей, и о большой любви, которая лечит лучше лекарств. Существенная часть картины снята в Шанхае, и Шанхай на экране так хорош, что хочется немедленно туда поехать. А еще пойти в концертный зал и послушать Шопена, которого совсем по-разному играют разные участники конкурса.


Поделиться в социальных сетях: