Реквием по Дон Кихоту

Московский ТЮЗ сыграл испанскую драму в стиле арт-перформанса

 

Режиссер Виктор Крамер (когда-то поставивший «Снежное шоу» Славы Полунина) и художник Максим Исаев из группы АХЕ, известной экстравагантными перформансами, сделали спектакль о посмертной славе Дон Кихота, приключениях его оруженосца Санчо Пансы и прекрасной Дульсинеи. Получилось действо, полное фантастических образов.
Жанр спектакля «Та самая Дульсинея» обозначен в программке как «испанские стоны и вздохи в двух частях». Но стонов и вздохов в нем гораздо меньше, чем режиссерских приемов. Каждый из эпизодов спектакля похож на ожившую картину: сценография и костюмы тут не менее важны, чем игра актеров. К примеру, первая встреча Санчо Пансы и Дульсинеи происходит в дощатой будке-развалюхе с ветхим деревянным туалетом неподалеку. Строения возвышаются на фоне огромной стены из черных мешков для мусора – в конце эпизода мешки обрушатся, завалив пространство сцены. Судя по диалогам персонажей, это Испания, судя по виду – российская глубинка, где все поголовно глушат бормотуху и дают волю эмоциям. Не зря у Дульсинеи (Наталья Мотева), которую все здешние обитатели зовут Альдонкой, фингал под глазом и огрубевшие руки. Словом, в ее облике нет ничего общего с прекрасной дамой.

Санчо (Павел Поймалов) тоже явно не герой из легенды. Он изрядно исхудал, износил клетчатую рубашку, щеголяет в растянутых трениках и зарабатывает себе на пропитание байками о Дон Кихоте. В одной из сцен он рассказывает их, а Альдонса, согнувшись, драит пол. Услышав, что Дон Кихот оставил Дульсинее письмо, девушка в миг распрямляется, и Санчо, вдруг узнав ее, радостно кричит: «Это ж она! Дуся!»

…Со свалки герои попадают в бордель. Девицы в экзотических нарядах и макияже «боевой раскраски» ожидают клиентов, сидя в прозрачных, подсвеченных лампочками ящиках. Дульсинею здесь демонстрируют посетителям как «жемчужину девственности», невинности и чистоты. Однако вскоре из этого борделя она тоже сбежит и ближе к финалу вместе с Санчо попадет в долину, где живет великан. На сцене возвышаются его огромные ноги (в самые трагические моменты они встают на цыпочки), верхняя часть великанского туловища явно скрывается над крышей театра. Черные мешки для мусора в этой сцене «превращаются» в стадо овец, а потом из них льется вода.

Через визуальные образы раскрыта и одна из важных тем спектакля: любую легенду (в том числе и о Дон Кихоте) легко опошлить, превратив ее героев в объект масс-культуры и источник дохода для малого бизнеса. Портрет Дон Кихота растиражирован, выставлен напоказ в борделе, украшает футболки и чашки. Стало модно «донкихотствовать», признаваясь Дульсинее в любви. Поэтому в «долину великана» приходит целая толпа женихов, разного возраста и комплекции, дабы излить свои чувства к Дульсинее. Только о любви они говорят так, будто повторяют заученный и лишенный смысла ритуал, а героиня на самом деле никому из них не нравится. Закончив признания, женихи бодро выстраиваются в очередь за супом и тянут к Дульсинее железные миски, точно узники в лагере.

Героиня Натальи Мотевой отказывается соответствовать образу «жемчужины девственности» или прекрасной дамы. Бунтарка Дульсинея грубовата, насмешлива, прекрасным сказкам предпочитает правду, даже горькую и причиняющую боль. Она не терпит ложного пафоса и способна в сердцах обозвать Дон Кихота «сумасшедшим». Но пока жива Дульсинея, память о Рыцаре печального образа не впишется в каноны масс-культуры. В финале спектакля героиня, широко расставив ноги, играет на гармошке – и бойкая мелодия звучит, как реквием по Дон Кихоту.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
  • Майку Науменко посвятят zoom-квартирник

    В понедельник, 20 апреля, в 17.00 Большой театр кукол проведет свой первый zoom-квартирник, который будет посвящен творчеству культового поэта и музыканта Майка Науменко. 18 апреля ему исполнилось бы 65 лет. «Майк Науменко работал в Большом театре кукол звукорежиссёром, - говорит  главный режиссер театра Руслан Кудашов. ...
Читайте также