«Сатирикам невыгодно писать для театра»

Если театр – заложник своего комедийного названия…

 

Закрепилось мнение, будто театр сегодня должен в первую очередь веселить публику. Со столичной сцены почти исчез жанр трагедии, да и репертуар ведущих театров заметно накренился в сторону развлекательных постановок. Критический цех порой ругает за это театральных мастодонтов, однако как на этом фоне живут и выстраивают свою политику театры, в которых смех всегда был нормой жизни? «Театрал» задал этот вопрос директорам Московского Театра сатиры и Петербургского музыкально-драматического театра «Буфф».
Мамед Агаев, Театр сатиры:

– Мамед Гусейнович, вывеска «Театр сатиры» ограничивает вас в выборе репертуара?

– Валентин Николаевич Плучек сделал все, чтобы наш зритель полюбил классику. Вспомните его «Горе от ума» и «Ревизора» или спектакль Марка Захарова «Доходное место», или «Тени» и «Бешеные деньги» в постановке Андрея Миронова. Эту традицию продолжил Александр Анатольевич Ширвиндт. Сегодня на нашей сцене тоже идет классика – Островский, Шекспир, Булгаков, Теннесси Уильямс, Дарио Фо, Жан Ануй. Есть две пьесы Юрия Полякова. А Роман Виктюк ставит для наших великих Ольги Аросевой и Веры Васильевой спектакль по пьесе Альдо Николаи «Реквием по Радамесу», где будет занята и приглашенная звезда Елена Образцова. Так что, как видите, репертуар не такой уж и сатирический. Принято считать, что сатира отличается резкостью обличения. Но для меня сатира – вещь тонкая и нежная. Она может быть вежливой и при этом острой. Иными словами, на сцене мы никого не раздеваем, мата вы не услышите, и при этом звучат актуальные темы. Мы так выстраиваем творческую политику, чтобы наши репертуарные поиски привели нас к решению острополитических проблем. Иного варианта у театра нет – в противном случае мы начнем подражать улице, газетам, телевидению в своей сиюминутной реакции. У театра все же иные приемы…

– У вас идет спектакль по пьесе Шендеровича «Вечерний выезд общества слепых». А много ли сегодня в России сатирических пьес?

– Мало, потому что сатирики стали напрямую общаться с публикой. Им невыгодно теперь писать для театра. Шендерович – талантливый человек, он написал хорошую пьесу. Но текст нужно было переписать с учетом актерских индивидуальностей. Впрочем, и без того «Вечерний выезд» зрители смотрят с удовольствием, хотя я ждал от спектакля переаншлага.

– Легко ли привлечь писателя в театр?

– Вот Аркадий Арканов – друг нашего театра. Мы говорим: «Пиши для нас», – а он пишет свои концертные номера и выступает с ними по городам. В материальном плане это гораздо эффективнее, ведь для театра он писал бы пьесу не меньше года. Впрочем, я не могу пожаловаться, будто современным авторам театр не интересен. Поэт Юрий Ряшенцев сочинил для нас очень смешную пьесу в стихах по мотивам комедии Реньяра «Единственный наследник». В интерпретации Ряшенцева она называется «Таланты и наследники». Времена изменились, и остается лишь сетовать на то, что когда-то Григорий Горин вместе с Аркановым, Мироновым и Ширвиндтом круглосуточно сидел в театре и шлифовал, переписывал свои пьесы. Но изменилась эпоха – вслед за ней поменялся и театр. Правда, какие бы времена ни наступали, я лично слежу за тем, чтобы не снижались наши требования к текстам и к качеству спектаклей. Когда молодой амбициозный режиссер приходит и говорит: «Дайте 50 тысяч долларов», – я говорю ему: «Я дам тебе 150 тысяч, если в течение года на твой спектакль будет аншлаг. Нет – возвращаешь все расходы и гонорар в театр». Режиссер должен отвечать за свою работу, как и я, а моя работа – считать деньги театра. Единственный режиссер Леонид Трушкин сказал мне: «Если получится, буду получать столько-то. Не получится – расходы пополам». Вот таким ответственным и должен быть современный театральный деятель. В голодные девяностые наши артисты халтурили в Тульской области. Взяли втихаря костюмы спектакля «Босиком по парку» и уехали катать его без декораций. Я работал тогда замдиректора по зрительской части и об этом не знал. Но в антракте ко мне подошел зритель, который видел этот спектакль в своем родном городе две недели назад, а теперь посмотрел его в Театре сатиры и заметил разницу: «Почему у вас на сцене очень красиво, а людей на периферии вы не уважаете?» В общем, тяжело тем артистам пришлось… Если мы сами не будем себя уважать, публика перестанет к нам ходить. У нас зал на 1206 мест. Я знаю, есть театры, у которых на спектакль может быть продано по 50–60 билетов. И для них это норма, а мы стремимся работать на повышенных мощностях. Главное – зрителя нельзя обманывать. Написано в афише: «играют Аросева и Ширвиндт» – на сцене должны быть они. Никаких внезапных замен. Зритель уходит из театра, когда чувствует себя обманутым. Это преступление – обманывать зрителя.

Алевтина Файзрахманова, театр «Буфф»:

– Влияет ли название театра на репертуарную политику?

– Влияет на сто пятьдесят процентов. Я знаю, что некоторые комедийные театры стараются разнообразить афишу – включают в репертуар и драмы, и философские притчи. Однако мы выбрали для себя иной путь. И раз уж театр называется «Буфф», – то делаем все, чтобы его афиша соответствовала названию (в переводе с латыни, буфф – комедийное представление). А потому критерий удачной постановки для нас один-единственный: спектакль должен быть позитивный, и зритель должен получать здесь прививку от скуки или депрессии. Я порой наблюдаю за публикой после спектакля. Если люди в хорошем настроении выходят из зала – значит, театр выполнил свою миссию.

– А если вы видите кислые лица?

– Это первый признак того, что спектакль пора списывать. Впрочем, до такой критической ситуации мы свое творчество не доводим и прощаемся со спектаклем, когда он едва-едва начинает терять успех.

– Вам, наверное, неоднократно приходилось слышать упреки: дескать, «Буфф» гонится за развлекательностью, но мало думает о постановках, посвященным глубинным проблемам человеческой души?

– Нет, у нас все-таки счастливый случай: вывеска защищает театр от подобных упреков. Да и какие могут быть упреки, если у зрителя поднялось настроение? Наоборот,– это достойно уважения. Современный человек устал от тяжелой жизни, и ему нужно место, где бы он мог отдохнуть душой. Репертуарный театр для этого самый подходящий вариант (в отличие, скажем, от разнузданной эстрады или телевидения). Наши спектакли, поставленные по классическим произведениям, дают человеку веру в жизнь.

– «Вишневый сад» ведь тоже комедия…

– Как и «Ревизор», который мы играем. Как и «Свадьба Кречинского»…

– Приглашаете ли вы модных режиссеров?

– Мы приглашаем близких по духу, если человек понимает устремления нашего театра. Недавно была режиссер из Израиля. Она поставила спектакль «Это было так» – о жизни в 1970-е годы. Ведь современная молодежь совершенно ничего не знает о том времени, хотя его эстетика, песни и музыка по-прежнему живы. А сейчас Геннадий Тростянецкий приступает к репетициям спектакля о Чарли Чаплине.

– А приглашаете ли вы популярных актеров для повышения рейтинга?

– Принципиально – нет. У театра должна быть своя труппа, воспитанная определенным образом, и которая может выполнять любые творческие задачи. Если труппа не способна это делать, то зачем нужен такой театр?

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Защита оспорит выводы экспертизы по делу «Седьмой студии»

    В понедельник, 1 июня, в Мещанском суде Москвы огласили выводы третьей комплексной экспертизы по делу «Седьмой студии».  Согласно выводам новых экспертов расходы на реализацию театрального проекта «Платформа» были завышены в 2,5 раза, а ущерб государству мог составить около 129 млн рублей. ...
  • Чему мы научились за время карантина

    «Чему вы в большей степени научились за время карантина?» - такой вопрос «Театрал» задал читателям на сайте и в соцсетях. Итоги опроса оказались весьма интересными, причем ответы аудитории на разных платформах дали неоднозначную картину. ...
  • Роспотребнадзор опубликовал рекомендации для работы кинотеатров

    В четверг, 28 мая, на сайте Роспотребнадзора опубликованы рекомендации по предстоящей работе кинотеатров в нынешних условиях. Документ «О методических рекомендациях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в кинотеатрах» опубликован на сайте ведомства. ...
  • Альметьевск. «Летом нас ждет много работы»

    Директор Альметьевского драматического театра Фарида Исмагилова рассказала «Театралу», что ждёт театр и зрителей после карантина: о блоке премьер, масштабной реконструкции сценического комплекса, а также о своем отношении к спектаклям онлайн. ...
Читайте также