На вопрос «Театрала» отвечают эксперты номера
Игра на выживание
Уже третий год подряд у нашей премии «Звезда Театрала» есть номинация «Лучшая антреприза». И третий год вокруг этой номинации не утихают закулисные страсти. Одни участники антрепризы огорчаются, что их не номинировали на премию, хотя залы почти всегда полны. Другие возмущаются, что их спектакль попал в такую сомнительную, с их точки зрения, номинацию. Год назад известный творческий коллектив устами своего пресс-секретаря даже грозил журналу «Театрал» судом, если мы не вычеркнем их спектакль из этой «позорной номинации». Мы не вычеркнули, пытаясь объяснить, что номинирует на премию зритель, а мы лишь фиксируем предложения. И голосует тоже зритель, определяя победителя. Но театр был неумолим, обиженно грозя скандалом. Скандал, к сожалению, не состоялся, потому что победу одержал антрепризный спектакль театра Сергея Безрукова «Страсти по Емельяну». И обиженные остались ни с чем. Может, потому заранее и обижались, предчувствуя поражение?Эта скандальная история окончательно убедила нас в том, что номинацию по антрепризам, которую мы поначалу учреждали для эксперимента, следует сохранить в качестве постоянной уже хотя бы потому, что вокруг нее кипят такие страсти. Что зритель охотно номинирует и активно голосует. И что хорошие актеры не стесняются своей работы в антрепризе, если эта работа качественная, а материал достойный.
Сегодня никто не спорит с тем, что антреприза в пору своего бурного расцвета стала сильно смахивать на театральный «чёс», дающий возможность известным актерам зарабатывать на сносную жизнь.
А иногда и на выживание, если родные репертуарные театры не могли предложить ни достойных ролей, ни достойных зарплат. Можно ли при этом винить актеров в «чёсе»? Наверное, да, если это всего лишь «чес». Конечно же – нет, если это по-настоящему игра. У кого повернется язык назвать «чёсом» «Квартет» Басилашвили и Фрейндлих или «Ужин с дураком» Хазанова с Басилашвили? Или «Старую деву» с Инной Чуриковой и Зинаидой Шарко, или «Неаполитанские страсти» с Владимиром Этушем и Лидией Вележевой?.. Даже потрясающий вахтанговский спектакль «Пристань» в определенном смысле можно рассматривать и как талантливую мозаику иронично мудрого Туминаса, мастерски сложенную им из отдельных звездных антреприз в органичную философскую фреску. Хотя, подозреваю, такое сравнение может и покоробить отдельные впечатлительные души.
Как бы там ни было, а зритель на нашем сайте за «Пристань» голосовал так же неистово горячо, как и за некоторые антрепризы, сознательно рассчитанные на массовое «браво». Голосовал не только за лица. Не только за имена. Голосовал за игру, пусть порою и очень короткую, но сделанную на «браво!».