Все билеты проданы

Почему московские театры переживают сейчас зрительский бум

 
В марте этого года во время спектакля «Человек из Ламанчи» Театра Российской армии зрители услышали в антракте объявление по громкой связи. Водителя, припарковавшего у входа темный «Ягуар», просили срочно выйти из зала и подойти к своей машине.
По проходу тут же побежала загоревшая девушка на шпильках и в меховой накидке. Видимо, требовалось припарковать машину в более удачном месте, поскольку уже через десять минут девушка вернулась в зал досмотреть спектакль, главную роль в котором играет Зельдин.

«Обсуждать сериал неприлично»

Доходит порой до курьезов. Так, в прошлом году менеджер одной крупной промышленной компании, пришедший в театр «Ленком», получил во время спектакля сигнал о том, что на его машине сработала сигнализация. Дожидаться антракта не стал, а прямо посреди спектакля встал и пошел проверить свою иномарку. Увиденная картина его возмутила. Возле машины стоял эвакуатор и несколько человек в оранжевых робах. Взаимные угрозы и ругань продолжались полчаса. Возвращаться в зал было уже бесполезно, и менеджер стал требовать, чтобы администрация театра вернула ему деньги за билет, поскольку вечер был испорчен…

Менеджеры, банкиры, предприниматели, директора крупных фирм и их жены все чаще заметны среди театральной публики. И если раньше в числе их предпочтений были в основном Большой театр, «Ленком» и «Современник», то за минувшие десять лет ситуация заметно изменилась. Теперь «Бентли» и дорогущие джипы выстраиваются на подъездах к «Мастерской Петра Фоменко», МХТ имени Чехова, «Табакерке», Театру Калягина, Студии театрального искусства Женовача и так далее.

«Москва переживает сейчас настоящий зрительский бум, – считает доктор социологии Алевтина Черноусова. – Дело в том, что в российской столице лихие девяностые сменились эпохой, в которой начался четкий реинжиниринг бизнес-процессов. Иными словами, сформировалась огромная социальная прослойка промышленников, коммерсантов, менеджеров – состоятельных людей, в среде которых обсуждать очередной телесериал не очень-то прилично. У них в моде штучный товар, а среди всех искусств только театр способен обеспечить их этим продуктом».

«Это провокация»

Спектакль Театра наций «Рассказы Шукшина» в постановке Алвиса Херманиса стал событием позапрошлого сезона. Однако и сегодня своими аншлаговыми сборами постановка бьет рекорды: после премьеры прошло уже два года, а билеты нужно заказывать за несколько месяцев до спектакля. И дело не только в том, что в спектакле играют Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд и другие замечательные артисты. «Рассказы Шукшина» стали модными благодаря тому шуму, который окружает постановку с первых дней ее появления. «Казалось бы, кому нужна сегодня деревенская проза? – говорит «Театралу» один из участников спектакля, пожелавший не называть своего имени в прессе. – Но посмотрите, что творится в зале. Там много тех, кто никогда за пределы Садового кольца не выезжает, но они приходят с дорогими букетами, покупают в антракте дорогой коньяк… А в финале очень искренне и долго аплодируют. Значит, деревенская проза им тоже небезразлична? Значит, Шукшин проник и в их сердца? Я давно уверен в этом. Но есть ведь и другое мнение: одна известная критикесса уверяла меня, что дело тут вовсе не в Шукшине и не в удачной режиссуре, а в том, что спектакль стал ярким образцом гламура. На нем, дескать, модно побывать, поскольку всякий раз на «Рассказы Шукшина» приходит столичная элита, и вот ты покупаешь билет, чтобы быть замеченным в такой компании».

Словосочетание «модный театр», «модный режиссер», «модный актер» у нас почему-то традиционно считаются обидными. Как-то на пресс-конференции наш очень продвинутый театральный деятель с криками «провокация» и «вас подослали» – ринулся в атаку на юную журналистку, начавшую свой вопрос с невинного: «вас называют модным режиссером»… Хотя, если разобраться, что тут обидного?

Бывает, что какой-нибудь спектакль, чаще имя актера, а иногда и режиссера-постановщика в силу самых разных причин вдруг попадает в шорт-лист имен или мероприятий, которые необходимо знать и посетить «продвинутому горожанину». К качеству работы мода имеет опосредованное отношение. Иногда в моду входят ужасные театры, иногда модными становятся прекрасные коллективы. Иногда замечательные имена так и остаются незамеченными. Мода выбирает то или иное событие образом непредсказуемым. И так же непредсказуемым то или иное явление из моды выходит. Так, уже к середине тридцатых пустовал зал прекрасного театра Всеволода Мейерхольда – ГосТима (еще недавно переполненный), а зрители теперь штурмовали кассу Вахтанговского театра.

Анализируя историю Театра на Таганке, один из ведущих критиков страны Анатолий Смелянский обозначил рубеж, когда «Таганка» из властителя дум стала превращаться в модный театр, а спектакль «Мастер и Маргарита» стал товаром повышенного спроса: «зал «Таганки» стала заполнять номенклатурная и торговая Москва, совбуржуазия и совзнать, в том числе и знать партийная»…

«Зрители нуждаются в новых кумирах»

У сегодняшнего театрального бума есть четкое обоснование. В начале 2000-х годов в России началась эпоха директорского, менеджерского театра, когда главные успехи стали совершаться в первую очередь благодаря удачным финансовым расчетам. При этом эпоха художественного руководства стала уходить в прошлое. Иными словами, главной фигурой в театре стал не режиссер, как прежде, а директор.

Если в советские и первые постсоветские годы в театрах была строгая бюджетная сетка, строго фиксированные зарплаты, то теперь директора стали применять новые формы финансового управления, изыскали дополнительные возможности увеличить зарплату артистам (например, деньги спонсоров, процент от коммерческих спектаклей, контрактная система и так далее). Мало того, гастроли, всевозможные акции, копродукции, смена режиссеров – все это тоже зависит от фигуры директора. Разумеется, что речь идет в первую очередь о московских театрах, которые продолжают существовать в условиях жесткой конкуренции. Иначе говоря, именно эта конкуренция и заставляет их идти в ногу со временем. Около трети столичных театров сегодня управляются только директорами.

Кроме того, интерес к современному театру подпитывается и благодаря тому, что в Москве появился целый ряд так называемых свободных площадок – вроде Театрального центра «На Страстном». Это, несомненно, обогатило Москву, раскрепостило репертуар, но главное – родилось авангардное направление поиска новых имен.

«И все же нельзя рассматривать театр вне культурного контекста, – говорит социолог Алевтина Черноусова. – Почему зрители и театральные менеджеры хотят открывать новые имена? Да потому что гонка за именами продиктована общими законами культуры. Сегодня имена открывают все, кому не лень, и в особенности кинематограф, который, подражая Голливуду, создает легенду буквально из всего. А без легенды никак нельзя – зрители нуждаются в новых кумирах».

Театральный туризм

Среди зрителей столичных театров сегодня много студентов. Некоторые из них открывают для себя театр через интернет-сообщества, где не только выкладываются видеофрагменты спектаклей, но и печатаются объявления о дешевых или даже бесплатных билетах. Руководитель одного из таких ЖЖ-сообществ, студентка РГГУ Лучана Киселева сказала «Театралу»: «Студентам нравится новая драма – маленький зал, артист всегда в контакте со зрителем, «сломана» четвертая стена, а спектакли посвящены современности – молодые зрители узнают в героях новых пьес самих себя. Я работаю в «Театре.doc», многие мои друзья работают на похожих открытых сценических площадках, поэтому наш долг – пропагандировать современный театр, помогать увидеть ключевые спектакли. Часто зрители не знают о бесплатных билетах и списках, по которым можно попасть на интересные мероприятия. Я стараюсь собрать такую информацию в нашем ЖЖ».

Еще одна группа зрителей – приезжие из других городов. Речь не только о командированных. В последнее время возобновилась советская традиция, когда публика приезжает автобусами специально, чтобы увидеть спектакль. При этом выбор театра и спектакля целиком зависит от вкуса и связей организатора поездки. По словам одного из таких организаторов Светланы Эпштейн, в ее родной Дубне Тверской области многие учителя на пенсии занимаются организацией театральных поездок. «Два раза в прошлом году мы ездили на спектакли с Олегом Меньшиковым, «1900» и «Игроки», – рассказывает Светлана Владимировна. – В мае планируем поехать в Большой театр. Автобусы подъезжают к театру пораньше, можно посмотреть город. Однажды в начале шестого мы около театра встретили Сергея Безрукова, на чей спектакль «Псих» как раз приехали и просто обалдели от неожиданности. «Это он или не он?» – зашушукались мои подруги. «Извините, вы Он?» – спросила я. «Он, он», – сказал Безруков, и мы кинулись брать автографы, совсем забыв про фотомыльницы в руках. Так и не сфотографировались от неожиданности».


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Фестиваль в Красноярске представит «Войну и мир» Туминаса

    В Красноярске открылся фестиваль «Театральный синдром», в этом году жители и гости города традиционно увидят знаковые постановки известных театров России. Главным спектаклем фестиваля станет «Война и мир» Римаса Туминаса. ...
  • На конкурсе «Опералия» в Латвии выступит один вокалист из РФ

    В этом году в международном вокальном конкурсе Пласидо Доминго «Опералия», который пройдет в Латвии, от России будет участвовать только один певец – баритон Василий Соколов, солист Большого театра. «Опералия-2022» состоится на сцене Латвийской национальной оперы с 24 по 30 октября. ...
  • Мастерская Брусникина расскажет о планах

    28 и 29 июня Мастерская Брусникина в коллаборации с пространством «Поле» расскажет о планах на новый сезон и представит девять эскизов спектаклей. Программа «Brus Lab в Поле» будет разнообразной: мокьюментари, сторителлинги, фантастические и постапокалиптические действа, концерты, трагикомедии и мистерии. ...
  • «Гоголь-Центр» обратился к своим зрителям

    В понедельник, 27 июня в телеграмм-канале «Гоголь-Центра» появилось обращение к зрителям. Публикуем его полностью. Дорогие зрители! В последнее время нам часто поступают вопросы про закрытие театра. Мы не можем опровергнуть эти слухи, так как до сих пор у нас нет информации о продлении контрактов Художественного руководителя Алексея Аграновича и Директора Алексея Кабешева, которые заканчиваются 4 июля. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Умер ведущий телеканала «Россия-Культура» Алексей Бегак

    Художник и телеведущий Алексей Бегак скончался 29 мая в возрасте 62 лет, сообщили коллеги ведущего. «С прискорбием сообщаем, что сегодня на 63-м году жизни скончался художник, ведущий программ телеканала «Россия-Культура» Алексей Бегак», – цитирует РИА заявление «Смотрим». ...
  • Юбилей «Ленкома» на Красной площади

    3 июня, в день официального открытия 8-го книжного фестиваля «Красная площадь», на главной площади страны  Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова»  показал москвичам и гостям столицы театрализованный концерт «Без пяти сто», посвященный 95-летию театра. ...
  • Гоголь-центру угрожает закрытие

    Гоголь-центр могут закрыть. Контракты художественного руководителя Алексея Аграновича и директора Алексея Кабешева со столичным Департаментом культуры – под вопросом. Об этом сообщает RTVI, ссылаясь на источник, близкий к ведомству. ...
  • Гергиев прокомментировал отмену сотрудничества с зарубежными театрами

    Валерий Гергиев рассказал, что прекращение сотрудничества с зарубежными театрами позволило ему лучше сконцентрироваться на Мариинском театре, художественным руководителем которого он является, и больше внимания уделить работе с молодыми артистами труппы. ...
Читайте также