В Москве продолжается так называемый эксперимент с покупкой билетов в театры и культурные центры по паспортам. Чиновники объясняют это нововведение, в том числе, необходимостью борьбы с мошенниками. Редакция «Театрала» решила обратиться с вопросами о целесообразности таких форм «борьбы» и о возможностях противодействия перекупщикам к генеральному директору МТС Live Михаилу Минину.
– Михаил, введение именных билетов анонсировалось, в том числе, как способ борьбы с перекупщиками. Скажите, есть ли для этого какие-то другие методы?
– Помимо контрольных закупок, которые мы периодически проводим, используем методы блокировки ботов. На старте продаж приходит большое количество и людей, и ботов, – один к трем. Эти боты обучаются, и мы тоже – в работе с ними.
А так у нас есть несколько предложений по борьбе со спекулянтами. На прошлой неделе на Общественном совете при Минцифры мы предлагали наделить Роскомнадзор правом внесудебной блокировки сайтов-двойников по заявлению учреждений культуры. Это встретило достаточно хороший отклик и председателя Совета, и представителей из Минцифры. Оказалось, что члены Совета сами страдали от подобных билетных мошенничеств. По итогам были обозначены три меры из ближайших. Первое, Минцифры или Общественный совет выпустит разъяснительные рекомендации для театров, как в текущих правовых условиях блокировать сайты-двойники. Второе, это включение таких ситуаций и кейсов в программу «Антифишинг» – система которая мониторит и блокирует разный объем мошенничества. И, третье, досудебная блокировка таких сайтов.
Пока же мы своими силами продолжаем вести работу в данном направлении. На сайты-двойники приходится наибольший процент билетных мошенничеств.
– Почему вам кажется эффективным наделить РКН правом блокировки «левых» билетных сайтов?
– РКН уже обладает такими правами для блокировки казино, порнографии и так далее. Почему не распространить их полномочия и на помощь учреждениям культуры?
– Сайты-двойники – это билетные мошенничества. А как быть с перекупщиками? Они продают билеты в интернете по баснословным ценам, и без обмана там тоже не обходится.
– После моего доклада коллеги подсветили и спекуляции на сайтах-классифайдах, где пользователи могут продавать товары друг другу. Туда «утекают» в том числе различные льготные билеты, которые перепродаются за реальные деньги. Это и подтвердили представители из других индустрий. Надеюсь, нам удастся одинаково успешно бороться и с двойниками, и с классифайдами по распространению билетов. Что касается последних, то мы предлагаем помечать надежных продавцов галочками верификации. К этому можно привлечь сами театры, чтобы они обозначали, каким продавцам можно доверять. Таким верифицированным объявлениям нужно давать приоритет при поиске, вынося их на первые позиции. Сейчас такой практики нет.
– Часто слышу, что места в больших театральных залах на старте продаж боты выкупают в первые же минуты. Насколько эффективно работают системы блокировки этих ботов?
– Мы с Театром Вахтангова каждый месяц выходим в продажу с такой проблематикой. Существенную часть ботов блокируем, но они обучаются и блокировать становится с каждым разом все сложнее. Но эффективность все это имеет. В частности, стали появляться комментарии в телеграме Театра Вахтангова, что людям удалось купить долгожданный билет.
– Вы в начале ответа сказали про контрольную закупку. Что это за мера, в каких случаях ее применяют?
– Служба безопасности МТС Live проводит встречи с покупателями, которые приобрели билеты на сторонних онлайн-платформах. В ходе доверительных бесед устанавливаются все участники цепочки перепродажи – от посредников до финальных продавцов. Эти данные помогают оперативно выявлять случаи мошенничества и предпринимать меры по их предотвращению.
– Если говорить про систему именных билетов, которую внедрил столичный Департамент культуры, насколько она кажется вам эффективной? Есть ли какие-то интересные цифры после двух недель работы по новым правилам?
– Мы всегда будем сторонниками мер, которые влияют исключительно на спекулянтов. Именные билеты не связаны с нашей борьбой с ботами. У каждой меры, к сожалению, есть свои неудобства. Конкретные цифры я бы хотел услышать от директоров театров и от самого Депкульта.
– В районе 15 марта Депкульт отмечал, что совокупный объем продаж билетов не пострадал. В то же время билетные операторы говорили о падении продаж на четверть. Вы называли цифру в 28 процентов.
– Мы заявляли эту цифру накануне 15 марта. Тогда зрители были сильно удивлены, и не знакомы с новым правилам и испуганы. Сейчас мы бы хотели бы, чтобы была официальная совокупная информация. Ее может опубликовать Депкульт либо, через год в своем отчете, Минкульт. Пока же с введения новых правил не прошло и месяца. Мне очень важно понять, начинают ли зрители относиться к этой системе более расслабленно или нет.
Мы тем временем продолжаем бороться теми мерами, которыми можем, пока этот эксперимент идет.
– Сервис «Интикетс» теперь предлагает переоформить билеты за два часа до начала мероприятия. Планируете ли вы ввести что-то похожее?
– Если у нас будет соответствующий шлюз и техническое разрешение на стороне владельца билета – театра или Департамента культуры, – то мы это сделаем. У наших технических специалистов этот вопрос стоит в плане. Если позволили одному билетному агрегатору, то, думаю, позволят всем.
– Что касается защитных мер, вы считаете, что они должны внедряться сверху – идти от государства?
– Конечно. Мы также находим сайты-двойники наших мюзиклов, пишем в РКН, а они нас отправляют в МВД. С мошенниками нам судиться не хочется – потратим много сил, времени и денег. Важно добиться блокировки мошеннических ресурсов. Мы считаем, что государство может нас и индустрию защитить. Через официальные сайты театров государству важно многое транслировать: Год семьи, годовщину Победы и многое другое, что отсутствует на сайтах-двойниках. К тому же государство использует бюджет на Пушкинскую карту, на льготные билеты, которые в том числе перепродаются в интернете. То есть мы предлагаем государству помочь не только нам, но и себе. Кажется, что только именными билетами все спекуляции не искоренятся, поэтому мы ожидаем поддержку и от московского Департамента культуры.
– Как вам кажется, удастся ли когда-нибудь совсем избавиться от билетных спекулянтов?
– Нет таких мер, которые бы работали на все сто. Спекулянты будут всегда, как и реселлеры неофициальные, любая перепродажа товара – на маркетплейсах, например – в какой-то мере тоже спекуляция. Каждый продавец ведь сам устанавливает наценку. Это открытый рынок, но государство может его ограничить. На самом деле это широкий вопрос: есть мошенничество, а есть спекуляция, это очень большой отдельный разговор.
– Какие вообще мошеннические схемы с перепродажей билетов существуют?
– Расскажу о нескольких распространенных. Есть умельцы, которые покупают дешевые билеты на галерке, а потом продают как первые ряды партера. То есть замазывают оригинальные места и ставят более дорогие. Обман вскрывается только когда зритель приходит на спектакль. Или вот «предприниматель» за несколько часов до мероприятия находит самые дорогие из свободных мест, ставит их в бронь на несколько часов, а за это время покупает билеты по тысяче рублей. Замазывает дешевые места на дорогие из брони. Бронь не успевает выкупиться до начала мероприятия, он отдает «отредактированные» билеты и получает свою выгоду. Даже если продать дорогие места по их реальной цене – не останешься в накладе, так как платил за дешевые. Мы, как организаторы, теряем огромные деньги на таких кейсах. И есть просто мошенники, которые после оплаты не высылают билеты. А деньги для организаторов, учреждений культуры – это аванс.
Еще есть брокерские спекуляции, когда люди выкупают большое количество билетов на крупную сумму на старте продаж. Организация получает сразу деньги и может ими распоряжаться, а спекулянты потом перепродают каждый билет раз в пять дороже.
Про сайты-двойники, которые выдают себя за оригинальные сайты, я уже сказал. Поэтому на Общественном Совете было предложено как минимум отмечать, верифицировать официальные билеты на классифайдах. Театры это могут делать, и неоригинальные билеты не будут отображаться в поиске. Надеюсь, без долгих процессов классифайды пойдут навстречу по этому вопросу.
Пока с билетным мошенничеством есть только одно громкое уголовное дело – по Пушкинской карте. Но вообще подобных успешных кейсов мало.
– Михаил, введение именных билетов анонсировалось, в том числе, как способ борьбы с перекупщиками. Скажите, есть ли для этого какие-то другие методы?
– Помимо контрольных закупок, которые мы периодически проводим, используем методы блокировки ботов. На старте продаж приходит большое количество и людей, и ботов, – один к трем. Эти боты обучаются, и мы тоже – в работе с ними.
А так у нас есть несколько предложений по борьбе со спекулянтами. На прошлой неделе на Общественном совете при Минцифры мы предлагали наделить Роскомнадзор правом внесудебной блокировки сайтов-двойников по заявлению учреждений культуры. Это встретило достаточно хороший отклик и председателя Совета, и представителей из Минцифры. Оказалось, что члены Совета сами страдали от подобных билетных мошенничеств. По итогам были обозначены три меры из ближайших. Первое, Минцифры или Общественный совет выпустит разъяснительные рекомендации для театров, как в текущих правовых условиях блокировать сайты-двойники. Второе, это включение таких ситуаций и кейсов в программу «Антифишинг» – система которая мониторит и блокирует разный объем мошенничества. И, третье, досудебная блокировка таких сайтов.
Пока же мы своими силами продолжаем вести работу в данном направлении. На сайты-двойники приходится наибольший процент билетных мошенничеств.
– Почему вам кажется эффективным наделить РКН правом блокировки «левых» билетных сайтов?
– РКН уже обладает такими правами для блокировки казино, порнографии и так далее. Почему не распространить их полномочия и на помощь учреждениям культуры?
– Сайты-двойники – это билетные мошенничества. А как быть с перекупщиками? Они продают билеты в интернете по баснословным ценам, и без обмана там тоже не обходится.
– После моего доклада коллеги подсветили и спекуляции на сайтах-классифайдах, где пользователи могут продавать товары друг другу. Туда «утекают» в том числе различные льготные билеты, которые перепродаются за реальные деньги. Это и подтвердили представители из других индустрий. Надеюсь, нам удастся одинаково успешно бороться и с двойниками, и с классифайдами по распространению билетов. Что касается последних, то мы предлагаем помечать надежных продавцов галочками верификации. К этому можно привлечь сами театры, чтобы они обозначали, каким продавцам можно доверять. Таким верифицированным объявлениям нужно давать приоритет при поиске, вынося их на первые позиции. Сейчас такой практики нет.
– Часто слышу, что места в больших театральных залах на старте продаж боты выкупают в первые же минуты. Насколько эффективно работают системы блокировки этих ботов?
– Мы с Театром Вахтангова каждый месяц выходим в продажу с такой проблематикой. Существенную часть ботов блокируем, но они обучаются и блокировать становится с каждым разом все сложнее. Но эффективность все это имеет. В частности, стали появляться комментарии в телеграме Театра Вахтангова, что людям удалось купить долгожданный билет.
– Вы в начале ответа сказали про контрольную закупку. Что это за мера, в каких случаях ее применяют?
– Служба безопасности МТС Live проводит встречи с покупателями, которые приобрели билеты на сторонних онлайн-платформах. В ходе доверительных бесед устанавливаются все участники цепочки перепродажи – от посредников до финальных продавцов. Эти данные помогают оперативно выявлять случаи мошенничества и предпринимать меры по их предотвращению.
– Если говорить про систему именных билетов, которую внедрил столичный Департамент культуры, насколько она кажется вам эффективной? Есть ли какие-то интересные цифры после двух недель работы по новым правилам?
– Мы всегда будем сторонниками мер, которые влияют исключительно на спекулянтов. Именные билеты не связаны с нашей борьбой с ботами. У каждой меры, к сожалению, есть свои неудобства. Конкретные цифры я бы хотел услышать от директоров театров и от самого Депкульта.
– В районе 15 марта Депкульт отмечал, что совокупный объем продаж билетов не пострадал. В то же время билетные операторы говорили о падении продаж на четверть. Вы называли цифру в 28 процентов.
– Мы заявляли эту цифру накануне 15 марта. Тогда зрители были сильно удивлены, и не знакомы с новым правилам и испуганы. Сейчас мы бы хотели бы, чтобы была официальная совокупная информация. Ее может опубликовать Депкульт либо, через год в своем отчете, Минкульт. Пока же с введения новых правил не прошло и месяца. Мне очень важно понять, начинают ли зрители относиться к этой системе более расслабленно или нет.
Мы тем временем продолжаем бороться теми мерами, которыми можем, пока этот эксперимент идет.
– Сервис «Интикетс» теперь предлагает переоформить билеты за два часа до начала мероприятия. Планируете ли вы ввести что-то похожее?
– Если у нас будет соответствующий шлюз и техническое разрешение на стороне владельца билета – театра или Департамента культуры, – то мы это сделаем. У наших технических специалистов этот вопрос стоит в плане. Если позволили одному билетному агрегатору, то, думаю, позволят всем.

– Конечно. Мы также находим сайты-двойники наших мюзиклов, пишем в РКН, а они нас отправляют в МВД. С мошенниками нам судиться не хочется – потратим много сил, времени и денег. Важно добиться блокировки мошеннических ресурсов. Мы считаем, что государство может нас и индустрию защитить. Через официальные сайты театров государству важно многое транслировать: Год семьи, годовщину Победы и многое другое, что отсутствует на сайтах-двойниках. К тому же государство использует бюджет на Пушкинскую карту, на льготные билеты, которые в том числе перепродаются в интернете. То есть мы предлагаем государству помочь не только нам, но и себе. Кажется, что только именными билетами все спекуляции не искоренятся, поэтому мы ожидаем поддержку и от московского Департамента культуры.
– Как вам кажется, удастся ли когда-нибудь совсем избавиться от билетных спекулянтов?
– Нет таких мер, которые бы работали на все сто. Спекулянты будут всегда, как и реселлеры неофициальные, любая перепродажа товара – на маркетплейсах, например – в какой-то мере тоже спекуляция. Каждый продавец ведь сам устанавливает наценку. Это открытый рынок, но государство может его ограничить. На самом деле это широкий вопрос: есть мошенничество, а есть спекуляция, это очень большой отдельный разговор.
– Какие вообще мошеннические схемы с перепродажей билетов существуют?
– Расскажу о нескольких распространенных. Есть умельцы, которые покупают дешевые билеты на галерке, а потом продают как первые ряды партера. То есть замазывают оригинальные места и ставят более дорогие. Обман вскрывается только когда зритель приходит на спектакль. Или вот «предприниматель» за несколько часов до мероприятия находит самые дорогие из свободных мест, ставит их в бронь на несколько часов, а за это время покупает билеты по тысяче рублей. Замазывает дешевые места на дорогие из брони. Бронь не успевает выкупиться до начала мероприятия, он отдает «отредактированные» билеты и получает свою выгоду. Даже если продать дорогие места по их реальной цене – не останешься в накладе, так как платил за дешевые. Мы, как организаторы, теряем огромные деньги на таких кейсах. И есть просто мошенники, которые после оплаты не высылают билеты. А деньги для организаторов, учреждений культуры – это аванс.
Еще есть брокерские спекуляции, когда люди выкупают большое количество билетов на крупную сумму на старте продаж. Организация получает сразу деньги и может ими распоряжаться, а спекулянты потом перепродают каждый билет раз в пять дороже.
Про сайты-двойники, которые выдают себя за оригинальные сайты, я уже сказал. Поэтому на Общественном Совете было предложено как минимум отмечать, верифицировать официальные билеты на классифайдах. Театры это могут делать, и неоригинальные билеты не будут отображаться в поиске. Надеюсь, без долгих процессов классифайды пойдут навстречу по этому вопросу.
Пока с билетным мошенничеством есть только одно громкое уголовное дело – по Пушкинской карте. Но вообще подобных успешных кейсов мало.