В борьбе за зрителя

Чему российский театр может поучиться у зарубежного

 

Недавний опрос среди англичан показал, что каждый четвертый ребенок Соединенного Королевства никогда не был в театре, поскольку родители считают это излишней тратой денег. Тем не менее столь печальные факты не вгоняют Запад в уныние. Напротив, деятели сцены с еще большим рвением пытаются отстоять свое право на существование, придумывая всевозможные методы для привлечения аудитории.
Пока худруки российских театров сетуют на недостаточное финансирование со стороны государства, их иностранные коллеги пожинают плоды своей сметливости. Дело в том, что за рубежом любой зритель может стать спонсором, причем эта нехитрая процедура занимает всего лишь пару минут (правда, на Западе, в отличие от России, есть закон о меценатстве).

На сайтах большинства европейских театров существует раздел «Стать меценатом». Суммы пожертвований принимаются любые. Но при наиболее солидных вкладах театр благодарит своих добродетелей. Например, чешский Национальный театр Narodnidivadlo разработал целую систему и делит почитателей по таким категориям: «Друг», «Покровитель», «Меценат», «Серебряный спонсор» или «Золотой спонсор».

«Друг», чей вклад составляет не менее 1500 крон в год (2300 рублей), имеет право посещать открытые репетиции и встречи с дирекцией. А «Золотому спонсору», который жертвует на театр 250 тыс. крон (392 тыс. рублей), стабильно предоставляются два билета на премьеры с бесплатным бокалом шампанского в антракте.

В крупных театрах Британии в честь спонсора могут назвать зрительный зал, а в Нью-Йорке и целый театр. Так, в 2007 году американский театр на Мэдисон-сквер-гарден был переименован в честь своего спонсора – банка Washington Mutual, став the WaMu Theater at Madison Square Garden. Некоторое время на спектаклях шла активная реклама банка, в фойе стояли банкоматы Washington Mutual. Однако новое имя продержалось недолго, поскольку год спустя спонсор обанкротился и в 2009 году театр вернул себе прежнее название.

Пройти в гримерку

Большинство театров с многовековой историей регулярно устраивают экскурсии по закулисью. Например, для зрителей Covent Garden культпоход проходит четыре раза в день. Причем стоит сравнительно недорого. Так, посетить гримерки легендарных артистов, понаблюдать за репетициями, побывать в костюмерном цехе и пообщаться с режиссерами стоит от 8 до 10,5 фунта (в рублевом эквиваленте это 380–490 рублей). Для детей, пенсионеров и инвалидов предусмотрены скидки.

Экскурсии есть не только в легендарных театрах, но и в весьма рядовых, поскольку работает золотое правило: если однажды зритель попал в «святая святых», то память об этом визите сохранится на долгие годы и будет работать лучше всякой рекламы. Поэтому в почете любое проявление зрительского интереса. Много ли в России театров, в которых читаются лекции об истории и архитектуре здания? Корреспондент «Театрала» не обнаружил ни одного. А вот лондонский Royal Opera House такие лекции проводит с завидным постоянством. Длятся они всего лишь 45 минут, но этого достаточно, чтобы публика узнала не только о легендарных спектаклях.

Что такое любовь?

Руководители европейских театров с малолетства воспитывают своего зрителя. Причем дело не ограничивается детским репертуаром и скидками на билеты. Любой ребенок может в сопровождении родителей пройти за кулисы, а подросткам разрешается присутствовать и на «круглых столах», посвященных проблемам искусства.

В лондонском National Theatre и вовсе разработали спецпроект. Здесь в дополнение к школьным урокам литературы запустили программу Digital Classroom («Цифровой класс»), которую можно скачать на официальном сайте театра. Программа состоит из фрагментов классических постановок Национального театра, интервью с режиссерами и артистами, фотографий и видео репетиций, а также перечня вопросов для обсуждения в классе. Задача школьников – просмотреть видео и вместе с преподавателем обсудить спектакль, выявить преимущества и недостатки, определить его общую проблематику. Например, в видеокурсе по пьесе Шекспира «Двенадцатая ночь» дети должны решить, что же такое любовь. А в другой программе, посвященной «Гамлету», должны обсудить влияние стресса на человека.

Спектакль в подарок

Дарить билеты – занятие довольно опасное. Невозможно угадать реакцию человека на тот или иной спектакль, особенно если искушенный зритель. Куда проще приобрести подарочный сертификат, который предоставляет обладателю право самостоятельно выбрать интересующую его постановку. Цена вопроса обычно разнится в зависимости от театра. Дрезденская опера предлагает подарочные «ваучеры» стоимостью от 20 до 50 евро (780–2000 рублей), английский «Глобус» – от 8 до 35 фунтов (375 – 1700 рублей). Срок действия такого сертификата составляет, как правило, пару лет.

Кстати, в европейских театрах (в том числе и в маститой Grand Opera) разработана система возврата билетов. Причем более демократичные условия трудно себе представить. Например, в день спектакля зритель может зайти на сайт театра и, заполнив специальную форму, выставить свой билет на продажу. Покупатель, оказавшийся в этот момент возле кассы, купит билет, а кассир перечислит деньги зрителю. Комиссия при этом не взимается.

Каждому по Моцарту

Выгодные абонементы или специальные предложения, позволяющие не нанести особого удара по кошельку, рассчитаны прежде всего на постоянных зрителей. Например, этой зимой Covent Garden предлагал театралам сэкономить 25%, купив разом билеты на три оперы Моцарта, написанные в содействии с итальянским либреттистом Лоренцо да Понте. Эти спектакли на данный момент – одни из самых востребованных в Royal Opera House, достать на них хорошие билеты не так уж и просто.

Еще одно специальное предложение действует в Covent Garden для студентов. За 10 фунтов (470 рублей) молодые люди могут купить «стоячие» места на четыре любых спектакля: две оперы и два балета.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • США: «Занялся строительством макетов деревянного зодчества России»

    Борис Казинец, руководитель Театр русской классики в Вашингтоне, лауреат «Звезды Театрала» в номинации «Лучший русский театр за рубежом» – о том, как на карантине взял двухтомник «Русское деревянное зодчество» и вспомнил давнее увлечение. ...
  • Турин: «Театр в сети – все равно, что поцелуй через стекло»

    «Театрал» продолжает следить за тем, как и чем в эпоху пандемии живут русские театры за рубежом. Наш сегодняшний собеседник – Ольга Калениченко создатель театра-студии «Балаганчик», который в 2015-м стал лауреатом премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучший русский театр за рубежом». ...
  • Стокгольм: «В Швеции нет карантина, но мы решили не рисковать»

    Журнал «Театрал» продолжает следить за судьбой русских театров зарубежья, которые по-разному переносят условия борьбы с пандемией, но при этом не теряют оптимизма и ждут встречи со своим зрителем. Сегодня наш собеседник - создатель и руководитель единственного русского театра Швеции «Абырвалг» Татьяна Павлова, которая рассказывает, как и чем живёт её театр-студия в эпоху коронавируса. ...
  • Киев: «Человек живет предчувствиями и потрясениями»

    «Театрал» продолжает следить за тем, как в условиях изоляции существуют русские театры за рубежом. О работе на карантине рассказал художественный руководитель Театра русской драмы им. Леси Украинки Михаил Резникович. ...
Читайте также