Фаина Раневская: «Много друзей, а в аптеку сходить некому»

 
Однажды поклонник спросил у Раневской: «Сколько вам лет?» «В субботу будет сто пятнадцать»,– басом ответила Фаина Георгиевна. Поклонник воздел руки: «В такие годы и так играть!» Была ли история в действительности– сегодня проверить трудно, как и множество тех анекдотов, которые ходят об актрисе.
Однако точно известно одно: в 2011 году действительно исполнилось 115 лет со дня ее рождения. Пока чиновники решают проблемы, «Театрал» выяснил, что в создании таганрогского музея готовы принять участие многие приятели и коллеги великой актрисы. Их воспоминания о встречах с Фаиной Георгиевной могли бы стать основой для таких экскурсий, равных которым нет в мире, поскольку актрису отличал не только мощный талант, но и невероятное чувство юмора.

Евгений Стеблов:

–Мне посчастливилось работать с Фаиной Георгиевной в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше», который Сергей Юрский поставил специально для Раневской. Она хотела сыграть Фелицату, эта была ее последняя роль.

Будучи очень добрым по своей природе человеком и бессребреницей, она иногда могла ни за что ни про что обидеть человека, довести его до слез. Но доводила только тех, кто ей в рот смотрел. Если ты сопротивлялся, она тебя уважала. В спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше» у нас была общая сцена. Репетируем– чувствую: не складывается. И тогда я решил провести силовой прием– сыграл сцену с неадекватным выбросом темперамента. Пугнул ее, даже за кофточку схватил. Сразу зауважала.

–Женя, а вы любили когда-нибудь?– как-то в перерыве спросила у меня Фаина Георгиевна.

–Да,– ответил я удивленно.

–И чем это закончилось?

–Я женился.

–А счас, а счас?– дернула она меня за рукав.

–Я не хочу об этом говорить.

–Я никому не скажу. Вы любите кого-то?

Я долго отнекивался, потом кивнул головой.

–Из наших? Я никому не скажу…

Я сделал длинную паузу:

–Вас!

Она засмеялась и сказала:

–Шалунишка!

Армен Джигарханян:

–С Раневской я близко не был знаком, но как-то ехал на киностудию, и Фаине Георгиевне тоже надо было туда. Я с радостью предложил поехать вместе. Останавливаю такси, садимся в машину, таксист, еще не трогаясь с места, говорит, сколько ему надо чтобы дали денег, на что Фаина Георгиевна моментально отзывается:

–Ты говоришь как женщина, которая продает свое тело…

За подобные фразы ее все и боялись.

Наталья Защипина:

–Фаина Георгиевна преподнесла лично мне серьезный урок не только актерского мастерства, но и самой жизни. Снимали фильм «У них есть Родина», мне было одиннадцать лет, я играла там главную роль. Сюжет фильма таков: советские разведчики разыскивают на территории Западной Германии сиротский приют с советскими детьми и добиваются возвращения детей на родину. Снимали сцену, в которой я должна была со слезами броситься на шею нашедшему меня разведчику, а у того слезы должны лишь показаться на глазах.

Снимают первый дубль: я кидаюсь со слезами, а у него слез нет. Второй дубль: я со слезами, у него– тоже слезы льются рекой. Не то. Третий дубль, четвертый. В конце концов, у меня слезы перестают течь– я ведь еще не профессиональная актриса, не могу столько дублей рыдать.

Все это время Раневская сидит в ожидании, ее эпизод снимают следующим (она в фильме играла фрау Вурст, владелицу кабачка). Тут подзывает она к себе, ставит между колен и отвешивает такую звонкую пощечину, что у меня сразу на глазах появляются слезы. Сразу же включают камеру, и на этот раз все получается как надо.

После съемок Фаина Георгиевна подходит ко мне:

–Девочка моя, ты меня прости, пожалуйста, я вижу, что ты– талантливая, наверное, будешь актрисой, но запомни, та обида, которую я тебе нанесла,– это самая маленькая обида, которая ждет тебя в этой профессии…

И сегодня, если мне трудно, я вспоминаю ее слова.

Ольга Аросева:

–Я познакомилась с Раневской в детстве– она общалась с моей мамой, приходила к моей сестре на выпускной спектакль в училище. А когда я стала работать в Театре сатиры, мы с Раневской стали видеться часто, поскольку Театр Моссовета находится рядом с нашим театром.

Однажды я получила от нее самый большой в моей жизни комплимент. По молодости лет я стеснялась курить и выходила в сад. Стою как-то после генеральной репетиции– курю. Мимо проходит Фаина Георгиевна:

–Все куришь?

–Да, Фаина Георгиевна, сейчас была «генералка», я так жутко играла…

Не останавливаясь, Раневская бросает:

–Не хвастай, ты этого не умеешь…

Невозможно передать, какое счастье в тот момент я испытала.

Александр Ширвиндт:

– Я никогда не был ее близким другом, да и помоложе я вроде немножко, но мы одно время жили в доме на Котельнической набережной. Иногда она мне звонила и говорила:

–Врач сказал, что нужно дышать, приходи к моему подъезду, доволоки до своего и обратно, будем с тобой дышать!

Кругом машины, асфальт, воздух тот еще был, но мы усиленно дышали. Штучная дама была Фаина Георгиевна.

Ирина Карташева:

–Фаина Георгиевна никогда не жаловалась на здоровье. А на вопрос: «Как вы себя чувствуете?» отвечала: «Симулирую здоровье». Когда она лежала в больнице, я посылала ей ее любимые цикламены. Фаина Георгиевна всегда отвечала: «Ирочка, спасибо за эту прелесть. Вы же понимаете, что не могу писать вам много и хорошо. Во мне так много лекарств, что создается впечатление, будто я одолжила голову у старой идиотки». Все письма, которые она мне писала из больницы, сохранились. Не поверите, они буквально пронизаны юмором: «Ирочка, представляете, ко мне зашел доктор и сказал: «Не переживайте, пока болезнь развивается нормально. А что будет дальше– не знаю». Он меня так «успокоил».

В какой-то мере ее юмор был защитной реакцией. Вместо того чтобы жаловаться на жизнь, она отшучивалась. Знаменитую фразу: «Много друзей и поклонников, которые меня любят, а в аптеку сходить некому»– она произнесла не просто так, очень переживала не старость, а немощь.

Роман Виктюк:

–Фаина Георгиевна жила в своеобразном окопе от мира, который состоял из двух совершенно разных пространств. В первом царит Пушкин (его посмертная маска стояла у нее в комнате под стеклянным колпаком). Второе пространство– кухня, где происходило для нее самое смешное и неприятное, там царил Мальчик, собака Раневской, настоящий друг, преданно любящий, готовый сидеть не шевелясь у ее царственных ног. Мир рядом с Пушкиным был для нее сакральным, святым, она постоянно на него оглядывалась, сверяла жизнь по нему. А мир возле Мальчика– театральным.

Однажды я пришел к Завадскому, который хотел доверить мне постановку «Гамлета». И когда я предложил Фаине Георгиевне роль Могильщика,– она расхохоталась. Мы сидели с ней, на ней было накинуто синее пальто, с клочками шерсти от Мальчика, и вдруг в этом одеянии ее осенило, что Могильщик знал всех. И гениально разыграла монолог.

Валентин Гафт:

– Недавно написал стихотворение памяти Раневской и не против, если оно станет эпиграфом к выставке в таганрогском доме актрисы.

Голова седая на подушке.

Держит тонкокожая рука

Красный томик «Александр Пушкин».

С ней он и сейчас наверняка.

С ней он никогда не расставался,

Самый лучший– верный кавалер,

В ней он оживал, когда читался.

Вот вам гениальности пример.

Приходил задумчивый и странный,

Шляпу сняв с курчавой головы.

Вас всегда здесь ждали, Александр,

Жили потому, что были вы.

О, многострадальная Фаина,

Дорогой захлопнутый рояль.

Грустных нот в нем ровно половина,

Столько же несыгранных. А жаль!


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • «Гоголь-Центр» обратился к своим зрителям

    В понедельник, 27 июня в телеграмм-канале «Гоголь-Центра» появилось обращение к зрителям. Публикуем его полностью. Дорогие зрители! В последнее время нам часто поступают вопросы про закрытие театра. Мы не можем опровергнуть эти слухи, так как до сих пор у нас нет информации о продлении контрактов Художественного руководителя Алексея Аграновича и Директора Алексея Кабешева, которые заканчиваются 4 июля. ...
  • Семь фильмов Владимира Мотыля

    26 июня исполнилось 95 лет со дня рождения кинорежиссера Владимира Мотыля. «Театрал» подготовил подборку его картин. «Очень важно ответить себе на этот вопрос: «Что конкретно разумного, доброго, вечного в том, что ты задумал? ...
  • Дарья Попова: «Это магический сеанс на два с половиной часа»

    Балетмейстер, режиссер спектакля «Королева» в Театре «Луны» Дарья Попова рассказала о работе над постановкой. – Дарья, о чем вам важно говорить со своим зрителем? – Художник должен говорить о том, что его волнует. ...
  • Скончался актер и режиссер Юрий Горобец

    26 июня в возрасте 90 лет скончался народный артист России Юрий Васильевич Горобец. Об этом «Театралу» стало известно от дочери актера. «С нашим театром Юрия Васильевича связывают долгие годы работы – он был ведущим артистом труппы десять лет при Борисе Равенских, затем ещё семь – при Борисе Морозове,  – написали на сайте Театра им. ...
Читайте также

Самое читаемое

Читайте также