Галопом по Европам

За рубежом начинается сезон летних театральных фестивалей

 

Скоро Папский дворец Авиньона примет новых зрителейЭто только в России с наступлением лета театральное сообщество погружается в спячку. Во всем мире наоборот: с приходом теплой погоды артисты и зрители перебираются под открытое небо. Причем даже самые маленькие государства считают своим долгом устроить летний театральный праздник.

Авиньонский театральный фестиваль


Где: Франция, Авиньон
Когда: 5–26 июля
Год основания: 1947

Ежегодно дирекция назначает новых арт-директоров, ответственных за художественную концепцию и программу фестиваля. В этом году ими стали конголезец Дьедоне Ньянгуна и француз Станислас Нордей.

И Нордей, и Ньянгуна активно работают с современным языком и острыми политическими темами. Именно поэтому программу фестиваля будет отличать большой уклон в сторону театра слова, что нетипично для Авиньона: за последние годы львиная доля внимания уделялась формальному театру.

Достаточно объемная часть программы отведена новому поколению 30-летних африканских режиссеров: Фаустину Линейкулу, Кудузу Оникеку, Аристиду Тарнагду и Бретт Бейли. Помимо поисков нового эстетического языка их объединяет стремление к исследованию актуальной и для Европы темы – взаимоотношение корневой культуры и колонизаторской глобализации. Именно этой теме был посвящен, например, спектакль Корнеля Мундруцо «Бесчестье», показанный на Авиньоне в прошлом году.

Интересно, что взгляд европейских режиссеров тоже будет обращен в сторону Черного континента. Театр «Риммини протокол» покажет спектакль о бизнесменах из Лагоса – одного из наиболее перспективных нефтяных городов Африки. А Мило Рау в своей работе «Ненавижу радио» обратился к теме резни в Руанде. С документальной точностью он восстановил записи популярной радиостанции «Тысячи холмов», занимавшейся пропагандой геноцида.

Рефреном фестиваля обещает стать и тема одиночества человека. По-своему она будет раскрыта в спектаклях режиссеров, премьеры которых попадают в разряд самых ожидаемых: в «Ночном поезде» Кейт Митчелл и «Варшавском кабаре» Кшиштофа Варликовского. Спектакль Варликовского посвящен одноименному фильму Боба Фоса. На фоне бесконечного карнавала кабаре и становления веймарской Германии режиссер раскрывает трагедию свободы самовыражения и невозможности оставаться самим собой в век унификации и репрессий. «Ночной поезд» австрийской поэтессы Фридерики Майрёкер – сумрачный поток сознания рассказчика, путешествующего в поезде Париж – Вена и вспоминающего свою жизнь. Кейт Митчелл решила этот текст с присущей ей любовью к мультимедийной жанровой эстетике. Исследованию психологии современного человека в посткризисный для Европы период посвящен спектакль Анук Ван Дайк и Фалька Рихтера «Вне контроля». Уже сложившийся тандем драматурга и хореографа представит удивительный симбиоз резкого, современного текста и танца.

Помимо огромного количества спектаклей, зрителей Авиньона ждут вечерние встречи со знаковыми для фестиваля и мирового театра режиссерами: Ромео Кастеллуччи, Пиппо Дельбоно, Яном Фабром, Кристофом Марталером, Томасом Остермайером, Жозефом Наджем и другими.

Завершится фестиваль дуэтом выдающейся бельгийской танцовщицы Анны Терезы Де Кеерсмакер и хореографа Бориса Шармаца на музыку Бетховена в исполнении скрипачки Амандин Бейер.

Как добраться


Автобусом
Регулярное пассажирское сообщение из Марселя, Ниццы, Лиона и Парижа, а также из Нима и Монпелье.

Поездом
В Авиньон поезда TGV (высокоскоростные составы) прибывают на вокзал Gare Avingon Centre из Парижа (в пути 2 часа 40 минут), аэропорта Roissy Charles de Gaulle (3 часа), Лиона (1 час), Марселя (30 минут), Лилля, Нанта, Руана, Метца, Монпелье, Женевы, Брюсселя, Ренна, Тулузы, Страсбурга.

Самолетом
Аэропорт Avignon Caumont находится в пригороде. Другой ближайший аэропорт – в Марселе (45 минут езды на автомобиле).

Эдинбургский фестиваль


Где: Шотландия, Эдинбург
Когда: 9 августа – 1 сентября
Год основания: 1947

Программа фестиваля, как и в Авиньоне, подразделяется на официальную, отобранную экспертами, и Fringe (в переводе – окраина, обочина), в которой может приять участие абсолютно любая театральная команда. В этом году фестиваль будет посвящен взаимодействию современного театрального искусства и разнообразных медиатехнологий.

Откроется фестиваль «Гамлетом» американской компании «Вустер-групп», известной своими экспериментами с видео. В 60-х годах Ричард Бартон сыграл Гамлета в бродвейской постановке Джона Гилгуда. Спектакль был снят на 17 камер. Теперь, используя редкие копии той записи, «Вустер-групп» создали свой спектакль. Актеры на сцене существуют совместно с изображением на экране, копируя его и зависая в моменты, когда пленка обрывается.

Не менее увлекательной обещает стать и мировая премьера интерактивного спектакля «Оставляя планету Земля» (авторы Катрин Эванс и Льюис Хетерингтон). Действие разворачивается в будущем, раскрывая историю первых межгалактических миграций. Причем для того, чтобы увидеть эту постановку, следует не просто заказать билет, но и поделиться на сайте проекта своими воспоминаниями, связанными с планетой Земля. По мнению шотландской критики, спектакли, создаваемые театром Grid Iron, являются самыми технически сложными во всем мире.

Целый блок в этом году посвятили и Сэмюэлю Беккету. Его работы для радио и телевидения будут адаптированы для сцены несколькими режиссерами. Например, канадец Атом Эгоян поставит первый написанный для телевидения текст Беккета, а Майкл Колган, который в свое время руководил фестивалем Беккета, инсценирует рассказ «Первая любовь» об отношениях проститутки и бездомного человека, потерявшего отца.

Кроме того, на фестивале будут показаны 19 короткометражек, снятых по рассказам Беккета, в частности экранизация одного из самых коротких его сценариев «Дыхание», рассчитанного на 15 секунд сценического времени, и «Театр II» Кейт Митчелл – звезды прошлогоднего Авиньонского фестиваля.

Что касается музыкальной программы, то, без сомнения, здесь можно выделить «Поэт говорит» – совместный проект основателя музыкального минимализма Филипа Гласса и панк-поэта Патти Смит. Вечер будет посвящен родоначальнику битнического движения, поэту Аллану Гинзбургу.

В программу Эдинбурга вошли также спектакли, объединенные циклом «Одиссея танца». Эта серия показов организована Шотландским балетом и включает в себя 20 мероприятий. Кроме того, планируется и серия интереснейших дискуссий Interfaces, посвященных техническим инновациям в искусстве и их воздействию на нового зрителя.

Как добраться


Автобусом
Самый популярный автобусный маршрут Лондон – Эдинбург, однако время в пути составляет 9 часов, а в автобусах нет спальных мест.

Поездом
Время в пути из Лондона составляет 4–5 часов, причем есть много ночных рейсов.

Самолетом
Ежедневно в Эдинбург вылетает множество рейсов из всех лондонских аэропортов. Время в пути – 1 час.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Эрлангер, Германия. «Для репетиций встречаемся в парке»

    «Театрал» продолжает рассказывать о жизни русских театров зарубежья в условиях карантина. Сегодня наш гость - художественный руководитель театра-студии «МостЫ», Федор Невельский, постоянный участник оргкомитета нашего международного фестиваля «Мир русского театра». ...
  • США: «Занялся строительством макетов деревянного зодчества России»

    Борис Казинец, руководитель Театр русской классики в Вашингтоне, лауреат «Звезды Театрала» в номинации «Лучший русский театр за рубежом» – о том, как на карантине взял двухтомник «Русское деревянное зодчество» и вспомнил давнее увлечение. ...
  • Турин: «Театр в сети – все равно, что поцелуй через стекло»

    «Театрал» продолжает следить за тем, как и чем в эпоху пандемии живут русские театры за рубежом. Наш сегодняшний собеседник – Ольга Калениченко создатель театра-студии «Балаганчик», который в 2015-м стал лауреатом премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучший русский театр за рубежом». ...
  • Стокгольм: «В Швеции нет карантина, но мы решили не рисковать»

    Журнал «Театрал» продолжает следить за судьбой русских театров зарубежья, которые по-разному переносят условия борьбы с пандемией, но при этом не теряют оптимизма и ждут встречи со своим зрителем. Сегодня наш собеседник - создатель и руководитель единственного русского театра Швеции «Абырвалг» Татьяна Павлова, которая рассказывает, как и чем живёт её театр-студия в эпоху коронавируса. ...
Читайте также