Театр без слов

На мировых сценах лидируют визуальные формы

 
В Европе завершается фестивальный сезон, который в очередной раз подтвердил давние прогнозы экспертов: в область драматического театра активно проникает балет. Главными пуантами практически всех европейских фестивалей лета 2011 года стали танцевальные спектакли, поставленные средним и младшим поколением европейских мастеров хореографии.
На амстердамском Holland Festival главными событиями стали приезд труппы Саши Вальц со спектаклем «Охоты и формы» (редакция 2008 года) на музыку культового композитора Вольфганга Рима и мировая премьера балета «Cherkaoui | Dawson», созданного двумя крупнейшими хореографами Сиди Ларби Шеркауи и Дэвидом Доусоном, с танцорами Голландского национального балета. Эдинбургский фестиваль, который прошел в столице Шотландии, показал мировую премьеру балета «Нью-Йорк», поставленного американским хореографом Йорма Эло с танцорами Шотландского балета, и поставку легендарного Кеннета Макмиллана «Песни земли» (1965).

Артистическим директором юбилейного 65-го Авиньонского фестиваля стал французский хореограф Борис Шарматц, который, помимо собственных двух постановок «Ребенок» и «Отказ от конфликтов», отобрал в фестивальную программу спектакли своих коллег по музыкальному цеху. Пригласил он и самого именитого хореографа – Анну Терезу де Кеерсмакер, которая специально для Авиньонского фестиваля создала спектакль-балет «Cesena»

Аналогичная тенденция и в России. На прошедшем в Москве Чеховском фестивале билеты на балеты раскупались еще с осени. И на «Золушку» Мэтью Боурна, и на фантастические постановки Начо Дуато («Arcangelo», «Gnawa», «Flockwork» и «Noodles», «White Darkness»), и, конечно, на спектакль Робера Лепажа «Эоннагата», где участвовали балетные звезды Сильви Гиллем и Рассел Малифант. Кстати, к «Эоннагате» любимого Лепажа русская столица отнеслась крайне холодно, поскольку – парадоксальный случай! – обнаружила, что в ней… драматическое действие преобладает над балетом.

Волшебные фонари

Как показывает исторический опыт, особая любовь к танцам и к прочим видам визуального бессловесного искусства (к цирку, театру сценических эффектов и т.п.) свойственна обществу, чьи эстетические пристрастия находятся в зачаточном состоянии. Скажем, в России XVIII века, только начинавшей приобщаться к новому европейскому театральному искусству, особой любовью пользовались балетные труппы, а также все виды цирка – от акробатики до шпагоглотательства и эквилибристики…

Также наши предки высоко ценили все виды «механического» театра: смену живых картин, показывающих землетрясения, восходы, закаты, ураганы и смерчи. Все это сопровождалось звукоподражанием (специальные машины имитировали звуки грома, падения скал, ревущего водопада и т.д.). Современники Ломоносова и Державина увлекались также и уличными формами театра, прежде всего, маскарадными шествиями, где число участвующих измерялось сотнями фигурантов, а разнообразие костюмов и масок поражало даже венецианских посланников. Со страстью занимались также разнообразными фейерверками и иллюминациями, достигнув в них высот, на которые и мы бы посмотрели с уважением. Высоко ценили и считали чем-то сродни чуду и колдовству все виды театра «волшебных фонарей» (тогдашний аналог ЗD формата), когда призрачные фигуры скользили прямо над головами зрителей, перенося собравшихся в мир бестелесных духов.

Увлечение «бессловесными формами» театра у наших предков века восемнадцатого легко объяснимо. Для понимания классической трагедии в исполнении заезжих гастролеров требовалось не только знание языка, но и общее знакомство с произведениями Корнеля, Расина, Мольера, Вольтера. Требовалось владение сложными культурными кодами, разрабатывавшимися десятилетиями. «Невербальные формы» театра куда более демократичны. Получить радость от красоты танца или ловкости акробата, впечатлиться фокусами пиротехники или оптическими чудесами мог наряду с эстетом и самый неискушенный зритель.

Зрители разошлись в антракте

Последние десятилетия не только залы отечественных театров, но и залы Европы заполонила на редкость неискушенная публика. Скажем, содержание пьесы «Чайка» на памяти у немногих зрителей. Поэтому в антракте премьерного спектакля «Чайка» (на сцене МХТ имени Чехова) публика радостно хлопает актерам, дарит цветы и движется к выходу, довольная, что все так компактненько уложено… И как ни парадоксально, это отражение общеевропейской картины. Не стоит тешить себя надеждами, будто публика зарубежных фестивалей совершенно иная. Миф об особой требовательности фестивальной публики – газетная утка, родившаяся у наших соотечественников-журналистов в ряду других мифов об особо продвинутом новом европейском театре.

Театральные знатоки (режиссеры, актеры, журналисты, фанаты со стажем) составляют ускользающе малый процент от общего количества любой фестивальной тусовки. Среднестатистический зритель театрального зала в Авиньоне, Эдинбурге, в Амстердаме вполне сопоставим со среднестатистическим посетителем МХТ, о котором речь шла выше. В этом смысле публика гастролей, целеустремленно идущая на определенный театр, обычно куда более продвинута и осведомлена, чем «культурные» туристы, которых больше привлекает сама фестивальная тусовка, нежели состав программы.

Современное общество устроено так, что «некультурные слои» населения как у нас, так и Западе все активнее начинают потреблять культурный продукт. Так что можно смело утверждать, что любимые массами «невербальные формы» театра еще долго будут лидировать на европейских подмостках. Недаром незабвенный танцмейстер из советского культового фильма «Золушка» на вопрос безутешного Короля: «Ччто же нам делать?» – ответил кратко и емко: «Танцевать!» А другой персонаж, не менее обаятельный, заметил: «Будьте проще, и люди к вам потянутся!»


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Фестиваль в Красноярске представит «Войну и мир» Туминаса

    В Красноярске открылся фестиваль «Театральный синдром», в этом году жители и гости города традиционно увидят знаковые постановки известных театров России. Главным спектаклем фестиваля станет «Война и мир» Римаса Туминаса. ...
  • На конкурсе «Опералия» в Латвии выступит один вокалист из РФ

    В этом году в международном вокальном конкурсе Пласидо Доминго «Опералия», который пройдет в Латвии, от России будет участвовать только один певец – баритон Василий Соколов, солист Большого театра. «Опералия-2022» состоится на сцене Латвийской национальной оперы с 24 по 30 октября. ...
  • Мастерская Брусникина расскажет о планах

    28 и 29 июня Мастерская Брусникина в коллаборации с пространством «Поле» расскажет о планах на новый сезон и представит девять эскизов спектаклей. Программа «Brus Lab в Поле» будет разнообразной: мокьюментари, сторителлинги, фантастические и постапокалиптические действа, концерты, трагикомедии и мистерии. ...
  • «Гоголь-Центр» обратился к своим зрителям

    В понедельник, 27 июня в телеграмм-канале «Гоголь-Центра» появилось обращение к зрителям. Публикуем его полностью. Дорогие зрители! В последнее время нам часто поступают вопросы про закрытие театра. Мы не можем опровергнуть эти слухи, так как до сих пор у нас нет информации о продлении контрактов Художественного руководителя Алексея Аграновича и Директора Алексея Кабешева, которые заканчиваются 4 июля. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Умер ведущий телеканала «Россия-Культура» Алексей Бегак

    Художник и телеведущий Алексей Бегак скончался 29 мая в возрасте 62 лет, сообщили коллеги ведущего. «С прискорбием сообщаем, что сегодня на 63-м году жизни скончался художник, ведущий программ телеканала «Россия-Культура» Алексей Бегак», – цитирует РИА заявление «Смотрим». ...
  • Юбилей «Ленкома» на Красной площади

    3 июня, в день официального открытия 8-го книжного фестиваля «Красная площадь», на главной площади страны  Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова»  показал москвичам и гостям столицы театрализованный концерт «Без пяти сто», посвященный 95-летию театра. ...
  • Гоголь-центру угрожает закрытие

    Гоголь-центр могут закрыть. Контракты художественного руководителя Алексея Аграновича и директора Алексея Кабешева со столичным Департаментом культуры – под вопросом. Об этом сообщает RTVI, ссылаясь на источник, близкий к ведомству. ...
  • Гергиев прокомментировал отмену сотрудничества с зарубежными театрами

    Валерий Гергиев рассказал, что прекращение сотрудничества с зарубежными театрами позволило ему лучше сконцентрироваться на Мариинском театре, художественным руководителем которого он является, и больше внимания уделить работе с молодыми артистами труппы. ...
Читайте также