«Бриллиантовая» свадьба

В Театре Моссовета вышел спектакль об аферистах XIX века

 

Если вы рассчитываете на то, что режиссер Павел Хомский вопреки воле драматурга устроил свадьбу Кречинского не с Лидочкой Муромской, а с ее теткой Анной Антоновной Атуевой, заранее воздержитесь от посещения спектакля: ничего подобного там не происходит. Напротив, вам предложат добротное изложение сюжета в виртуозном исполнении артистов.
Когда по ходу действия Кречинский (Анатолий Васильев) говорит о нравах, царящих в Москве, и переполненный зал в XXI веке с пониманием относится к его словам, вспоминается, чего стоили подобные моменты спектакля Марку Захарову, когда он в середине 1960-х годов поставил «Доходное место» Островского в Театре сатиры…

Время, к счастью, меняется, но нравы, к сожалению, остаются прежними. И потому театр сознательно избегает нарочитых параллелей, ничего не присочиняет, не записывает, к примеру, Кречинского в партию жуликов и воров. Художники Мария Рыбасова и Виктория Севрюкова одевают сцену и актеров строго по модам середины XIX века. И здесь оказывается, что жулики и воры – вовсе не есть изобретение новейшего времени. Только действуют они в каждую эпоху по-разному, ибо аппетит у них с годами растет. Нынешним Кречинским одной бриллиантовой булавки уже явно недостаточно. Подавайте им острова, дворцы, прииски, нефтяные скважины! А в остальном – все то же самое…

Спектакль так устроен, будто он идет в старом театре, где актеры умели плести кружева: петелька – крючочек, петелька – крючочек. Петр Константинович (Евгений Стеблов) ни в чем не желает уступать Анне Антоновне (Валентине Талызиной). Каждый убежден, что только он знает истину. Они пикируются как заядлые оппоненты. Эта их самоуверенность и приводит в финале к печальным последствиям. Но какое же удовольствие смотреть за подобной дуэлью, которую выигрывают вовсе не они, а Кречинский.

Есть у Кречинского и настоящий азарт игрока, и мужское обаяние, и находчивость шулера, перед которыми трудно устоять провинциальной барышне Лидочке (Лилии Волковой), впервые оказавшейся в Москве. У Лидочки кружится голова, она хоть сейчас готова идти под венец – до того влюбилась в Кречинского!

Одна из наиболее невыигрышных ролей – Владимир Нелькин (Дмитрий Попов), безнадежно влюбленный в Лидочку молодой ярославский помещик. Но артист в этой роли совершил чудо: ему удалось превратить резонера Нелькина из фигуры сугубо страдательной в активное действующее лицо, способное противостоять проделкам Кречинского.

Смешанные чувства вызывает Иван Антонович Расплюев (Александр Леньков). С одной стороны, жаль пожилого человека, которого жестоко трижды в день избивают. Но с другой – он ведь сам готов на любую подлость: только прикажите!

Своя обстоятельность и логика есть и у купца Щебнева, требующего у Кречинского вернуть долг. И у ростовщика Бека, которого он обманул. И у полицейского, пытающегося во всем разобраться. А какое терпение и находчивость обнаруживают слуги Федор и Тишка: лишнего слова не скажут, потому что целиком и полностью зависят от своих хозяев.

Но если вы подумали, что Театр Моссовета поставил спектакль исключительно о несостоявшейся свадьбе Кречинского, то будете разочарованы. Потому что история неудавшегося сватовства оказалась лишь поводом для разоблачения разного рода аферистов, жуликов, наперсточников, будь то аферисты брачные, политические или биржевые маклеры – все равно!

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
  • Майку Науменко посвятят zoom-квартирник

    В понедельник, 20 апреля, в 17.00 Большой театр кукол проведет свой первый zoom-квартирник, который будет посвящен творчеству культового поэта и музыканта Майка Науменко. 18 апреля ему исполнилось бы 65 лет. «Майк Науменко работал в Большом театре кукол звукорежиссёром, - говорит  главный режиссер театра Руслан Кудашов. ...
Читайте также