Жрица на мотоцикле

Арпад Шиллинг рассказал о кризисе одной семьи и целого общества

 

Когда четыре года назад Арпад Шиллинг распустил свой театр «Кретакор», объявив о своем разочаровании в возможностях театрального искусства, – многим казалось, что мировая сцена навсегда потеряла одного из своих сталкеров и забияк. Однако после нескольких лет молчания Шиллинг, откликнувшись на предложение руководителя театра «Трафо» Дьюри Сабо, вернулся к своим политическим спектаклям, поставив несколько спектаклей под общим названием «Трилогия кризиса», которые рассказывают историю одной венгерской семьи. Третья часть трилогии с успехом была показана на Wiener Festwochen.
Когда Маяковского спрашивали, в чем цель его политических стихов, он отвечал: «Сказать сволочам, что они сволочи!» Венгерский режиссер Арпад Шиллинг вполне мог бы повторить фразу нашего поэта. Цель «сказать всем сволочам, что они сволочи», – всегда была привлекательна для одного из ярчайших представителей политического театра. «Трилогия кризиса» рассказывает о среднестатистической венгерской семье Гат, и их выживании в сволочном мире. Первая часть посвящена сыну – Балажу, вторая – отцу семейства, психоаналитику. Наконец, третья итоговая часть, носящая подзаголовок «Священнослужительница», рассказывает историю матери семейства.

Разочаровавшись (как и сам постановщик и автор текста Арпад Шиллинг в сценической профессии), бывшая актриса отправляется в школу-интернат в глухую деревню вести занятия практической психологии, носящей немецкой название – «dramapadagogik». Сейчас это довольно модное направление в западной психологии и психиатрии, предполагающее помощь игровых практик в решении разного рода психологических и даже физиологических проблем.

К работе над постановкой Арпад Шиллинг привлек профессиональных актеров и реальных детей. В Венгрии спектакль играется в школах и гимназиях.

Постановка начинается уроком физкультуры: бодрой трусцой по кругу бегают неуклюжие и старательные подростки, тщательно выполняя команды: «нале-направо!», «стоп», «бегом»… В мирное занятие врывается шум мотоцикла, со сцены в зал ползут отвратительные выхлопные газы, а всех раздражающая мотоциклистка снимает шлем и оказывается новой школьной учительницей. Урок физкультуры сменяется уроком «драмы». И вот притихший зал слушает разнообразные, красноречивые и достаточно ужасные истории детей из семей, которые принято называть неблагополучными.

Арпад Шиллинг сознательно довольно надолго оставляет непроясненным: рассказывают ли дети психологу и залу свои реальные истории или «играют» придуманные режиссером сценарии. Пока, обращаясь к фестивальному залу, юный исполнитель не бросит с вызовом: «Ну и что с того, что этот несчастный ребенок – это не я сам? Вам уже на него наплевать?»

Надо сказать, что дети в этой постановке существуют прекрасно, полностью подтверждая тезис, что кошку и ребенка на сцене не переиграть никому. К сожалению, рядом с их естественной непосредственностью вдруг проявились многочисленные театральные штампы взрослых исполнителей. Особенно пострадала роль протагонистки. Мама Гат в исполнении Лиллы Шарошди. Истеричная, фальшивая в любой своей реакции – смеется ли она над остроумными ответами учеников, или скандалит с маленьким сыном – эта мадам Гат с самого начала вызывает зубную боль. Испытываешь подлинное облегчение, когда неизбежное разворачивание сюжета приводит ее к конфликту с коллегами (прежде всего с учителем закона Божьего отцом Лоландом), а потом и с детьми.

Не думаю, что неприязнь к главной героине входила в планы режиссера, но личностный звук исполнительницы довольно многое переакцентировал в замысле спектакля. Пытаясь расшевелить и раскрепостить детей, приезжая учительница слишком многое разрушает в их картине мира, слишком многие традиционные ценности ставит под сомнение, недостаточно зная, чем их заменить. Пытаясь научить детей быть сильными, эта «священннослужительница» культа прогресса сама внутренне слаба, зажата, несчастна. Она рассталась с мужем и не может найти понимания со своим единственным маленьким сыном, который тоскует по Будапешту и рвется к отцу.

Дети – ярые консерваторы, ненавидящие любое покушение на привычную картину мира. При этом дети чувствуют фальшь и внутреннюю слабость в любом человеке как чувствуют животные. Приехавшую учительницу изгоняет не только педагогический коллектив – ее отвергает и детское сообщество. Любимая ученица с размаху бьет по мотоциклу учительницы, так что у машины отлетают пластиковые надкрылья: убирайтесь отсюда поскорее! Без вас будет чище!

…Арпад Шиллинг предоставляет зрителям возможность самим оценивать эксперимент и степень его удачности.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
  • Майку Науменко посвятят zoom-квартирник

    В понедельник, 20 апреля, в 17.00 Большой театр кукол проведет свой первый zoom-квартирник, который будет посвящен творчеству культового поэта и музыканта Майка Науменко. 18 апреля ему исполнилось бы 65 лет. «Майк Науменко работал в Большом театре кукол звукорежиссёром, - говорит  главный режиссер театра Руслан Кудашов. ...
Читайте также