«Мы к вам приехали на «чёс»

Какие преимущества вам дает антреприза?

 
На вопрос «Театрала» отвечают эксперты номера

Игра на выживание

Уже третий год подряд у нашей премии «Звезда Театрала» есть номинация «Лучшая антреприза». И третий год вокруг этой номинации не утихают закулисные страсти. Одни участники антрепризы огорчаются, что их не номинировали на премию, хотя залы почти всегда полны. Другие возмущаются, что их спектакль попал в такую сомнительную, с их точки зрения, номинацию. Год назад известный творческий коллектив устами своего пресс-секретаря даже грозил журналу «Театрал» судом, если мы не вычеркнем их спектакль из этой «позорной номинации». Мы не вычеркнули, пытаясь объяснить, что номинирует на премию зритель, а мы лишь фиксируем предложения. И голосует тоже зритель, определяя победителя. Но театр был неумолим, обиженно грозя скандалом. Скандал, к сожалению, не состоялся, потому что победу одержал антрепризный спектакль театра Сергея Безрукова «Страсти по Емельяну». И обиженные остались ни с чем. Может, потому заранее и обижались, предчувствуя поражение?

Эта скандальная история окончательно убедила нас в том, что номинацию по антрепризам, которую мы поначалу учреждали для эксперимента, следует сохранить в качестве постоянной уже хотя бы потому, что вокруг нее кипят такие страсти. Что зритель охотно номинирует и активно голосует. И что хорошие актеры не стесняются своей работы в антрепризе, если эта работа качественная, а материал достойный.

Сегодня никто не спорит с тем, что антреприза в пору своего бурного расцвета стала сильно смахивать на театральный «чёс», дающий возможность известным актерам зарабатывать на сносную жизнь.

А иногда и на выживание, если родные репертуарные театры не могли предложить ни достойных ролей, ни достойных зарплат. Можно ли при этом винить актеров в «чёсе»? Наверное, да, если это всего лишь «чес». Конечно же – нет, если это по-настоящему игра. У кого повернется язык назвать «чёсом» «Квартет» Басилашвили и Фрейндлих или «Ужин с дураком» Хазанова с Басилашвили? Или «Старую деву» с Инной Чуриковой и Зинаидой Шарко, или «Неаполитанские страсти» с Владимиром Этушем и Лидией Вележевой?.. Даже потрясающий вахтанговский спектакль «Пристань» в определенном смысле можно рассматривать и как талантливую мозаику иронично мудрого Туминаса, мастерски сложенную им из отдельных звездных антреприз в органичную философскую фреску. Хотя, подозреваю, такое сравнение может и покоробить отдельные впечатлительные души.

Как бы там ни было, а зритель на нашем сайте за «Пристань» голосовал так же неистово горячо, как и за некоторые антрепризы, сознательно рассчитанные на массовое «браво». Голосовал не только за лица. Не только за имена. Голосовал за игру, пусть порою и очень короткую, но сделанную на «браво!».

Мария Аронова:

– Все, что касается антрепризного театра, это некая гонка: репетиции в сжатые сроки, быстрый выпуск спектакля. Нет того размаха, который присутствует в репертуарном театре. Нет серьезных философских спектаклей. Потому что на антрепризном рынке зрителю нужны в основном комедии. Но в антрепризе очень много положительных моментов. Во-первых, ты решаешь сама, с кем работать. Во-вторых, в антрепризе ты зарабатываешь деньги. Но при всей моей любви к антрепренерам, если на чашу весов поставить театр репертуарный и антрепризный, то я отдам предпочтение первому. Хотя и в репертуарном театре минусов достаточно. В любом случае ты солдат, ты раб и полностью зависишь от руководителя. Слава богу, в нашем Театре Вахтангова сейчас расцвет. Римас Туминас – режиссер мирового уровня, да еще и приглашает к нам талантливых постановщиков. Он нас всех объединил, вывел наш театр на фантастический уровень. И дай бог ему терпения, творческих порывов, чтобы он как можно дольше руководил нашим театром.

Михаил Полицеймако:

– Конечно, есть за что ругать антрепризу, если она сделана тяп-ляп, если за два часа до начала спектакля на главную роль вводят нового артиста. В своей жизни я только одну антрепризу репетировал четыре месяца – спектакль «Папаши». А в основном спектакль делается один-два месяца. Но и плюсы в антрепризе есть. Во-первых, там не бывает ролей, которые ты не хочешь играть. То есть нет обязаловки, как в репертуарном театре, где сегодня ты играешь Гамлета, а завтра лучника. Во-вторых, антреприза коммерчески выгоднее для артиста. К тому же в последнее время антреприза значительно прибавила в качестве. Теперь это сильный конкурент репертуарному театру. Для моих родителей «Таганка» была их вторым домом. А сейчас многие известные артисты убегают из такого дома, чтобы заработать на стороне. Я сам именно по этой причине не работаю в репертуарном театре – нет ощущения дома. К тому же репертуарный театр в своей основе закладывает определенное голодное и рабовладельческое существование артистов в данной профессии, а антрепризный дает свободу.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Филипп Гуревич репетирует «Войцека» в Маяковке

    11 и 12 марта в Театре Маяковского, на Сцене на Сретенке, премьеру «Войцек» – в жанре «обыкновенная трагедия» – выпустит режиссер Филипп Гуревич. Предсмертная пьеса 23-летнего Георга Бюхнера про полкового цирюльника, который убил из ревности жену и был приговорен к казни, стала всемирно известным сюжетом. ...
  • Гастроли Театра Моссовета пройдут в Петербурге

    Театр Моссовета едет с гастролями в Петербург. Показы двух премьерных спектаклей пройдут на сцене ДК Выборгский в предстоящий weekend, 4 и 5 февраля. 4 февраля состоится показ спектакля Павла Пархоменко «Соло для часов с боем». ...
  • Et Cetera отметил юбилей премьерой «Мандат»

    Владимир Панков, создатель студии SounDrama и художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры, поставил к 30-летию театра Et Cetera «Мандат» Николая Эрдмана. 2 ферваля, в день юбилея, состоялся первый показ. Премьерные показы пройдут также 3, 23 и 24 февраля. ...
  • Театр НеНормативной пластики готовит премьеру

    9 и 10 февраля на площадке «Скороход» в Петербурге Театр НеНормативной пластики покажет премьеру «Любовь во множественном числе».  Постановка Романа Кагановича и Максима Пахомова – это одиннадцать вариаций на тему любви: череда комических и трагических сюжетов. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
Читайте также