Ведущие театры Москвы открыли сезон

«Брать плохие пьесы мы не имеем права»

 

На этой неделе открыли сезон многие московские театры. С надеждой встретились актеры Театра Маяковского со своим новым худруком Миндаугасом Карбаускисом, первой премьерой сезона в этом театре станет спектакль «Месяц в деревне» по повести Тургенева с участием Евгении Симоновой. МХАТ имени Горького традиционно продолжит работу в области театральной классики: в театре готовится премьера пьесы Евгения Шварца «Тень», а Театр сатиры планирует постановку по-прежнему актуального Салтыкова-Щедрина.
Театр имени Маяковского

Сбор труппы в Театре имени Маяковского прошел в мажоре: нового худрука Миндаугаса Карбаускиса (на фото) здесь встретили с любопытством и надеждой. Все надеются на то, что новый руководитель, наконец, привнесет в работу театра стабильность. Не любитель выступлений перед широкой аудиторией, Карбаускис, краснея от волнения, поприветствовал расшумевшихся актеров, и те послушно притихли. Добившись тишины, Карбаускис попросил почтить минутой молчания память Александра Лазарева и только после этого приступил к рабочим вопросам. «Это неправильно – так быстро придумывать сезон. Важны предложения, которые приходят по ходу, иногда случайно…» Тем не менее Маяковка собирается войти в предъюбилейный сезон не только с новыми постановками. Уникальным проектом этого года станет «Новый Маяковский», суть которого родилась из самого названия театра. Имя и личность русского поэта, архивные материалы и воспоминания о нем станут темой для экспериментов молодых режиссеров Туфана Имамутдинова и Алексея Кузьмина-Тарасова. Результаты они готовятся представить после нового года.

Первой премьерой сезона Маяковки станет спектакль «Месяц в деревне» в постановке Александра Огарева. В постановке примут участие Евгения Симонова и Полина Лазарева, внучка Александра Лазарева и Светланы Немоляевой. Сам худрук начал репетиции «Талантов и поклонников» в декорациях художника Сергея Бархина, с которым сложилось удачное сотрудничество на «Будденброках» в Молодежном театре. Премьера запланирована на январь, в спектакле заняты ведущие актеры театра – Игорь Костолевский, Михаил Филиппов, Даниил Спиваковский, Светлана Немоляева, а также приглашенная из МХТ имени Чехова Ирина Пегова. После нового года Карбаускис приступит к другой постановке – малоизвестной пьесе Брехта «Господин Пунтила и его слуга Матти».

Самым неожиданным событием нового сезона Маяковки может стать запланированный на май спектакль режиссера Екатерины Гранитовой по сценарию Петра Луцика и Алексея Саморядова «Северная Одиссея» – по их текстам были сняты известные фильмы «Дюба-Дюба», «Лимита», «Окраина», «Дети чугунных богов», «Дикое поле». Эта премьера должна привлечь в театр любителей хорошего кино – теперь они смогут выбирать место досуга – клуб «Маяк» или же соседствующий с ним Театр имени Маяковского.

Спектакли Гранитовой, идущие в филиале Маяковки («Амуры в снегу» по фонвизинской пьесе «Бригадир» и «Шестеро любимых» по пьесе Алексея Арбузова), переберутся на основную сцену не только из-за ремонтных хлопот – Карбаускис объяснил это решение тем, что в постановках «обозначены творческие принципы, важные для дальнейшего развития театра». Остальные спектакли филиала – все без исключения – будут перенесены на малую сцену основного здания на Большой Никитской.

МХАТ имени Горького

Во МХАТе имени Горького по традиции на сборе труппы подводили итоги минувшего сезона: обсуждали гастроли, премьеры, награды. В частности, одна из наград была вручена художественному руководителю театра Татьяне Дорониной. О себе худрук не без иронии сообщила в третьем лице: «Народная артистка Советского Союза Т.В. Доронина получила специальную премию как лучшая грибоедовская Софья во все времена существующей комедии».

Один из основных векторов работы театра – сохранение и верность традициям, поэтому здесь всегда с трепетом подходят к выбору репертуара. На сегодняшний день из сорока идущих спектаклей только восемь поставлено по произведениям зарубежных авторов. Доронина таким соотношением довольна, она подчеркивает: «Если существует понятие Московский художественный театр, то в него, как определяющая сторона, входит понятие «литературная основа». Брать плохие пьесы мы не имеем права». Сейчас продолжается работа над тремя новыми спектаклями: по пьесе Шварца «Тень», по нашумевшему роману Полякова «Грибной царь». Также идут репетиции по роману Ремарка «Черный обелиск».

В завершение первого рабочего дня Татьяна Доронина представила коллективу новых актеров. Труппа покидала зал под музыку из легендарного спектакля по сказке Метерлинка: «Мы длинной вереницей идем за синей птицей». Вот уже больше ста лет продолжается эта дорога, больше века держится в репертуаре спектакль «Синяя птица», режиссером которого был сам Станиславский. А откроется театральный сезон 15 сентября спектаклем «Васса Железнова», в главной роли – Татьяна Доронина.

Театр сатиры

Сбор труппы во вторник прошел и в Театре сатиры. Актеры, как школьники после каникул, возбужденно приветствовали друг друга. Последним в зал вошел художественный руководитель театра Александр Ширвиндт и занял почетное место в президиуме – за столом на сцене. По этому поводу он тут же пошутил: «Когда я впервые произносил «тронную» речь в 2000-м году, Миша Державин заметил, что ему это напоминает ГКЧП: такая же неуверенность в проекте». Тем не менее вот уже одиннадцатый сезон Александр Анатольевич «рулит» в одном из самых популярных театров Москвы и от неуверенности не осталось и следа.

Александр Ширвиндт сказал, что долго думал, как лучше рассказать о текущих делах: «вешать лапшу или делать трагическое лицо» и, в конце концов, решил «вешать лапшу с трагическим лицом». Трагизм ситуации, по словам худрука, связан с вечной гильотиной, которая нависла над русским репертуарным театром. А для того, чтобы выстоять и преодолеть сложную ситуацию, надо относиться друг к другу с уважением, играть и репетировать спектакли.

В планах театра четыре премьеры. Это «Дураки» по пьесе Нила Саймона в постановке Игоря Угольникова. Главную роль сыграет ученик Ширвиндта Александр Олешко. Режиссер Валерий Архипов поставит мюзикл по рассказам О`Генри. Это его дебют в качестве постановщика на столичной сцене. Музыку к спектаклю написал композитор Андрей Семенов. Юрий Васильев взялся за постановку пьесы Сомерсета Моэма «Леди Фредерикс». А в постановке Сергея Арцибашева появится спектакль по Салтыкову-Щедрину. Пьесу специально для Театра сатиры пишет Владимир Малягин. По поводу злободневности щедринской прозы Александр Ширвиндт заметил: «Вы знаете, ребята, это страшное дело. Почитайте для интереса эссе Салтыкова-Щедрина «Переписка», такое ощущение, что это написал Шендерович. Все актуально».

Также планируются ремейки двух знаменитых пьес. Это «Чествование» Бернарда Слейда и «Проснись и пой» Миклоша Дьярфаша, которую худрук назвал «милой наивной симпатичной баечкой». Теперь эта «баечка» благодаря совместным усилиям Александра Ширвиндта и Марка Захарова станет современным музыкальным спектаклем.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «В опасности все и всегда»

    «Театрал» продолжает следить за расследованием дела театрального педагога Александра Березкина, которого уже почти три месяца держат в СИЗО. На днях Мосгорсуд вновь продлил меру пресечения, хотя потерпевшая призналась, что соврала. ...
  • Александр Березкин: «Поддержка для меня много значит»

    17 августа в Общественной палате РФ прошел круглый стол, где обсуждали положение детских школ искусств в России. Настоящим взрывом стало выступление доцента Московской консерватории Михаила Лидского, который говорил на самую страшную тему – ложных клеветнических обвинений в педофилии, которые уже сейчас прошлись катком по судьбам людей. ...
  • «Казус Березкина»: в поддержку педагога, попавшего в «план по педофилам»

    Продолжается расследование дела театрального педагога Александра Березкина, обвиненного в развратных действиях по отношению к несовершеннолетней. Дело возбудили на основании заявления одной из родительниц... За педагога вступилось множество его коллег, родителей его воспитанников. ...
  • Помощник бухгалтера «Седьмой студии» заявила о давлении следствия

    В понедельник, 15 июня, на заседании в Мещанском суде помощник бухгалтера «Седьмой студии» Элеонора Филимонова отказалась от данных ранее показаний, она сообщила о давлении на нее следствия.   Свидетель по делу «Седьмой студии» Элеонора Филимонова заявила, что помогала бухгалтеру «Седьмой студии» Нине Масляевой с оформлением документов, о хищениях ей известно в тот период не было. ...
Читайте также