Горький Бунин

Дмитрий Крымов вслед за классиком прошелся по «Темным аллеям»

 

Всякий раз после его новой постановки раздаются возмущенные голоса: это не Платонов, это не Чехов, это не Бунин. Конечно, нет. Потому что это – Крымов, и у него нет задачи «экранизировать». Каждый автор – только повод. Каждое произведение – мяч, брошенный автором и на лету подхваченный режиссером. Таков и спектакль «Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня...», поставленный в Школе драматического искусства по рассказам Бунина.
Пока зрители рассаживаются по местам, работники театра прямо на сцене гримируют и одевают во фраки нескольких мужчин – будущих участников спектакля (они только что находились среди зрителей в фойе). На наших глазах современники превращаются в героев бунинской прозы. Правда, женские персонажи появятся в спектакле позже: сперва перед нами семеро мужчин с лицами героев немого кино, которые делятся с друзьями историей своей давно промелькнувшей любви. Большинство воспоминаний горькие, трагические, а порой и постыдные, но в них все равно звучит сладковатый отголосок, ведь все эти люди познали любовь.

Женских персонажей спектакля Дмитрий Крымов представил в виде фарфоровых кукол. Постепенно они оживут, выберутся из коробок, легкомысленно закурят и, перебивая мужчин, сами расскажут свои невыносимо грустные истории.

Так, например, на сцене начинает двигаться огромная коробка в крупный цветочек (упаковка для куклы), она ползет от задника ближе к зрителям, затем бумага разрывается и в щели появляется лицо Поли (Анна Синякина) – в нелепой шляпке, с прической по дореволюционной моде. Это героиня рассказа «Мадрид», юная проститутка. Она неловко и смешно двигается в своей коробке, проделывает дыры, чтобы высунуть руку и ногу. Но рваные куски картона вносят в сцену трагический контекст: разорванная жизнь, нелепая судьба… Поля, наполовину высунувшись из своего «убежища», отвечает на вопросы невидимого нам мужчины (эти безмолвные вопросы появляются на экране, укрепленном на заднике сцены). Рассказывает свою детскую историю совсем недетской жизни. И таким чувственным предстает возникающий на экране текст, будто при свете фонарика читаешь тайком от взрослых спрятанную ими книгу («еще не дорос»). А ведь и Поля тоже еще не доросла: «Сколько тебе лет? Восемнадцать?» – «Чудной вы! Все знаете! Восемнадцатый».

Одна история сменяется другой, судьбы героев выстраиваются в трагикомическое повествование. Но главное, Дмитрию Крымову удалось перевести на язык сцены те самые бунинские «сентенции», из-за которых произведения автора долгое время считались несценичными. Так, персонаж рассказа «Поздний час» (его играет Валерий Гаркалин) заглядывает в «волшебный» макет подлунного мира, где блестят звезды из золотой бумаги и в глубине сада на игрушечной скамейке ждет своего героя едва различимая фигурка любимой. «В такую ночь, в тот поздний час, ты ждала меня в вашем уже подсохшем к осени саду, и я тайком проскользнул в него: тихо отворил калитку, заранее отпертую тобой, тихо и быстро пробежал по двору и за сараем в глубине двора вошел в пестрый сумрак сада, где слабо белело вдали, на скамье под яблонями, твое платье». И тогда он достает из нагрудного кармана игрушечную фигурку – крошечного себя и безуспешно пытается войти – одновременно куклой и кукловодом – в этот ставший маленьким мир, потому что слишком издалека смотрит герой на эту сцену безвозвратно ушедшей в прошлое жизни.

В финальной сцене спектакля появляется еще один «бунинский» персонаж – гид музея-квартиры Ивана Бунина: экзальтированная дама в растянутой кофточке, в берете и в больших очках в роговой оправе. И автор через ее повествования оказывается вовлечен в нашу жизнь…

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
  • Майку Науменко посвятят zoom-квартирник

    В понедельник, 20 апреля, в 17.00 Большой театр кукол проведет свой первый zoom-квартирник, который будет посвящен творчеству культового поэта и музыканта Майка Науменко. 18 апреля ему исполнилось бы 65 лет. «Майк Науменко работал в Большом театре кукол звукорежиссёром, - говорит  главный режиссер театра Руслан Кудашов. ...
Читайте также