Опасные дилетанты

 

Тема этого номера – «Театральное наследие». Вроде все понятно. Речь пойдет о документах, по которым пишется история театра. В каждом театре мы стараемся создать свой музей, в котором любовно собираем все фотографии, афиши, программки, буклеты, эскизы костюмов, макеты декораций, а теперь и заснятые на видео спектакли. А еще печемся о мемориальных музеях и квартирах, старинных театральных зданиях, которые мы сохраняем и даже вывешиваем на фасаде каждого из них табличку «Охраняется государством». Наконец, у нас есть великолепное хранилище театральных реликвий – наш уникальный Бахрушинский музей. Есть письма и дневники, по которым мы изучаем исторические эпохи. И еще мы храним то, что не имеет материального воплощения, – театральные легенды, рождающиеся из историй, разговоров, закулисных сюжетов, которые передаются из уст в уста, от поколения к поколению.

Все это – театральное наследие, которое важно хранить и охранять от посягательств невежд и дилетантов. А их много, они размножаются с огромной скоростью – этакий муравейник на благодатной почве культуры. Они очень любят делать телевизионные передачи, писать для широкого читателя в самых разных изданиях статьи о русском театре, рассказывать о Станиславском или Вахтангове, рассуждать об Островском, не вникая в факты, иногда просто искажая их. Но это материалы, которые публикуются хотя бы в непрофессиональных изданиях.

Каково же было мое удивление, когда в энциклопедии русского драматического театра я не нашел главы о Всеволоде Вишневском, которому 50 лет назад посвящали не одну страницу текста. Это же очень интересная и трагическая фигура в театральной истории, требующая сегодня переосмысления.

И я подумал, а кого мы потеряем в следующем выпуске энциклопедии, по каким принципам будет произведен новый отбор? Какие имена исчезнут вовсе? Можно про это не думать, но так недолго по миру пустить все свое наследство.

Я вспомнил про недавние баталии вокруг Института искусствознания. После публикации о «неэффективности» гуманитарных НИИ театральные ученые написали петицию президенту страны: «Остановите разгром гуманитарной науки!» Сегодня удалось его остановить, но что будет дальше?

Неужели о нынешнем дне будут судить по материалам глянцевых журналов? Или еще более фантасмагорическая картинка – каким-то чудом зафиксированное общение в фейсбуке станет документом, свидетельствующим о нашем времени.

Для сравнения – переписка Станиславского и Немировича-Данченко и «обмен мнениями» в виртуальном пространстве сегодняшних известных деятелей театра, некоего господина X c госпожой Y. Мог бы назвать имена и процитировать, но делать это, признаюсь, как-то неловко. Хорошо, что дуэли отменены, к барьеру пришлось бы вызывать через одного.

Или же артист, который, не стесняясь в выражениях, делится своими впечатлениями с широкой аудиторией о работе с режиссером. Режиссер отвечает, тоже не сильно себя сдерживая в оценках. Какая прекрасная иллюстрация творческого процесса, не правда ли? Хочу, чтобы меня правильно поняли: на репетициях возможны ссоры, конфликты, но почему они должны быть обнародованы? Это та кухня, в которую не пускают посторонних, посторонним показывают то, что вместе приготовили и уже готово.

Мне мой коллега все время повторяет: «Берегите нервы, не заходите на фейсбук, все равно у вас не хватит времени все читать и отвечать каждому». Я и не участвую, не читаю. Но иногда все же приходится, обязан быть в курсе, приносят мне распечатку со всей этой вакханалией, и я поражаюсь, как часто многие высказывания безграмотны, как позорят себя их авторы. И действительно, приходит мысль, а зачем это все читать? В театральное наследие это точно не войдет.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Кирилл Серебренников выступит на «Любимовке»

    В рамках образовательной программы фестиваля «Любимовка» пройдут встречи с Кириллом Серебренниковым, драматургами Михаилом Дурненковым, Евгением Казачковым и Родионом Белецким, куратором музея современного искусства «Гараж» Ильмирой Болотян и первым заместителем художественного руководителя-директора МХТ им. ...
  • «Свияжская АРТель» покажет на острове-граде три проекта

    С 18 по 23 августа состоится театральная лаборатория «Свияжская АРТель», посвященная направлению сайт-специфик. Ежегодно она проходит в разных местах острова Свияжск и делает конкретные объекты, от монастыря до тюрьмы и психушки, неотъемлемой частью эскизов. ...
  • Валерий Фокин снимет фильм после 20-летнего перерыва

    Валерий Фокин приступил к съемкам фантастического триллера «Петрополис» о многолетней связи лидеров сверхдержав с инопланетной цивилизацией. Картина основана на повести Кирилла Фокина «Огонь», ранее адаптированной для постановки «Сегодня. ...
  • Вышел тизер нового фильма Ренаты Литвиновой

    Первая за семь лет полнометражная картина, где Литвинова выступает как режиссер-постановщик и сценарист, станет продолжением одноименного спектакля «о Севере, Смерти и Любви» в МХТ им. Чехова. В фильме «Северный ветер» – фантасмагории о нескольких поколениях состоятельной семьи фабрикантов и крушении матриархата – снялась сама Рената Литвинова, а также ее дочь Ульяна Добровская (сейчас она учится на актерском факультете в Лондоне), Светлана Ходченкова, которая является близкой подругой актрисы, а также Софья Эрнст, Антон Шагин, Галина Тюнина, Максим Суханов и Михаил Ефремов. ...
Читайте также