Визит мамы

Марина Неелова сыграла женщину нелегкой судьбы

 

Галина Волчек одной из первых в Москве открыла сцену «Современника» для молодых режиссеров. В афише Другой сцены театра целый ряд названий поставлены недавними выпускниками ГИТИСа (РУТИ). А сейчас режиссер Екатерина Половцева, ученица Сергея Женовача, поставила на Большой сцене спектакль по «Осенней сонате» Ингмара Бергмана.
Ингмар Бергман писал «Осеннюю сонату», осмысляя свои отношения с матерью и с бывшей женой, погружаясь в прошлое и отправляясь в путешествие вглубь собственной души. История чувств, в которых любовь и ненависть, зависть и непонимание, тяга и отвращение переплелись в тугую сеть, на сцене «Современника» сохранила масштаб, но обрела новую тональность.

«Мать и дочь – какая ужасная комбинация страстей, заблуждений, тяги к самоуничтожению! Здесь возможно все, здесь и происходит все – под предлогом любви и материнской заботы. Душевные травмы матери наследует дочь, просчеты матери оплачивает она же, несчастье матери – несчастье дочери, словно пуповина между ними никогда не перерезалась». Алена Бабенко – Ева произносит эти слова как итог долгих размышлений. В фильме Бергмана Лив Ульман играла Еву много выстрадавшей матерью семейства. В исполнении Алены Бабенко Ева – девочка-подранок, натура, у которой детские царапины гноятся годами. Она все еще чувствует себя ребенком перед запертой комнатой, в которой мать играет на рояле (спектакль идет на почти непрерывной смене музыки – Баха, Бартока, Бетховена, Шопена). Мама недодала любви, а стало быть, виновна во всех грехах: в несложившейся личной жизни, в аборте, даже в смерти четырехлетнего сына, выскользнувшего из-под присмотра и утонувшего в колодце. Дети не умеют прощать, и с детской бескомпромиссностью Ева судит мать и признает виновной.

Легкомысленная, грешная Шарлотта – Марина Неелова выслушивает обвинения терпеливо, опуская голову, признавая не эти конкретные обвинения (тут она оправдывается и протестует), но более глубокую и важную вину. Мать всегда отвечает за своих детей, если они несчастны.

Потерявшая близкого друга Шарлотта–Неелова появляется в доме дочери после семи лет разлуки. В разреженный осенний воздух пасторской усадьбы, где навеки застыли печаль и горе, где бродят призраки умерших людей, влетела легкомысленная и прекрасная птица. По-птичьему бездумная, по-птичьему легко перескакивающая от рассказа о последних минутах близкого друга к хвастливой демонстрации только что купленной обновки. Марина Неелова создает чуть шаржированный образ прекрасной эгоистки, красивой и успешной женщины, привыкшей, что она объект всеобщего обожания и все окружающие ее обслуживают. Она скупа и хвастлива, черства и толстокожа. Ранит окружающих походя, даже не замечая своей бестактности: то объясняет своей дочери-калеке Лене, что она, Шарлотта, не болеет даже насморком, то сообщает зятю, что Ева тут с ним несчастна.

Марина Неелова делает это с блеском, чтобы в момент кульминации вдруг открыть другую Шарлотту – страдающую, ранимую. Весь ее бравурный эгоизм – всего лишь защитная оболочка. И ночное объяснение с дочерью срывает эту ставшую ненужной маску, обнажая несчастную испуганную душу, которая жаждет любви и не умеет любить.

В дивном утреннем свете художника Глеба Фильштинского две женские фигуры кажутся точно сошедшими с полотна Вермеера. Рельефен каждый жест актрис, но свет придает любой позе дополнительное измерение. Переходы от оскорблений к рыданиям, от крика к слезам, от отчаяния к объятиям выстроены и сыграны виртуозно. Но действует не столько виртуозность, сколько неподдельная и искренняя боль, стоящая за словами.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
  • Майку Науменко посвятят zoom-квартирник

    В понедельник, 20 апреля, в 17.00 Большой театр кукол проведет свой первый zoom-квартирник, который будет посвящен творчеству культового поэта и музыканта Майка Науменко. 18 апреля ему исполнилось бы 65 лет. «Майк Науменко работал в Большом театре кукол звукорежиссёром, - говорит  главный режиссер театра Руслан Кудашов. ...
Читайте также