Музей и лауреаты «Неформата»: «Современник» встретил 68-й день рождения

 
15 апреля, в свой день рождения, театр «Современник» открыл музей собственной истории и наградил лауреатов фестиваля студенческих спектаклей «Неформат». «Мы придумали семь премий в честь семи основателей театра “Современник”», — уточнил директор театра Юрий Кравец. Награды лауреатам — памятный диплом и денежный приз — вручили члены художественного совета театра: Иван Стебунов, Алена Бабенко, Светлана Иванова, Полина Рашкина и другие.
 
Премию имени Олега Табакова присудили Александру Золотовицкому, режиссеру спектакля «Добрый властитель быков» в Школе-студии МХАТ. Премию имени Лилии Толмачевой – Марфе Пашковой за роль Графини в спектакле «Женитьба Фигаро», Театральный институт им. Щукина. Премию имени Игоря Кваши — актерскому ансамблю спектакля «Лицей», Школа-студия МХАТ. Премию имени Виктора Сергачёва – Евгении Леоновой за роль Раневской в спектакле «Вишнёвый сад», ГИТИС. Премию имени Евгения Евстигнеева – Константину Фридовскому за роль Томаса в спектакле «Добрый властитель быков», Школа-студия МХАТ. Премию имени Галины Волчек – Полине Калёновой за роль Груши в спектакле «Кавказский меловой круг», ВТУ им. Щепкина. Премию имени Олега Ефремова – Андрею Кузичеву, режиссеру спектакля «Лицей», Школа-студия МХАТ.

«Лауреатов выбирал худсовет, – рассказал “Театралу” директор “Современника” Юрий Кравец. – Мы изначально планировали, что это будет семь артистов в честь семи артистов-основателей театра. Но когда посмотрели спектакли, то не могли не отметить режиссеров и ансамбль. Поэтому по ходу фестиваля формат изменили в неформат и вручили награды так, как посчитали нужным. Какие-то решения приняли единогласно, где-то были споры. Я думал, мы минут за 40 все решим и разойдемся, но обсуждение затянулось на два часа, уже ночь на дворе, споры кипят. Но в этом прелесть. Один из лауреатов выиграл с перевесом всего в один голос».
 
Актриса Алена Бабенко отметила, что несмотря на некруглую дату, день рождения у театра необыкновенный. «У нас целых пять событий: день рождения, вручение премии фестиваля “Неформат”, премьера спектакля “Это моя жизнь”, 50 лет с момента, как театр “Современник” переехал в это здание, и открытие музея — мы этого события очень долго ждали. Это история театра, которая дорога не только нам, но и молодым артистам театра, потому что невозможно полюбить то, о чем мало что знаешь».
 
Экспозиция музея построена по принципу хронологии и разделена на две части. Первая посвящена 14 годам, когда театром управлял Олег Ефремов. В этот раздел вошли материалы об основателях «Современника», учителях, которые помогали создавать новый театр, драматургах и режиссерах, знаковых спектаклях и артистах. Вторая часть экспозиции рассказывает о периоде, когда после ухода Олега Ефремова и двухлетнего коллегиального управления, руководить «Современником» стала Галина Волчек.
 
«Самым важным для меня было – не потерять ни одного человека из истории театра, – подчеркнула автор концепции музея, экс-завлит “Современника” Евгения Кузнецова. – Этому посвящена одна из трех медиа-панелей, где в течение получаса транслируются имена тех, кто строил театр – не только в 1956 году. Там есть все артисты, включая приглашенных на эпизод, и все, кто работал в штате: в том числе работники художественно-постановочной части, билетеры, гардеробщики, администраторы, проработавшие более 10 лет в театре. Вторая панель посвящена хронике событий из жизни “Современника”, на третьей увидите остроумно смонтированные наблюдения за жизнью театра. Это замочная скважина, через которую можно рассмотреть “Современник” изнутри».
 
В авторский коллектив экспозиции также вошли заведующая музеем театра Татьяна Прасолова, которая занималась отбором фотоиллюстраций и медиаконтента, архитектор Сергей Попов и режиссер мультимедиа Александр Жикин.
 
«Современник», появившийся в Москве в 1956 году, стал символом хрущевской оттепели. Он развивался в направлении психологического театра, пытался слышать время и говорить на одном языке со зрителем. Авторы экспозиции постарались исследовать, как эта художественная идея развивалась во времени и как живет сегодня.
 
«Это путь жизни этого театра, – поделился с “Театралом” своим впечатлением о музее Сергей Тонышев, режиссер премьеры “Чагин”. – Жизнь важно констатировать. Важно уметь отстраниться, посмотреть на себя, на свой род. Ты вспоминаешь, открываешь фотоальбом... Тут очень много фотографий, много лиц, которые были в театре и есть в данный момент. Мне кажется, это прекрасно».
 
«Театральный музей в случае «Современника» интереснее всего в фотографиях, – считает Леонид Ярмольник. – Очень здорово здесь все сделано. Я вообще люблю фотографию, особенно черно-белую. Черно-белые фотографии, связанные с историей “Современника”, самые настоящие и самые правдивые. Их здесь очень много. Cлава богу, они сохранились. Мне бы хотелось, чтобы музей посещался. Хотя бы теми, кто занимается нашей профессией и хочет посвятить ей жизнь».
 
Для гостей в музее «Современника» приготовили небольшой сюрприз – в центре зала разместили арт-объект с афишами спектаклей последних пяти лет. От каждой можно оторвать кусочек на память. На обратной стороне будет ждать послание – цитата из спектакля. Режиссер Сергей Тонышев и актриса Алена Бабенко предпочли узнать, что им «скажут» афиши собственных постановок. Так «Чагин» напомнил, что «настоящая любовь прощает все», а афиша спектакля «Это моя жизнь» предложила поднять шум, «чтобы нас не забыли».


Поделиться в социальных сетях: