Ольга Агушина: «Всё в театре должно работать как часы»

 
Уникальную возможность проникнуться историей Московского Художественного
театра каждому зрителю и поклоннику метода Станиславского предоставляет музей
МХАТ в рамках экскурсионной программы «Закулисье». Ольга Агушина
заведущая отделом архивных фондов и книжных коллекций музея, а также опытный
экскурсовод по миру Художественного театра. С «Театралом» Ольга не только
поделилась секретами закулисья, но и рассказала о важности музейного дела в
театре, а также вспомнила курьёзы, случавшиеся на сцене МХТ им. Чехова.
– Ольга, расскажите, как проводятся экскурсии в пространстве МХТ им. Чехова?
– Сначала для нас самое сложное и важное – договориться с театром, потому что
экскурсия может помешать творческому процессу. Нужно, чтобы в этот момент на сцене
не шел какой-то сложный монтаж спектакля, чтобы не было репетиций, прогонов.
Поэтому, только после определения даты совместно с театром мы приглашаем людей.
Сейчас у нас составлен довольно большой маршрут по закулисью: мы начинаем в
портретном фойе, рассказываем об истории здания, затем идем в зал. Даже если люди
бывали в Художественном театре, все равно пустой зал производит новое впечатление.
Особенно, если на сцене в это время идет какой-то рабочий процесс. Здесь мы также
рассказываем о том, как устроена сцена, сколько мест в зале, идем в «карман» декораций,
смотрим пульт помощника режиссера, комнату отдыха актеров. В зале обязательно
обращаем внимание на знаменитые кресла с именными табличками основателей МХТ: на
месте К.С. Станиславского очень любил сидеть Олег Николаевич Ефремов, а на месте Вл.
Ив. Немировича-Данченко – Олег Павлович Табаков. Относительно недавно добавились
такие локации, как Сталинская ложа и вид из нее на сцену, и гримерка Олега Павловича
Табакова. В самом конце, под занавес, мы смотрим уже наши мемориальные гримерки
Станиславского, Ефремова и кабинет Немировича-Данченко. Так что получается
достаточно обширная программа.
– Какие факторы влияют на то, что вы рассказываете аудитории?
– Все зависит от самих групп. У нас все-таки расчет на взрослую аудиторию, но когда
приходят с детьми, то мы, конечно, немного варьируем программу: ведь им надо
рассказывать меньше исторических фактов. Молодежи и детям всегда интереснее слушать
про современных известных артистов. Вдоль барабана сцены у нас как раз висят
фотографии действующей труппы, и мы их ребятам показываем, спрашиваем, кого и где
они видели? Им сложнее рассказывать, кто такой Олег Николаевич Ефремов, а вот про
Олега Павловича Табакова проще – это же Матроскин и няня из «Мери Поппинс». Детям
часто рассказываем еще, что у нас играет Виктор Хориняк – «Последний богатырь». Если
приходят взрослые, которые не очень хорошо разбираются в театральном мире,
рассказываем о съемках сериала «Актрисы», вспоминаем какие-то забавные случаи,
оговорки, суеверия, предлагаем потереть носы нашим отцам-основателям, показываем
знаковые костюмы. И делаем все, чтобы для всех экскурсия была интереснее, живее.
Конечно, у гостей закулисья самый популярный вопрос: «Что посмотреть из современных
спектаклей?». Тогда консультируем по репертуару.
– И что вы советуете в этом случае?
Уникальную возможность проникнуться историей Московского Художественного театра каждому зрителю и поклоннику метода Станиславского предоставляет музей МХАТ в рамках экскурсионной программы «Закулисье». Ольга Агушина – заведущая отделом архивных фондов и книжных коллекций музея, а также опытный экскурсовод по миру Художественного театра. С «Театралом» Ольга не только поделилась секретами закулисья, но и рассказала о важности музейного дела в театре, а также вспомнила курьёзы, случавшиеся на сцене МХТ им. Чехова.

– Ольга, расскажите, как проводятся экскурсии в пространстве МХТ им. Чехова?
– Сначала для нас самое сложное и важное – договориться с театром, потому что экскурсия может помешать творческому процессу. Нужно, чтобы в этот момент на сцене не шел какой-то сложный монтаж спектакля, чтобы не было репетиций, прогонов. Поэтому, только после определения даты совместно с театром мы приглашаем людей. Сейчас у нас составлен довольно большой маршрут по закулисью: мы начинаем в портретном фойе, рассказываем об истории здания, затем идем в зал. Даже если люди бывали в Художественном театре, все равно пустой зал производит новое впечатление. Особенно, если на сцене в это время идет какой-то рабочий процесс. Здесь мы также рассказываем о том, как устроена сцена, сколько мест в зале, идем в «карман» декораций, смотрим пульт помощника режиссера, комнату отдыха актеров. В зале обязательно обращаем внимание на знаменитые кресла с именными табличками основателей МХТ: на месте К.С. Станиславского очень любил сидеть Олег Николаевич Ефремов, а на месте Вл. Ив. Немировича-Данченко – Олег Павлович Табаков. Относительно недавно добавились такие локации, как Сталинская ложа и вид из нее на сцену, и гримерка Олега Павловича Табакова. В самом конце, под занавес, мы смотрим уже наши мемориальные гримерки Станиславского, Ефремова и кабинет Немировича-Данченко. Так что получается достаточно обширная программа.

– Какие факторы влияют на то, что вы рассказываете аудитории?
– Все зависит от самих групп. У нас все-таки расчет на взрослую аудиторию, но когда приходят с детьми, то мы, конечно, немного варьируем программу: ведь им надо рассказывать меньше исторических фактов. Молодежи и детям всегда интереснее слушать про современных известных артистов. Вдоль барабана сцены у нас как раз висят фотографии действующей труппы, и мы их ребятам показываем, спрашиваем, кого и где они видели? Им сложнее рассказывать, кто такой Олег Николаевич Ефремов, а вот про Олега Павловича Табакова проще – это же Матроскин и няня из «Мери Поппинс». Детям часто рассказываем еще, что у нас играет Виктор Хориняк – «Последний богатырь». Если приходят взрослые, которые не очень хорошо разбираются в театральном мире, рассказываем о съемках сериала «Актрисы», вспоминаем какие-то забавные случаи, оговорки, суеверия, предлагаем потереть носы нашим отцам-основателям, показываем знаковые костюмы. И делаем все, чтобы для всех экскурсия была интереснее, живее. Конечно, у гостей закулисья самый популярный вопрос: «Что посмотреть из современных спектаклей?». Тогда консультируем по репертуару.

– И что вы советуете в этом случае?
– Для тех, кто любит что-то легкое и веселое с прекрасным актерским составом – «№13» и «Авлабар, или Новая Ханума». Если хочется что-то более серьёзное и плюс с медийными звездами, то я советую «Сирано де Бержерак» с Юрием Чурсиным и Анной Чиповской в главных ролях. Если люди хотят экспериментов в театре и не боятся провести на спектакле больше 4 часов, то «Карамазовы» Богомолова. Раньше еще советовала «Месяц в деревне», это была очень красивая в плане сценографии постановка. И, конечно, «Мастер и Маргарита» – беспроигрышный вариант, легендарный.

– Что нужно знать каждому зрителю МХТ им. Чехова?
– Мне кажется, что хорошо бы до зрителей донести, что именно в нашем театре впервые появилась профессия режиссера, и она вышла на первый план как раз именно благодаря нашим отцам-основателям, Константину Сергеевичу Станиславскому и Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко. Ведь до этого режиссерского театра, как такового, не было. Идея делать для каждого спектакля свои декорации, свои костюмы, серьезно репетировать спектакли, а не выпускать их за пять дней, появилась именно в нашем театре впервые вместе с режиссурой. Также, как и другие основные театральные профессии: сценографы, художники-декораторы, художники по костюмам, – возникли именно благодаря МХТ. И еще, наверное, следует знать, что именно от нашего театра «разветвились» все другие театры, и не только московские. Михаил Чехов уехал в Америку, открыл там свою школу, до сих пор носящую его имя. Никита Балиев, который здесь открывал сначала «Кабаре Летучая мышь», а потом открыл Французский театр сказок и так далее. Не говоря уж о том, что система самого Станиславского используется по всему миру. Поэтому надо знать, что наш театр связан со всеми другими театрами, и в каком-то  смысле их родоначальник.

– Что, на ваш взгляд, помогает зрителю погрузиться в этот исторический театральный контекст?
– Далеко не все понимают внутреннюю театральную кухню, ведь зрители видят уже готовый продукт, когда приходят в зал, где все красиво оформлено. Люди заходят в театр, а там у нас пианино, музыка, буфет, шампанское, красивые костюмы, декорации… И когда есть возможность увидеть процесс подготовки, посмотреть, как костюмы привозят в актерское арт-фойе, кто-то из актёров приходит в совершенно обычной одежде с кофе руках, у них какие-то свои разговоры, а на сцене рабочие творят волшебство, которое мы увидим потом в готовом виде. И оно создается именно в момент нашего похода по закулисью. Часто в начале экскурсии на сцене еще почти пусто, а когда мы оказываемся в Сталинской ложе, то сцена уже почти готова к спектаклю. Близость с этим театральным миром для многих становится чем-то сакральным. И действительно можно понять, как это все устроено. Что сцена – это сцена, что по бокам еще есть карманы, где хранятся гигантские декорации, которые путешествуют из цехов на знаменитом мхатовском монорельсе, а под сценой глубокие трюмы. После экскурсии зрители часто говорят, что они и не думали, что в театре такое сложное устройство, и что это все так технически оснащено. Но это очень слаженное дело, и чтобы спектакль получился на нескольких этапах, все это должно работать как часы.

– Действительно, для человека непричастного закулисье может быть очень таинственным местом. А какое оно для вас?
– Несмотря на то, что я веду и другие экскурсии, «Закулисье» моя любимая программа. Вожу я ее давно, но все равно каждый раз нахожу что-то новое и чувствую необычайный трепет, заходя в эти закулисные пространства. Когда рассказываешь об этом мире и понимаешь, что для людей в экскурсионной группе театр все еще может представить что-то неожиданное, испытываешь приятное чувство. Я, действительно, каждый раз чувствую интерес к программе и к пространству театра.

– Анонс вашей экскурсии обещает приоткрыть тайны. Много ли осталось этих тайн?
– Для всех тайны разные. По своему закулисью вас могут провести многие театры. Но специфика у всех разная, и отношение к закулисью тоже. У нас в МХТ все делается осторожно. Работники технических служб очень трепетно относятся ко всему пространству. Они даже считают, что сцена не заканчивается именно сценой, а продолжается в карманах с декорациями. И, конечно, техники не любят, чтобы их отвлекали. Но мы сейчас расширяем  маршруты, стараемся обходить сложности, водить, в случае чего, на малую сцену вместо основной. Но даже при всех ограничениях зрителям все равно открывается много нового. Они, например, порой удивляются даже тому, что у нас есть своя столовая. Вот актеры берут борщ и идут с подносами. Они же простые люди! А если мы ведем группу по нашим театральным закоулкам, мало кто из зрителей знает, что прямо в здании театра находятся кабинеты наших врачей: на этажах есть терапевт, есть лор, зубной врач и массажный кабинет. И у них, как у всех, свой график работы. Так и складывается этот хрупкий театральный мир.

– У вас есть любимый рассказ из истории театра, который вы чаще всего рассказываете экскурсантам?
– Поскольку мы говорим про закулисье, то расскажу про важную профессию помощника режиссера. В нашем театра роль помрежа всегда исполняли женщины. Это, возможно, и правда очень женская профессия, ведь женщины особенно способны к многозадачности и быстрому реагированию. Однажды произошел такой случай: в советское время ставили спектакль (скорее всего, это была постановка ефремовского времени – «Заседание Парткома»), в котором была массовая сцена собрания с длинным столом. Зрители пришли на эту премьеру, начался спектакль, прошли первые действия… И вдруг во всем Камергерском переулке выключается свет! Что-то надо делать, спасать постановку срочно! Тогда помощник режиссера экстренно стала искать по всему театру свечи, подсвечники, что-то, чем можно бы было осветить хоть какую-то часть сцены! И именно на тот длинный стол поставили все, что нашли, зажгли все огарки. Тогда спектакль продолжился, а на следующий день в газетах написали: самой лучшей в спектакле оказалась сцена при свечах! То есть помощник режиссера буквально спасла постановку.

Был еще случай, о котором рассказывал сам Олег Николаевич Ефремов. Когда поставили «Бориса Годунова» в 1994-м году, этот спектакль стал последней крупной режиссерской и актерской работой Олега Николаевича. Для премьеры были очень красиво сделаны исторические костюмы. В одной из сцен на Годунова, то есть на Ефремова, в последний момент перед выходом накидывали шубу: шуба эта была очень тяжелая, из натурального меха, отлично сшита, но с внутренней бутафорской подкладкой под леопарда. На одном из показов костюмер в полумраке закулисья накинула эту шубу на Олега Николаевича, и он вышел играть. Он сам в театре бывал в разных настроениях: иногда его боялись, а в хорошие дни все шло нормально. В тот день, отыграв действие и вернувшись в карман, худрук сурово спросил у костюмера: «Наташа, тебя ничего не смущает?» «Нет», ответила Наташа, ей же главное, чтобы все было на месте, чтобы шапка, орден не пропали. «Ну ты приглядись повнимательнее!», сказал Олег Николаевич. Оказалось, что она надела на Ефремова эту шубу леопардовой подкладкой сверху. И он с этим леопардовым принтом, который как раз тогда был в моде, отыграл все первое действие. Вот такой вот необычный получился Борис Годунов.

– Самое интересное, что вы, как заведующая архивом музея, представляете историю не только закулисами. Например, спектакль о самом Московском Художественном театре «9 ряд. 10,11 место» создавался по крупицам, из истории музея. Как происходит процесс работы над такими проектами?
– На самом деле к нам очень часто обращаются. И в этом сезоне будет премьера «Самоубийцы», для этого спектакля режиссеры через литчасть музея спрашивают у нас экземпляры старых наработок. Сейчас также Константин Юрьевич Хабенский ставит «Чайку», и он попросил режиссерский экземпляр К.С. Станиславского. Мы не можем, конечно, выдавать музейные реликвии, только копии. Но активная работа с архивами идет и в плане костюмов: режиссеры с художниками отсматривают эскизы, фотографии, которые у нас есть, чтобы понять, какие ткани использовались тогда, как это выглядело, пытаются найти портретное сходство или ищут видеозаписи и записи голосов для своих проектов. Сразу вспоминают, что в музее это все хранят, и не зря! Кстати, когда были съемки фильма «Хитровка. Знак четырех», Шахназаров очень детально подходил к процессу. У него Константин Крюков играл Станиславского, а Александра Олешко – Немировича-Данченко. Режиссер отсмотрел наши старые исторические макеты первых спектаклей «На дне», «Три сестры», и он очень точно их воссоздал. Мы приходили во время съемок, которые тоже шли на нашей сцене, и действительно были поражены, потому что, по сути, живьем увидели полный макет декораций «Трех сестер» 1902 года, как раз именно при Станиславском поставленного спектакля. Студенты Школы-студии часто изучают эскизы и макеты для своих дипломных и курсовых работ.

– А что оказывается самым сложным в работе?
– Тяжело консультировать всех в одно и то же время: у нас идут свои выставки, к которым надо готовиться и подбирать материал, параллельно приходят читатели, студенты школы-студии или какие-то исследователи. Мы заметили, что интерес к одним и тем же темам у них периодически совпадает. М.А. Булгаков, к примеру, практически ежемесячно интересует не только сотрудников Музея Булгакова, но и других исследователей. Но помочь стараемся всем. Театр и Школа-студия МХАТ у нас, конечно, в приоритете, им мы предоставляем все, практически, сразу. Однако в архивы просто так не попадешь, нужно обязательно делать официальные запросы по требованию, ждать одобрения от директора музея, а потом уже подобрать нужные материалы. Это не так быстро – у нас очень много фондов, более 350 тысяч предметов. Ищем для телеканалов и журналов фотографии артистов, спектаклей. Недавно, например, «Современник» готовил спектакль-байопик про Игоря Квашу, узнавал подробности его учебы в Школе-студии, так как у нас хранятся документы этого периода. Так что, бывает и сложно, и интересно.

– Однажды проекты, которые создаются благодаря архивам музея, тоже станут «историей». Что, как вы думаете, нужно обязательно сохранить от современного МХТ им. Чехова и потом передавать на экскурсиях будущего?
– Мы уже сейчас буквально бегаем за всем театром и говорим: «Отдавайте это нам!». Потому что, все, что кажется ненужным пока спектакль идет, все бумаги, макеты, потом и становятся настоящим достоянием. К этому тоже потом обязательно будут возвращаться и вспоминать. К сожалению, не всегда сохраняются макеты спектаклей, фотографии и тексты, сейчас же многое перешло в цифровой формат. И у нас, как выяснилось, не очень много осталось даже от табаковского времени. Да, спектаклей было много, но при этом именно в музей отдавалось очень мало, ведь в какой-то момент все, видимо, думали, что спектакли идут и идут, и так будет всегда… А потом оказалось, что половина этих артефактов пропала, афиши заменились на цифровые баннеры, программки стали минималистичными и дают мало информации. История-то все равно идет дальше, и нам нужно про современность тоже рассказывать. Поэтому мы стараемся хотя бы какие-то костюмы, как правило, забирать из современных знаковых постановок. У того же спектакля «Идеальный муж» Константина Богомолова, неожиданно закрытого, крупные декорации утилизируют, костюмы перешьют для других постановок, похожих по стилю, а вот его очень интересный макет сцены с ванной мы забрали в музей. Мы пытаемся по максимуму сейчас собрать все от спектаклей, снятых с репертуара. И обязательно забираем режиссерские заметки, экземпляры сценариев с пометками, чтобы была возможность увидеть изменения пьесы на бумаге. Так что хранилище полнится, и мы стараемся активно его пополнять. 


Поделиться в социальных сетях: