«А у нас управдом – друг человека»

Почему современные фильмы не расходятся на цитаты

 
Сколько крылатых фраз дал миру советский кинематограф? «Шляпу сними», «Тепленькая пошла», «Птичку жалко», «Все уже украдено до нас», «Наши люди в булочную на такси не ездят»… Если составить словарь, то хватит на огромный том. Современное кино тоже пестрит цитатами, однако их количество, как ни крути, не идет ни в какое сравнение с кинематографом прошлых лет…

«Я требую продолжения банкета»


Казалось бы, банальная реплика Юрия Яковлева: «Я требую продолжения банкета» – никогда не ушла бы в народ, если бы ни прозвучала в контексте фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

Но удивительно другое. После выхода картины на экран прошло 40 лет, а фраза по нынешний день остается самой ходовой, опережая по рейтингу (проводились специальные опросы) такие шедевры, как «Ларису Ивановну хочу», «Наши люди в булочную на такси не ездят», «Детям мороженое, бабе цветы», «Какая гадость эта ваша заливная рыба» и так далее.

Сегодня крылатые фразы нашего кино настолько вошли в лексикон, что зрители порой не догадываются, что народные выражения изобрели киношники. Например, фразу «Шуба подождет», которую жена Семен Семеныча произносит в интервью радиорепортеру, придумала сама Нина Гребешкова, поскольку незадолго до этого Гайдай купил машину, за которую расплатился деньгами, отложенными на шубу для жены.

«Как ветеринар, прожорливый мой, я обещаю вам заворот кишок»
Столь же простенькая фраза «Шляпу сними» не стала бы ходовой, если бы не обаятельный темперамент Владимира Этуша. Фразы не было в сценарии, родилась она в порядке импровизации.

– Гайдай хотел, чтобы Саахов был гротесковым, пародийным персонажем, – вспоминает актер. – Я же видел своего героя иначе, поскольку все пародийное и гротесковое в фильме отдано Вицину, Моргунову, Никулину. И соревноваться с ними было бесполезно. Мы поспорили с Гайдаем – никак не могли прийти к общему решению в сцене, где Нина обливает Саахова вином. Гайдай задумал в этом эпизоде максимум эксцентрики. Я же предложил серьезность. Ведь мой Саахов серьезен, он не понимает, как можно отвергать его ухаживания. И, взяв в руки поднос с фруктами и шампанским, я в кадре совершенно спонтанно произнес: «Шляпу сними». Фрунзик Мкртчян переспросил: «Что?» Я повторил: «Шляпу сними». Так и осталось. Гайдай мне поверил. Правда, и я пошел на уступку: согласился, что после встречи с Ниной на ухе у Саахова может болтаться поломанный цветок.

«Иноземец, конфетку хочешь? А нету»

«Ну вы, блин, даете»


Если советское кино, прорывавшееся сквозь цензуру, радовало нас довольно милыми фразами, то постсоветское, получившее относительную свободу, пока вровень с хитами советской классики встать не может.

Согласно опросам, зрители чаще всего цитируют выражения из фильмов «Бумер» («Карты на стол, а стволы под стол», «Не мы такие, жизнь такая»), «Ширли-мырли» («Прости меня, Васенька, дуру грешную…»), «Особенности национальной охоты» («Ну вы, блин, даете», «Где эта сволочь?» и серия тостов «Ну, за...») и пошловатые фразы из «Брата-2». Причем у этих выражений одна заметная особенность – все они агрессивны.

– Здесь нечему удивляться, – говорит «Театралу» сценарист Аркадий Инин. – В советское время каждый киноперсонаж был из конкретной социальной среды. И если Мордюкова играла управдома, то создавался некий обобщенный типаж. Вот сидит она на скамейке возле подъезда и произносит патетический лозунг: «Наши люди в булочную на такси не ездят». И с ее легкой подачи это словосочетание уже не один десяток лет служит лучшим показателем «добрососедских» отношений россиян в отдельно взятом подъезде. А сегодня героями нашего кино стали люди, которых я, например, вообще не знаю. Какие фразы для них характерны? О чем говорят олигархи или, например, банкиры? Как шутят? С чем борются? И сценарии писать про них трудно, потому что это люди из какой-то инопланетной социальной среды.

«Ларису Ивановну хочу»Но проблема еще и в другом. Раньше кинематограф был искусством намеков, потому что была цензура, и авторы оттачивали свои мозги, языки, перья, чтобы что-то сказать. А ныне сместились акценты. Зрители включают кино преимущественно для того, чтобы развлечься: «сделайте мне смешно!» Пришло время денег, скоростей, когда невозможно уже сидеть и слушать самые остроумные размышления. В кинотеатры ходят молодые люди. Их совершенно не волнуют все эти крылатые фразы, они воспитаны на американском экшене.

«Не знают российского кино»


И все же загадка: если современным зрителям не интересны крылатые фразы из современных фильмов, то для кого издаются бесчисленные цитатники, основанные на голливудских картинах?

Причем издатели довели ситуацию до абсурда. Открываешь на первой попавшейся странице сборник «Лучшие киноцитаты» и читаешь, например: фильм «Остров» – фантастический боевик 2005 года, снятый режиссером Майлом Бэем. И далее следует «крылатая фраза» из фильма: «Почему он ведет себя так, словно ему в задницу запихнули сейф?» Другие фразы оказываются столь же низкого уровня: «Ваша жизнь – просто мираж», «Ты круглые сутки себя любишь или с перерывом на обед?», «Когда я в первый раз поцеловал ее, я почувствовал такие ощущения, как будто косячок курнул». Книга продается в разделе подарочных изданий, но что хорошего в таком подарке?

– А чему вы удивляетесь. Сегодня в российский прокат выходит 170–200 американских картин в год, – сетует кинокритик Даниил Дондурей. – Сформировалось уже несколько поколений зрителей, которые не знают российского кино. После 1992 года в нашей стране произошли крупнейшие культурные мутации, которые, естественно, не анализируются. В связи с этим возникают куда более значительные последствия, чем отсутствие крылатых фраз. Например, такие «мелочи», как трансформация мировоззрения, бесчувственность к моральным запретам. Я удивляюсь, как у нас еще авторский и фестивальный кинематограф сохранился. Ведь российский кинематограф давно представляет собой тип двух фильмов: либо это патриотические блокбастеры, в частности сейчас снимающийся «Сталинград» в 3D, либо трэшевые комедии типа «Яиц судьбы».


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Сцена Театра Табакова на Чистых закрывается на реконструкцию

    Сегодня, 2 июля, в Театре Олега Табакова состоится 100-й спектакль «Мадонна с цветком», после чего историческая сцена на Чистых прудах закроется на реконструкцию. Не Табакерка – Подвал. Табаков назвал свой театр именно так. ...
  • «Не бывает маленьких пожертвований»

    За последние несколько месяцев в стране и мире произошли события, которые затронули все сферы нашей жизни. Журнал «Театрал» узнал у представителей благотворительных фондов, чьими попечителями являются российские актеры, как осуществляется деятельность этих организаций в столь непростое время. ...
  • Депкульт уволил директора Театра Маяковского

    Сегодня, 1 июля, стало известно, что в Департаменте культуры Москвы приняли решение сменить директора в Театре им. Маяковского. О том, что Александр Стульнев уволен, сообщил в своих соцсетях бывший художественный руководитель Маяковки Миндаугас Карбаускис. ...
  • В прокат вышел трагифарс о закулисье «Главная роль»

    30 июня в российский прокат вышла комедия «Главная роль», которая «впечатляюще препарирует отношения между режиссёрами, актёрами и аудиторией». В главных ролях – Пенелопа Крус и Антонио Бандерас. Премьера трагифарса о закулисье и о природе актерской популярности состоялась на Венецианском кинофестивале, в основном конкурсе. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Слухи об увольнении Райхельгауза сильно преувеличены

    В последние дни на страницах СМИ и в телеграм-каналах активно обсуждается тема возможных вскоре замен руководителей ряда московских театров. В числе наиболее вероятных газета «МК» назвала «Гоголь-центр», «Современник» и «Школу современной пьесы». ...
  • Депкульт снял с постов Рыжакова, Аграновича и Райхельгауза

    Столичный Департамент культуры поменял руководство трех московских театров. Не продлил договоры с худруками Гоголь-центра, «Современника» и «Школы современной пьесы», а также назначил новых директоров в первые два театра. ...
  • Юбилей «Ленкома» на Красной площади

    3 июня, в день официального открытия 8-го книжного фестиваля «Красная площадь», на главной площади страны  Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова»  показал москвичам и гостям столицы театрализованный концерт «Без пяти сто», посвященный 95-летию театра. ...
  • Кадровые перестановки возможны в Театре Наций

    В Театре Наций могут сменить директора. Об этом сообщила журналистка Ксения Собчак в своем Телеграм-канале.   «В "Театре Наций" сменят директора, Мария Ревякина будет уволена, хотя и доверенным лицо Путина была, и в расстрельном списке навальнистов числится. ...
Читайте также