Галопом по Европам

За рубежом начинается сезон летних театральных фестивалей

 
Скоро Папский дворец Авиньона примет новых зрителейЭто только в России с наступлением лета театральное сообщество погружается в спячку. Во всем мире наоборот: с приходом теплой погоды артисты и зрители перебираются под открытое небо. Причем даже самые маленькие государства считают своим долгом устроить летний театральный праздник.

Авиньонский театральный фестиваль


Где: Франция, Авиньон
Когда: 5–26 июля
Год основания: 1947

Ежегодно дирекция назначает новых арт-директоров, ответственных за художественную концепцию и программу фестиваля. В этом году ими стали конголезец Дьедоне Ньянгуна и француз Станислас Нордей.

И Нордей, и Ньянгуна активно работают с современным языком и острыми политическими темами. Именно поэтому программу фестиваля будет отличать большой уклон в сторону театра слова, что нетипично для Авиньона: за последние годы львиная доля внимания уделялась формальному театру.

Достаточно объемная часть программы отведена новому поколению 30-летних африканских режиссеров: Фаустину Линейкулу, Кудузу Оникеку, Аристиду Тарнагду и Бретт Бейли. Помимо поисков нового эстетического языка их объединяет стремление к исследованию актуальной и для Европы темы – взаимоотношение корневой культуры и колонизаторской глобализации. Именно этой теме был посвящен, например, спектакль Корнеля Мундруцо «Бесчестье», показанный на Авиньоне в прошлом году.

Интересно, что взгляд европейских режиссеров тоже будет обращен в сторону Черного континента. Театр «Риммини протокол» покажет спектакль о бизнесменах из Лагоса – одного из наиболее перспективных нефтяных городов Африки. А Мило Рау в своей работе «Ненавижу радио» обратился к теме резни в Руанде. С документальной точностью он восстановил записи популярной радиостанции «Тысячи холмов», занимавшейся пропагандой геноцида.

Рефреном фестиваля обещает стать и тема одиночества человека. По-своему она будет раскрыта в спектаклях режиссеров, премьеры которых попадают в разряд самых ожидаемых: в «Ночном поезде» Кейт Митчелл и «Варшавском кабаре» Кшиштофа Варликовского. Спектакль Варликовского посвящен одноименному фильму Боба Фоса. На фоне бесконечного карнавала кабаре и становления веймарской Германии режиссер раскрывает трагедию свободы самовыражения и невозможности оставаться самим собой в век унификации и репрессий. «Ночной поезд» австрийской поэтессы Фридерики Майрёкер – сумрачный поток сознания рассказчика, путешествующего в поезде Париж – Вена и вспоминающего свою жизнь. Кейт Митчелл решила этот текст с присущей ей любовью к мультимедийной жанровой эстетике. Исследованию психологии современного человека в посткризисный для Европы период посвящен спектакль Анук Ван Дайк и Фалька Рихтера «Вне контроля». Уже сложившийся тандем драматурга и хореографа представит удивительный симбиоз резкого, современного текста и танца.

Помимо огромного количества спектаклей, зрителей Авиньона ждут вечерние встречи со знаковыми для фестиваля и мирового театра режиссерами: Ромео Кастеллуччи, Пиппо Дельбоно, Яном Фабром, Кристофом Марталером, Томасом Остермайером, Жозефом Наджем и другими.

Завершится фестиваль дуэтом выдающейся бельгийской танцовщицы Анны Терезы Де Кеерсмакер и хореографа Бориса Шармаца на музыку Бетховена в исполнении скрипачки Амандин Бейер.

Как добраться


Автобусом
Регулярное пассажирское сообщение из Марселя, Ниццы, Лиона и Парижа, а также из Нима и Монпелье.

Поездом
В Авиньон поезда TGV (высокоскоростные составы) прибывают на вокзал Gare Avingon Centre из Парижа (в пути 2 часа 40 минут), аэропорта Roissy Charles de Gaulle (3 часа), Лиона (1 час), Марселя (30 минут), Лилля, Нанта, Руана, Метца, Монпелье, Женевы, Брюсселя, Ренна, Тулузы, Страсбурга.

Самолетом
Аэропорт Avignon Caumont находится в пригороде. Другой ближайший аэропорт – в Марселе (45 минут езды на автомобиле).

Эдинбургский фестиваль


Где: Шотландия, Эдинбург
Когда: 9 августа – 1 сентября
Год основания: 1947

Программа фестиваля, как и в Авиньоне, подразделяется на официальную, отобранную экспертами, и Fringe (в переводе – окраина, обочина), в которой может приять участие абсолютно любая театральная команда. В этом году фестиваль будет посвящен взаимодействию современного театрального искусства и разнообразных медиатехнологий.

Откроется фестиваль «Гамлетом» американской компании «Вустер-групп», известной своими экспериментами с видео. В 60-х годах Ричард Бартон сыграл Гамлета в бродвейской постановке Джона Гилгуда. Спектакль был снят на 17 камер. Теперь, используя редкие копии той записи, «Вустер-групп» создали свой спектакль. Актеры на сцене существуют совместно с изображением на экране, копируя его и зависая в моменты, когда пленка обрывается.

Не менее увлекательной обещает стать и мировая премьера интерактивного спектакля «Оставляя планету Земля» (авторы Катрин Эванс и Льюис Хетерингтон). Действие разворачивается в будущем, раскрывая историю первых межгалактических миграций. Причем для того, чтобы увидеть эту постановку, следует не просто заказать билет, но и поделиться на сайте проекта своими воспоминаниями, связанными с планетой Земля. По мнению шотландской критики, спектакли, создаваемые театром Grid Iron, являются самыми технически сложными во всем мире.

Целый блок в этом году посвятили и Сэмюэлю Беккету. Его работы для радио и телевидения будут адаптированы для сцены несколькими режиссерами. Например, канадец Атом Эгоян поставит первый написанный для телевидения текст Беккета, а Майкл Колган, который в свое время руководил фестивалем Беккета, инсценирует рассказ «Первая любовь» об отношениях проститутки и бездомного человека, потерявшего отца.

Кроме того, на фестивале будут показаны 19 короткометражек, снятых по рассказам Беккета, в частности экранизация одного из самых коротких его сценариев «Дыхание», рассчитанного на 15 секунд сценического времени, и «Театр II» Кейт Митчелл – звезды прошлогоднего Авиньонского фестиваля.

Что касается музыкальной программы, то, без сомнения, здесь можно выделить «Поэт говорит» – совместный проект основателя музыкального минимализма Филипа Гласса и панк-поэта Патти Смит. Вечер будет посвящен родоначальнику битнического движения, поэту Аллану Гинзбургу.

В программу Эдинбурга вошли также спектакли, объединенные циклом «Одиссея танца». Эта серия показов организована Шотландским балетом и включает в себя 20 мероприятий. Кроме того, планируется и серия интереснейших дискуссий Interfaces, посвященных техническим инновациям в искусстве и их воздействию на нового зрителя.

Как добраться


Автобусом
Самый популярный автобусный маршрут Лондон – Эдинбург, однако время в пути составляет 9 часов, а в автобусах нет спальных мест.

Поездом
Время в пути из Лондона составляет 4–5 часов, причем есть много ночных рейсов.

Самолетом
Ежедневно в Эдинбург вылетает множество рейсов из всех лондонских аэропортов. Время в пути – 1 час.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • На спектакле в Калуге артисты в форме ВСУ инсценировали захват зрителей в заложники

    В калужской филармонии состоялась премьера иммерсивного спектакля Романа Разума о военных действиях на Донбассе «Вежливые люди», в рамках которого артисты, одетые в форму ВСУ, инсценировали стрельбу и захват зрителей в заложники. ...
  • Премьеру «Ну здравствуй, Лена!» покажет Мастерская Брусникина

    1 декабря театр «Мастерская Брусникина» и пространство «Внутри» представят премьеру спектакля «Ну здравствуй, Лена!» Михаила Мещерякова. Это современная мистерия про городок русской сказки по пьесе Марии Малухиной, вошедшей в шорт-лист фестиваля драматургии «Любимовка» в 2020 году. ...
  • Юрий Бутусов ушел из Театра Вахтангова

    Главный режиссер Юрий Бутусов уволился из Театра Вахтангова, так как сейчас находится в Париже и в ближайшее время не сможет продолжить работу над спектаклями. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на директора театра Кирилла Крока. ...
  • «Петя, волк и Володя-музыкант» покинут РАМТ

    В РАМТе 12 ноября пройдут заключительные показы экспериментального спектакля Егора Перегудова и Петра Айду «Петя, волк и Володя-музыкант», жанр которого авторы определяют как «симфонический цирк». Спектакль посвящен 85-летию всемирно известной симфонической сказки «Петя и волк», которую Сергей Прокофьев написал по заказу Наталии Сац специально для Центрального детского театра и продолжает цикл мероприятий к 100-летию РАМТа. ...
Читайте также