Король и шут

Адольф Шапиро соединил шекспировскую драму с современной эстрадой

 

Стены амфитеатра, потолок и сцена затянуты светлым пологом, как будто король Лир, отправившись в последний военный поход, остановился отдохнуть. Петербургский ТЮЗ в такой непривычной одежде сразу же изменился изнутри – творческое явление режиссера Адольфа Шапиро обставлено масштабным переодеванием. Дебюта Шапиро на этой сцене в качестве автора ждали несколько лет. С тех пор, как он в 2007 году был назначен руководителем художественных проектов Театра юных зрителей имени Брянцева.
На постановку «Короля Лира» в питерский ТЮЗ Шапиро пришел не один. С ним и король Лир в исполнении Сергея Дрейдена, и музыкальная группа Билли Новика – Billy’s band. У Новика на голове шутовская корона. В руках гитара. У него совершенно неактерский голос – с ним-то он и угодил в шуты. Под злоключениями короля шут временами подводит черту одной из «горячих» песен, и зрители узнают голос поп-звезды. Благодаря такому мостику из трагедии на эстраду должна крепиться связь современности и классики. Однако она не крепится.

На голове Лира королевская корона держится недолго – Дрейден не из носителей венценосной утвари. Он просто из параллельного пространства, актер рваной реплики, короткого дыхания, немыслимый без импровизации. Он гений мелкой пластики. Когда ему пришлось играть Ротмистра («Отец» Стринберга), Туллия («Мрамор» Бродского), Шмуэль («Потерянные в звездах» Левина), эти качества легли на роли. Однако при своем незаурядном ироническом даровании он побаивается юмора в Лире. Отсюда некое постное одиночество этого короля. Площадку, где он расхаживает, ему не охватить королевской властью, не объять это пустое поле актерским обаянием.

Зачем Шапиро сделал такую расстановку сил в спектакле? Зачем такой никем не прирученный актер, как Дрейден, и такой шут и бард в одном лице, как Билли Новик? Затем, что ТЮЗ собственной шекспировской мощи не имеет? Но глядя на Игоря Шибанова – Глостера и Валерия Дьяченко – Кента, легко представить, что с ними «Король Лир» тоже вполне возможен, если бы не излишне амбициозный режиссерский замысел.

Огромный шатер сценографа Елены Степановой, с рундуками-гробами по всем углам, куда время от времени скидывают жертву; боязливая историчность и невнятная условность костюмов; вездесущий экран с метеосводкой облачности в древней Британии, – все это только жесты. Разгоряченная знакомыми и знаковыми хитами Билли Новика публика могла не вникать в человеческий срез представления. Тем более что тюзовские исполнители позволяли не обращать на себя особого внимания. Им на долю оставлены стереотипы нашей шекспировской сценической истории.

Замысел постановки боком обходит реальную ситуацию в ТЮЗе и реальных исполнителей. Эта трагедия для какого-то, как говорил Гете, «невидимого театра». Где в военном шатре сидит бывалый полководец. Или, на другом полюсе – для театра, где всю поэтику определяет поп-культура. Синтеза не выходит.

Вместе с тем выбор «Короля Лира» не случаен. Трагедия в Петербурге за последние годы поставлена третий раз. Образ Лира, человека-центра, человека с «собраньем качеств, в каждом из которых печать какого-либо божества», человека, пришедшего через страдания к пониманию простых и вечных ценностей, притягивает современность. «Из ничего выходит ничего», – в первой сцене уверен Лир, когда он думает, что из любви и добра нужно и можно извлечь пользу. А в финале безумец осознал, что бескорыстие – движитель жизни. Об этой духовной страде догадываешься на спектакле Шапиро, Дрейдена, Новика, не получая, впрочем, убедительных аргументов.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
  • «Экскурсия» в Музей Родена

    В понедельник, 18 мая, во всем мире отмечается Международный день музеев. «Театрал» решил в этот день подарить своим читателям «путешествие» в парижский Музей Родена, символом которого, на самом деле, должен быть не хрестоматийный «Мыслитель», а «Вечная весна» и нежность непостижимо переданная скульптором в мраморе. ...
Читайте также