Грядет эпоха новых пятилеток

Заместитель Александра Калягина Геннадий Смирнов о грядущей контрактной системе в российском театре

 

Ситуация с переводом российских театров на контрактную систему отношений работодателя и сотрудника продолжает волновать театральный мир. В октябре правительством был внесен на рассмотрение в Госдуму проект федерального закона об изменениях в трудовой кодекс в связи с готовящейся реформой перехода на контрактную систему.

Коренные изменения, о которых можно говорить уже сейчас, будут заключаться в двух вещах: конкурс-переаттестация будет проводиться раз в пять лет для всех сотрудников театральной сферы, по всей вертикали, и в первый раз он будет касаться также всех, нанятых и на бессрочный договор когда-то давно, и принятых на работу недавно на срочный договор с оговоренным сроком истечения. Усилится роль профсоюзов, которые, как и в советское время, будут защищать права и отстаивать социальные гарантии людей, которые будут, согласно законопроекту, работать на пятилетних  контрактах.

Заместитель председателя СТД РФ, помощник Александра Калягина Геннадий Смирнов прокомментировал «Театралу» отношение Союза театральных деятелей к готовящейся реформе.
- Основа любого репертуарного театра – его труппа, артистический состав. От того, насколько грамотно сформирована труппа, от наличия в ней актеров разной творческой направленности, от гармоничного соотношения в ней актеров разного пола и возраста всецело зависит успешность творческой деятельности.

Есть масса научных исследований на тему, какими параметрами  (половозрастными, по амплуа, а в оперной труппе – по голосам и т.п.) должна обладать труппа репертуарного театра. Можно обратиться к соответствующей литературе. Но в любом случае, представление об идеальной (эталонной) труппе может быть выработано только в самом театре. Только художественное руководство театра может дать ответ на вопрос, какой состав труппы и по каким характеристикам он считает оптимальным.

Поддерживая предложенный законопроект по внесению изменений в Трудовой Кодекс РФ, Союз театральных деятелей РФ исходит из того, что существующая модель трудовых отношений в театрах России несовершенна, не соответствует природе творческого труда, не способствует обновлению трупп, препятствует привлечению молодых исполнителей. Проблема эта застарелая. Попытки решить ее предпринимаются много десятилетий, и пока безуспешно.

Думаем, что одна из причин этого в том, что в наших условиях увольнение артиста (вокалиста, танцора, музыканта) из театра в связи с окончанием срока трудового договора (контракта) или достижением пенсионного возраста чревато для него не только потерей социального статуса, но и серьезным снижением материального достатка, невозможностью обеспечить себе за счет государственной пенсии достойное существование.

По инициативе Союза театральных деятелей в последние годы на государственном уровне принят ряд мер по социальной защите членов творческих союзов. Материальную поддержку получают оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, а также народные артисты СССР, достигшие 70-летнего возраста, независимо от выполнения оплачиваемой работы. С 2012 года такую поддержку получают неработающие пенсионеры  - народные артисты и народные художники России. Но этого, к сожалению, недостаточно.

Считаем, что внедрению в России новых моделей формирования театральных трупп, связанных с высвобождением работников, должна сопутствовать разработка адекватных мер их социальной поддержки, становление и развитие системы переподготовки кадров, открытие новых рабочих мест, где могли бы пригодиться их знания и опыт.

Тема эта (реформа трудовых отношений в театре) «горячая», «нервная», широко обсуждаемая. Поэтому крайне важно заранее «подстелить соломки», помочь театрам лучше адаптироваться к предстоящим изменениям, максимально избежать неприятия реформ со стороны театрального сообщества.

Надо дискуссию о так называемой «театральной реформе» перевести из эмоциональной сферы в конструктивный диалог.
Возможно, еще до принятия закона и внесения изменений в Трудовой Кодекс РФ Министерству культуры подготовить и провести методические совещания, семинары с руководителями органов культуры, руководителями театров и концертных организаций, профсоюзами по намечаемой реформе трудовых отношений, подготовить и распространить методические рекомендации по проведению этой работы с приложением примерных образцов документов (положений о порядке проведения переизбрания, примерных трудовых договоров (контрактов) с различными категориями работников. Союз театральных деятелей Российской Федерации готов участвовать в этой работе.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Дорогая Елена Сергеевна» станет второй премьерой «Сатирикона»

    8 октября «Сатирикон» представит премьеру спектакля «Дорогая Елена Сергеевна», имеющего необычную судьбу в истории театра - в связи с карантинными мерами первый показ спектакля пришлось провести онлайн.   Спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» по пьесе Людмилы Разумовской в постановке Владимира Жукова был готов к выпуску как раз в тот момент, когда начался карантин в связи с пандемией. ...
  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
Читайте также