Неделя в кино: Аль Пачино, Сандрин Боннер, Леа Сейду

Что смотреть на экранах с 8 по 15 апреля

 
На экранах фильмы про молодость, старость и вечность.  Хиты крупнейших международных фестивалей, которые продолжают украшать наши кинотеатры и нашу жизнь.  Фильмы, побуждающие нас снова подумать о том, что ничто не вечно. Кроме любви.
 
ХИТМЕН. ПОСЛЕДНЕЕ ДЕЛО
Хит последнего фестиваля в Торонто.  Фильм из серии «старые кони борозды не портят». Майкл Китон и Аль Пачино. Вторая режиссерская работа Майкла Китона, обладателя премии Оскар за главную роль в «Бердмене». Первая – «Веселый господин» – вышла 15 лет назад.  Главную роль в фильме Китон снова исполняет сам. Но если в том фильме он сыграл киллера в депрессии, то теперь его герой Нокс – киллер с деменцией, а потому ему пора на покой. На связь с реальностью у Нокса остаются считанные недели.  Но внезапно в его жизнь возвращается сын Майлз (Джеймс Марсден), просит помочь, а значит Хитмену придется совершить последнее дело.  Папаша бросил сына в малолетстве, сын его ненавидел до такой степени, что «помог» папочке сесть. Но теперь Майлз в отчаянии, у него мирная профессия и он примерный семьянин, но в приступе ярости он убил человека, и теперь отцу придется придумать что-то, чтобы отмазать отпрыска от тюрьмы, хоть как-то искупив свою отцовскую несостоятельность. Завершить дела, а также распорядиться наследством, Ноксу помогает еще более пожилой, но все еще мощный старик Аль Пачино.  Также у Нокса есть бывшая жена (Марсия Гэй Харден) и любовница (звезда фильма «Холодная война» Йоанна Кулиг), женщин он, как ни странно, не забывает. О каждой из них ему надо позаботиться, пока его разум не превратился в туман.
«Хитмен. Последнее дело» – крепко сделанный триллер с элементами детектива и боевика. Он чуть старомоден, как старомодны и его герои. Нокс – благородный киллер, убивал только плохих, зритель ему сочувствует и отчаянно переживает за то, чтобы последнее дело он не провалил. Ведь его сын тоже замочил подонка, даже полиция это убийство одобряет, хоть расследует дело добросовестно и сажает-таки Майлза в тюрьму. Но переживать тут приходится скорее за Нокса, потому что Господь уже наказал его за грехи, забрав разум, и теперь ему надо успеть загладить перед сыном вину.  Но сделает ли он это, после того, как сын ему жестоко отомстил?

Фильм отсчитывает отведенные Ноксу недели, детально и очень интересно рассказывая про распад его сознания (не дай бог кому), которое из последних сил сопротивляется неизбежному и строит очень хитрую схему, которая и здоровому изобретательному уму не под силу. 
Сценарий этого фильма далек от совершенства «Бердмана» и «Крестного отца», но все его огрехи спасают два выдающихся актера, от которых невозможно оторвать глаз, несмотря на то, что одному 72, а второму 83.  Но это тот олдскул, который вне времени и на все времена.
 
ГЕНИИ
Фильм из программы фестиваля в Сан-Себастьяне. Биографическая драма Джеймса Марша («Вселенная Стивена Хокинга», «Гонка века») о жизни ирландского писателя, лауреата Нобелевской премии Сэмюэля Беккета («В ожидании Годо»), с именем которого связано появление театра абсурда, биография достаточно вольная, но это скорее попытка достоверно описать внутренний мир писателя, нежели его жизненный путь.  

Беккета играет Габриэль Бирн. Фильм начинается с церемонии вручения Нобелевской премии. Услышав свое имя со сцены, Беккет в ужасе произносит «Это катастрофа» и сбегает по пожарной лестнице, так и не произнеся благодарственную речь. А, сбежав, попадает в пространство сюрреализма и встречает там самого себя.  А вместе с собой все те стыдные моменты своей жизни, о которых хотелось бы забыть, близких людей, по отношению к которым он поступал гадко и подло.  Прежде чем вернуться на Нобелевскую трибуну, Беккету придется со своими прошлым пообщаться, погрузиться в пространство собственного стыда – прямо как по главам книги, каждая из которых названа именем того, кого он когда-то обидел.  Через этот пусть раскаяния и будет рассказана его биография – от детства с рано ушедшим отцом и вечно недовольной матерью, которую Беккет и любил и ненавидел одновременно, и бросил умирать одну в больнице,  через дружбу и разрыв с Джойсом (Эйдан Гиллен) и его дочерью, через участие во французском Сопротивлении, через Вторую мировую, через встречу и отношения с Сюзанной Дешево-Дюмениль (Сандрин Боннер), главной женщиной его жизни, которую он тоже изрядно помучил.

Гений всегда устроен сложно, и его творчество часто является отражением его личности. Глубоко одинокий, горько ироничный, огромный интеллектуал с тяжелым характером, он постоянно пытается убежать от всех и от самого себя.  Финальная часть фильма покажет нам пожилого Беккета, осознающего свое неизбежное увядание – как физическое, так и творческое. 

По сравнению с революцией, которую Беккет произвел в драматургии, фильм Марша довольно простой и линейный, но он показывает нам историю человека, в жизни которого был не только театр абсурда, но и весьма бытовые, приземленные, драматические и постыдные вещи.  Жить он будет как гений, а умирать как обычный человек. На самом деле Беккет не явился за своей Нобелевской премией. И все, что рассказано в фильме является скорее плодом фантазии авторов – это не то, как было на самом деле, а то, как мы все себе это представляем.
 
ПРЕДЧУВСТВИЕ
Франко-канадский фильм из программы Венецианского фестиваля.  Режиссер Бертран Бонелло, снявший байопик про известного модельера («Сен-Лоран. Стиль – это я») и драму о террористах («Ноктюрама»), в этот раз погрузился в жанр фантастического триллера про будущее, где человечество нашло способ, как избавиться от ненужных эмоций. Решившись на очистку ДНК, Габриэль начинает путешествие по своим прошлым жизням, в каждой из которых встречает Луи. Она ощущает мгновенное взаимное притяжение, но ее преследует предчувствие, что произойдет нечто страшное. В роли Габриэль француженка Леа Сейду («Не время умирать», «Дюна. Часть вторая»), в роли Луи – британец Джордж Маккей («1917», «Капитан Фантастик»), в одной из крупных ролей второго плана – белоруска Даша Некрасова, сделавшая неплохую карьеру в европейском кино.
 
Действие происходит в трех эпохах одновременно. Пианистка Габриэль и импозантный Луи встречаются в 1910 году в парижском салоне, обсуждают, что виделись где-то раньше – то ли в Риме, то ли в Неаполе – сложно вспомнить, но они помнят, что в ту, прошлую встречу, ее преследовало ощущение неминуемой катастрофы. Он готов с ней это ощущение разделить.         Они встретятся еще в 2014, она будет актрисой, а он – нецелованным девственником, который караулит около ее роскошного голливудского дома. Она снова чувствует катастрофу. После они окажутся в 2044-м, где Габриель и решит очистить ДНК, а заодно стереть воспоминания.  Но снова встретив Луи, она понимает, что не хочет его забывать.

Фильм снят будто бы по новелле Генри Джеймса «Зверь в чаще», но от нее остались лишь какие-то обрывки или осколки. Разве лишь начало, где героиня чувствует угрозу. Картина Боннело скорее про «дежа вю» (это когда-то уже случалось, такие воспоминания о настоящем). И героев, и, похоже, режиссера, очень страшит будущее, в котором люди не будут ничего чувствовать, а чтобы окончательно избавиться от чувств, они смогут очистить ДНК. В этом фильме, как и во многих фильмах Бертрана Боннело, довольно трудно разобраться в сюжете – слишком он запутан и непонятен. Но главная мысль довольно отчетлива – даже если ты избавишься от всех чувств, любовь останется на уровне генетической памяти.    Любовь вернется, а с ней и боль.


Поделиться в социальных сетях: