Не собес, а театр

Без контрактов жизнь артистов превратится в каторгу

 
Контрактную систему в российских театрах предполагалось ввести уже к июлю 2012 года. Но поскольку большинство коллективов к этому переходу оказались не готовыми, реформу перенесли на год. В итоге контракты введут повсеместно в июле 2013 года.
Конечно, это даст начало кадровым чисткам. Артисты, не занятые в репертуаре, теперь будут получать значительно меньше тех, кто кропотливо работает на сцене. Благодаря контрактам театры смогут избавиться от балласта и легко задействовать в постановках приглашенных людей. Это всего лишь один из примеров. На деле контракты приведут к коренным переменам в отношениях между артистами и работодателями. О том, какие плюсы и минусы есть в этой системе, «Театрал» поинтересовался у экспертов.

Александр Кулябин, театр «Красный факел» (Новосибирск):

– На контракт мы перевели труппу еще в 1999 году. Конечно, мы волновались, поскольку далеко не каждый артист воспринял этот шаг положительно.

– Будем называть вещи своими именами: очень боятся контрактов пожилые артисты, ведь сколько бы званий ни было у человека, наступает время и в новых спектаклях его не занимают…

– Это очень сложный вопрос для любого руководителя. Артисты, чьим талантом ковались успехи и репутация театра, безусловно, заслужили почет и особое место в коллективе. На уважении к учителям строятся традиции, атмосфера в труппе – этого не отменить. Но все должно быть уравновешено заботой о будущем, то есть о молодых, которым двигать театр дальше. Чтобы привлечь в коллектив самых лучших, нужно мотивировать их перспективами, зарплатами. И чтобы организм всегда обновлялся свежей кровью, есть вполне гуманная схема: если артист больше не может играть по состоянию здоровья, мы материально поддерживаем его, предлагая уйти на почетную пенсию, которую театр назначает вдобавок к государственной и выплачивает из своих собственных средств. (Никаких дотаций нам для пенсий никто не выделяет, это наше решение и наши собственные средства.) На мой взгляд, такая пожизненная пенсия для артиста – это тоже почетно и вовсе не унизительно.

– А сколько сейчас человек на пенсии?

– Четверо. И мы будем увеличивать размер этих почетных пенсий, несмотря на то что количество пенсионеров тоже будет, вероятно, расти год от года. И возможно, лет через десять для нас эти пенсии станут серьезным бременем. Но такова контрактная система: хотя она и позволяет театру больше зарабатывать, но в то же время обязывает экономить для решения внутренних задач, мешает руководителям быть расточительными, а потом прикрываться государством: ах, смотрите, как мало нам выделяют средств! Все в твоих руках – зарабатываешь и решаешь финансовые вопросы в своем коллективе. Например, я знаю театры, где артисты уклоняются от дополнительных репетиций – ищут уважительную причину, чтобы только лишний раз не собираться вместе. В «Красном факеле» такого нет, потому что в рамках контракта артист получает за каждую репетицию гонорар. И у него появляется, во-первых, желание работать больше, он чувствует отношение к своему репетиционному труду, а, во-вторых, он не уходит на сторону, в антрепризы и прочее, ведь его зарплата напрямую зависит от вложенных сил. Кроме того, оплачивается и работа в спектакле. У нас есть градация, но, как правило, артист получает за спектакль от 500 до 3000 рублей, а за репетицию мы платим 230 рублей. И сумма с каждым годом растет. Для сравнения: обед в театре стоит рублей 100–120 плюс 100 рублей у артиста остается на такси.

– Вы говорите, что зарплата артиста напрямую зависит от его труда. Но ведь финансовые возможности любого театра ограничены. Не боитесь, что возникнет перерасход?

– Есть не боязнь, а определенное недовольство тем, что 223-й закон (о закупках товаров, работ, услуг. – «Т») связывает нам руки. Очень много казуистики, которая мешает грамотно расходовать бюджетные средства. Простой пример: выделенные бюджетные средства театр должен осваивать через казначейство. Скажем, для постановки спектакля мы должны сделать очень точные расчеты и только после этого запрашивать нужную сумму. Если в процессе работы мы вдруг на чем-то сэкономили или выяснилось, что без чего-то можно обойтись, то вернуть эту сумму на наш счет очень сложно – по документам должны уложиться копейка к копейке. Или другой пример. Я договариваюсь с транспортной компанией, чтобы перевезти декорации. Я давно ее знаю – много лет она сотрудничает с театром. Мне транспортники говорят: если вы нам заплатите вперед 90%, то мы сделаем солидные скидки. Получается, что государство могло бы сэкономить на этом. Однако по системе казначейства так поступать театр не может. Там другие правила: только лишь 30% мы можем сделать предоплату, а остальные 70% – по акту выполненных работ. Я ведь могу сэкономить, но мне говорят: товарищ, надо расходовать все – рентабельно или нет.



Геннадий Дадамян, социолог, профессор ГИТИСа:

– В принципе я сторонник контрактной системы. Миграция артистов – естественное условие этой профессии. Так и было до 1938 года, когда артист мог менять место работы несколько раз в год, повышая свою зарплату. Актеры знали, что их профессия рисковая, что они могут ее потерять. За прошедшие 75 лет выросло три поколения актеров, уже забывших, что их профессия рисковая. Театр сегодня – своеобразный филиал собеса. И это закономерно.Контрактная система необходима для развития театрального процесса при условии, что артист имеет определенные социальные гарантии, которые включают в себя зарплату, жилье, переезды, повышение квалификации, профессиональную переподготовку и т.д. Когда к контрактам будет прилагаться пакет социальных гарантий, никаких проблем не будет. А мы хотим перейти к контрактной системе без социальных гарантий. Так не бывает! Например, сегодня мы не знаем, как обстоят дела в провинциальных театрах. В 1980 году по заданию Минкульта СССР я анализировал ведомственную статистику и выяснил, что 36% артистов русскоязычных театров ежегодно меняют место работы, а если исключить две столицы – даже 40%. И это закономерно, потому что, повторю, миграция – естественное условие профессии.

– А как сегодня?

– Нет ответа на этот вопрос. В российской правовой системе есть два вида контрактов: в рамках трудового права и в рамках гражданско-правового договора. В рамках трудового права мы не можем требовать от артиста оплаты неустойки. Он подает заявление и через две недели беззаботно уходит. А как быть театру, если на нем держится весь репертуар? Таким образом, чтобы театр не страдал, надо переходить на гражданско-правовой договор: актер должен в подобной ситуации оплатить заранее оговоренную неустойку, для чего, естественно, он должен иметь отложенную весомую заначку. Где она у абсолютного большинства наших без иронии пахарей искусства? Думаю, что у большинства из них ежемесячная зарплата не более 10–15 тыс. рублей. Попробуй в этой ситуации сэкономить… Надо подходить к решению задачи системно. Одно действие тянет за собой массу других. Если их не учитывать, в действие вступают гегелевские «мстящие» силы природы. Когда мы по заданию Совета Федерации РФ делали законопроект «О театре и театральной деятельности», отдельная глава в нем была посвящена подробному изложению системы государственных гарантий работникам театров. В декабре 1999 года Совет Федерации передал его на рассмотрение Государственной думы. Но законодательное сообщество за 13 лет не удосужилось рассмотреть его даже в первом чтении. Почему? Думаю, что причина – в этих гарантиях. Не потому ли артисты сегодня против контрактов? Лично я уверен, что по мере развития гражданского общества функция обеспечения гарантий перейдет от государства к театральным объединениям – СТД РФ, профсоюзу работников культуры, разного рода объединениям. В наши дни контрактная система превратилась в пугало, но парадокс, она же может быть стимулом. По штатному расписанию артисту гарантирован оклад, а по контракту, если театр в нем нуждается, он может запросить гораздо больше. Отсюда вывод: если власть хочет перейти к контрактной системе, все надо делать системно, заранее создавать для этого необходимые условия.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Филипп Гуревич репетирует «Войцека» в Маяковке

    11 и 12 марта в Театре Маяковского, на Сцене на Сретенке, премьеру «Войцек» – в жанре «обыкновенная трагедия» – выпустит режиссер Филипп Гуревич. Предсмертная пьеса 23-летнего Георга Бюхнера про полкового цирюльника, который убил из ревности жену и был приговорен к казни, стала всемирно известным сюжетом. ...
  • Гастроли Театра Моссовета пройдут в Петербурге

    Театр Моссовета едет с гастролями в Петербург. Показы двух премьерных спектаклей пройдут на сцене ДК Выборгский в предстоящий weekend, 4 и 5 февраля. 4 февраля состоится показ спектакля Павла Пархоменко «Соло для часов с боем». ...
  • Et Cetera отметил юбилей премьерой «Мандат»

    Владимир Панков, создатель студии SounDrama и художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры, поставил к 30-летию театра Et Cetera «Мандат» Николая Эрдмана. 2 ферваля, в день юбилея, состоялся первый показ. Премьерные показы пройдут также 3, 23 и 24 февраля. ...
  • Театр НеНормативной пластики готовит премьеру

    9 и 10 февраля на площадке «Скороход» в Петербурге Театр НеНормативной пластики покажет премьеру «Любовь во множественном числе».  Постановка Романа Кагановича и Максима Пахомова – это одиннадцать вариаций на тему любви: череда комических и трагических сюжетов. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
Читайте также