Преступление и наказание

Чем грешат и как за это расплачиваются актеры российских театров

 

Третий звонок. Зрители заняли свои места. Вот-вот погаснет свет и откроется занавес. Публика и не предполагает, какие страсти в этот момент могут бушевать за кулисами. Главный герой застрял в пробке и шлет отчаянные sms с просьбой задержать спектакль. Артист Х явился вовремя, но нетвердо держится на ногах… «Театрал» попытался выяснить, на какие прегрешения способны артисты и как театры с этим борются.
«До сих пор чувствую свою вину»

Сегодня, чтобы заработать на хлеб насущный, да и популярность собственную поддержать, актеры буквально разрываются на части между различными театрами, проектами, съемочными площадками.

Оксана Мысина, например, вспоминает период, когда играла 30 спектаклей в месяц в пяти театрах. Естественно, неизбежная накладка однажды случилась: в один и тот же день актриса должна была играть Тойбеле во МХАТе и Катерину Ивановну в ТЮЗе. Билеты проданы, причем во МХАТе, как известно, тысячный зал. Разруливать ситуацию взялся режиссер Кама Гинкас. Переговоры между театрами продолжались до пяти часов утра, и в итоге ТЮЗ одержал победу. А во МХАТе спектакль заменили, объявив, что постановка откладывается «по техническим причинам».

– Сколько лет прошло, но я до сих пор помню свой ужас и чувство вины, – говорит Оксана Мысина «Театралу». – Теперь выверяю свой график настолько тщательно, что близкие уже подшучивают надо мной. Но я этому рада: пусть шутят – главное, зрителей не подвести.

Актриса Вахтанговского театра Марина Есипенко и сегодня не может понять, как она однажды просто забыла о спектакле и не сыграла свою роль в «Без вины виноватые». По счастью, администрация театра успела вызвать актрису из другого состава. Но дисциплинированной Есипенко, у которой никогда подобных прегрешений не случалось, конечно, влепили выговор. Впрочем, как сказала она корреспонденту «Театрала», «выговор – ерунда по сравнению с той досадой, обидой и страхом, которые довелось пережить в тот злосчастный день. Ведь для артиста нет ничего страшнее, чем потерять работу в любимом театре».

Как оказалось, от подобных случаев не застрахован ни один артист. И даже самые титулованные, самые ответственные и серьезные деятели сцены хотя бы раз в жизни взывали ко всем богам, лишь бы успеть к началу спектакля. В числе опоздавших оказался однажды и Олег Басилашвили, которому невнятно объяснили место выездного спектакля, и он исколесил в такси половину Ленинграда в поисках ДК, где предстоит играть. Приехал за пять минут до начала и с ужасом ожидал реакции Георгия Товстоногова. Но по счастью, Товстоногова не было, а коллеги проявили благородство и не нажаловались суровому мэтру.

«Не поедешь на гастроли»

Что касается пьянства, то это, как известно, беда для большинства театров.

Когда Олег Табаков возглавил Художественный театр, он объявил, что первым делом расстанется с пьющими артистами. И вскоре подписал приказ об увольнении целого ряда лиц. В ответ ему угрожали судами, клялись, что добьются восстановления в труппе, но алкоголизм в МХТ удалось победить.

Впрочем, на столь жесткие и решительные меры способны далеко не все худруки, поскольку уволить артиста можно в два счета, но гораздо сложнее найти ему замену. Николай Чиндяйкин по просьбе «Театрала» вспомнил историю из своей провинциальной жизни, когда он, ведущий артист ростовского ТЮЗа, поехал на гастроли в город Енакиево:

– Мы играли бразильскую сказку «Синяя ворона». В спектакле была занята лишь одна женщина – Рита Лобанова, а все остальные роли играли мужики, которые по сюжету раскачивались на лианах. И все бы хорошо, но до спектакля артисты прошлись по магазинам, и оказалось, что в Енакиево продается вино в трехлитровых банках… Короче говоря, на спектакль пришли изрядно разгорячившись. Я и сейчас удивляюсь, как они не попадали со своих лиан. Спектакль шел со скрежетом и готов был вот-вот сорваться. Маргарита все это время рыдала, потому что они ее, единственную трезвую, не слушали и делали что хотели. Когда весь этот ужас закончился, в театре разгорелся скандал. На следующий день, конечно, устроили комсомольское собрание, на котором Рита снова не могла сдержать слез. И все понимали, что никаких поблажек артистам не светит. Конечно, им объявили строжайший выговор, обещали взять на поруки, а под конец слово предоставили артисту Саше Габу. Он вышел перед труппой, чтобы еще раз попросить прощения: «Простите нас, и ты, Рита, прости. Хотя к чему переполох?! Ну да, мы перебрали с вином. Но вы ведь сыграли спектакль. Худо-бедно, но сыграли. Да и не так уж плохо он прошел. Нормально все было. Все артисты играли ровно. А честно говоря, Рита, ты одна была не в ансамбле». Этой репликой он смазал все собрание, поскольку в зале начался истошный хохот…

И все же, как показывает практика, никакими выговорами и товарищескими судами алкоголизм в коллективе победить невозможно. Единственно верный способ – расстаться с пьющими людьми. Например, в Театре Пушкина так сделали Роман Козак и Евгений Писарев, поэтому и сегодня за появление перед спектаклем в нетрезвом виде артиста могут не только снять с роли, но и отозвать документы, если он выдвигался на очередное звание.

Когда виноват зритель

Впрочем, труднее всего призвать к дисциплине зрителей. Звонки мобильников – это еще полбеды. Часто театральным администраторам приходится разбираться со зрителями, которые, опоздав из-за пробки, требуют посреди действия пустить их на спектакль или вернуть деньги, особенно если билеты стоили дорого. Об этом рассказала «Театралу» администратор МХТ Валентина Иванова:

– На спектакль «Мастер и Маргарита» два зрителя пришли без двадцати восемь, а билеты у них были в середину первого ряда. Они представились юристами, я им долго и вежливо объясняла, что вход в зал невозможен, что на билетах написано: вход в зрительный зал после третьего звонка воспрещен, что актеры уже сорок минут играют, а зрители столько же минут сидят в зале и смотрят спектакль. Но юристы совершенно беспардонно начали ссылаться на законы РФ: дескать, там не указано, во сколько следует приходить в театр, а потом достали диктофон и стали записывать происходящее. Кое-как нашли общий язык, я тихонько усадила их с краю, сказав, что на свои места они могут перебраться в антракте. Но поскольку настроены они были агрессивно, мы с коллегой пересказали этот инцидент Игорю Вернику. А Игорь должен был выходить на сцену как раз в начале второго действия в роли конферансье Бенгальского. Он вышел и сообщил, что в зале находятся два юриста, которые хотели сорвать спектакль: «Может, для вас сначала сыграть спектакль, господа?! Что вы хотите?! Сорвать всему залу удовольствие от спектакля?!» От неожиданности юристы переглянулись. Думаю, этот урок они запомнили навсегда.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Александр Березкин: «Поддержка для меня много значит»

    17 августа в Общественной палате РФ прошел круглый стол, где обсуждали положение детских школ искусств в России. Настоящим взрывом стало выступление доцента Московской консерватории Михаила Лидского, который говорил на самую страшную тему – ложных клеветнических обвинений в педофилии, которые уже сейчас прошлись катком по судьбам людей. ...
  • «Казус Березкина»: в поддержку педагога, попавшего в «план по педофилам»

    Продолжается расследование дела театрального педагога Александра Березкина, обвиненного в развратных действиях по отношению к несовершеннолетней. Дело возбудили на основании заявления одной из родительниц... За педагога вступилось множество его коллег, родителей его воспитанников. ...
  • Помощник бухгалтера «Седьмой студии» заявила о давлении следствия

    В понедельник, 15 июня, на заседании в Мещанском суде помощник бухгалтера «Седьмой студии» Элеонора Филимонова отказалась от данных ранее показаний, она сообщила о давлении на нее следствия.   Свидетель по делу «Седьмой студии» Элеонора Филимонова заявила, что помогала бухгалтеру «Седьмой студии» Нине Масляевой с оформлением документов, о хищениях ей известно в тот период не было. ...
  • «Современник» высказал коллективное отношение к ДТП с Михаилом Ефремовым

    Театр «Современник» прервал недельное молчание и опубликовал официальное заявление по ДТП с участием Михаила Ефремова, назвав случившееся огромной трагедией и общей болью.   «Друзья! Наше молчание было вызвано шоком и попыткой осмыслить то, что произошло с одним из самых близких людей «Современника» – Михаилом Ефремовым. ...
Читайте также