Галопом по Европам

За рубежом начинается сезон летних театральных фестивалей

 
Скоро Папский дворец Авиньона примет новых зрителейЭто только в России с наступлением лета театральное сообщество погружается в спячку. Во всем мире наоборот: с приходом теплой погоды артисты и зрители перебираются под открытое небо. Причем даже самые маленькие государства считают своим долгом устроить летний театральный праздник.

Авиньонский театральный фестиваль


Где: Франция, Авиньон
Когда: 5–26 июля
Год основания: 1947

Ежегодно дирекция назначает новых арт-директоров, ответственных за художественную концепцию и программу фестиваля. В этом году ими стали конголезец Дьедоне Ньянгуна и француз Станислас Нордей.

И Нордей, и Ньянгуна активно работают с современным языком и острыми политическими темами. Именно поэтому программу фестиваля будет отличать большой уклон в сторону театра слова, что нетипично для Авиньона: за последние годы львиная доля внимания уделялась формальному театру.

Достаточно объемная часть программы отведена новому поколению 30-летних африканских режиссеров: Фаустину Линейкулу, Кудузу Оникеку, Аристиду Тарнагду и Бретт Бейли. Помимо поисков нового эстетического языка их объединяет стремление к исследованию актуальной и для Европы темы – взаимоотношение корневой культуры и колонизаторской глобализации. Именно этой теме был посвящен, например, спектакль Корнеля Мундруцо «Бесчестье», показанный на Авиньоне в прошлом году.

Интересно, что взгляд европейских режиссеров тоже будет обращен в сторону Черного континента. Театр «Риммини протокол» покажет спектакль о бизнесменах из Лагоса – одного из наиболее перспективных нефтяных городов Африки. А Мило Рау в своей работе «Ненавижу радио» обратился к теме резни в Руанде. С документальной точностью он восстановил записи популярной радиостанции «Тысячи холмов», занимавшейся пропагандой геноцида.

Рефреном фестиваля обещает стать и тема одиночества человека. По-своему она будет раскрыта в спектаклях режиссеров, премьеры которых попадают в разряд самых ожидаемых: в «Ночном поезде» Кейт Митчелл и «Варшавском кабаре» Кшиштофа Варликовского. Спектакль Варликовского посвящен одноименному фильму Боба Фоса. На фоне бесконечного карнавала кабаре и становления веймарской Германии режиссер раскрывает трагедию свободы самовыражения и невозможности оставаться самим собой в век унификации и репрессий. «Ночной поезд» австрийской поэтессы Фридерики Майрёкер – сумрачный поток сознания рассказчика, путешествующего в поезде Париж – Вена и вспоминающего свою жизнь. Кейт Митчелл решила этот текст с присущей ей любовью к мультимедийной жанровой эстетике. Исследованию психологии современного человека в посткризисный для Европы период посвящен спектакль Анук Ван Дайк и Фалька Рихтера «Вне контроля». Уже сложившийся тандем драматурга и хореографа представит удивительный симбиоз резкого, современного текста и танца.

Помимо огромного количества спектаклей, зрителей Авиньона ждут вечерние встречи со знаковыми для фестиваля и мирового театра режиссерами: Ромео Кастеллуччи, Пиппо Дельбоно, Яном Фабром, Кристофом Марталером, Томасом Остермайером, Жозефом Наджем и другими.

Завершится фестиваль дуэтом выдающейся бельгийской танцовщицы Анны Терезы Де Кеерсмакер и хореографа Бориса Шармаца на музыку Бетховена в исполнении скрипачки Амандин Бейер.

Как добраться


Автобусом
Регулярное пассажирское сообщение из Марселя, Ниццы, Лиона и Парижа, а также из Нима и Монпелье.

Поездом
В Авиньон поезда TGV (высокоскоростные составы) прибывают на вокзал Gare Avingon Centre из Парижа (в пути 2 часа 40 минут), аэропорта Roissy Charles de Gaulle (3 часа), Лиона (1 час), Марселя (30 минут), Лилля, Нанта, Руана, Метца, Монпелье, Женевы, Брюсселя, Ренна, Тулузы, Страсбурга.

Самолетом
Аэропорт Avignon Caumont находится в пригороде. Другой ближайший аэропорт – в Марселе (45 минут езды на автомобиле).

Эдинбургский фестиваль


Где: Шотландия, Эдинбург
Когда: 9 августа – 1 сентября
Год основания: 1947

Программа фестиваля, как и в Авиньоне, подразделяется на официальную, отобранную экспертами, и Fringe (в переводе – окраина, обочина), в которой может приять участие абсолютно любая театральная команда. В этом году фестиваль будет посвящен взаимодействию современного театрального искусства и разнообразных медиатехнологий.

Откроется фестиваль «Гамлетом» американской компании «Вустер-групп», известной своими экспериментами с видео. В 60-х годах Ричард Бартон сыграл Гамлета в бродвейской постановке Джона Гилгуда. Спектакль был снят на 17 камер. Теперь, используя редкие копии той записи, «Вустер-групп» создали свой спектакль. Актеры на сцене существуют совместно с изображением на экране, копируя его и зависая в моменты, когда пленка обрывается.

Не менее увлекательной обещает стать и мировая премьера интерактивного спектакля «Оставляя планету Земля» (авторы Катрин Эванс и Льюис Хетерингтон). Действие разворачивается в будущем, раскрывая историю первых межгалактических миграций. Причем для того, чтобы увидеть эту постановку, следует не просто заказать билет, но и поделиться на сайте проекта своими воспоминаниями, связанными с планетой Земля. По мнению шотландской критики, спектакли, создаваемые театром Grid Iron, являются самыми технически сложными во всем мире.

Целый блок в этом году посвятили и Сэмюэлю Беккету. Его работы для радио и телевидения будут адаптированы для сцены несколькими режиссерами. Например, канадец Атом Эгоян поставит первый написанный для телевидения текст Беккета, а Майкл Колган, который в свое время руководил фестивалем Беккета, инсценирует рассказ «Первая любовь» об отношениях проститутки и бездомного человека, потерявшего отца.

Кроме того, на фестивале будут показаны 19 короткометражек, снятых по рассказам Беккета, в частности экранизация одного из самых коротких его сценариев «Дыхание», рассчитанного на 15 секунд сценического времени, и «Театр II» Кейт Митчелл – звезды прошлогоднего Авиньонского фестиваля.

Что касается музыкальной программы, то, без сомнения, здесь можно выделить «Поэт говорит» – совместный проект основателя музыкального минимализма Филипа Гласса и панк-поэта Патти Смит. Вечер будет посвящен родоначальнику битнического движения, поэту Аллану Гинзбургу.

В программу Эдинбурга вошли также спектакли, объединенные циклом «Одиссея танца». Эта серия показов организована Шотландским балетом и включает в себя 20 мероприятий. Кроме того, планируется и серия интереснейших дискуссий Interfaces, посвященных техническим инновациям в искусстве и их воздействию на нового зрителя.

Как добраться


Автобусом
Самый популярный автобусный маршрут Лондон – Эдинбург, однако время в пути составляет 9 часов, а в автобусах нет спальных мест.

Поездом
Время в пути из Лондона составляет 4–5 часов, причем есть много ночных рейсов.

Самолетом
Ежедневно в Эдинбург вылетает множество рейсов из всех лондонских аэропортов. Время в пути – 1 час.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Евгений Ткачук откроет «Смешной фестиваль»

    «Смешной фестиваль» пройдет с 1 по 9 апреля в Петербурге. В программе – уличные шоу-программы, театральные постановки, лекции, мастер-классы, кинопоказы и благотворительные акции. Артисты клоун-мим-театра «МимИГРАнты», они же организаторы, обещают «запустить волну общегородского хохота» и  устроить «настоящий фейерверк радостных эмоций на весь Заячий остров». ...
  • Матери и дети на сцене театра «Сфера»

    «Без вины виноватые» Островского на сцене «Сферы». Это и переплетение судеб, и любовь, и горе, и сама правда жизни. Вся и без остатка. Вечная тема — взаимоотношения родителей и детей. Для каждого человека, не только для литературных классиков. ...
  • В Железноводске откроют Музей памяти Сергея Пускепалиса

    15 апреля состоится открытие музея памяти Сергея Пускепалиса в Железноводском Дворце культуры.   Экспонатами  музея станут личные вещи актера, а также его награды, кубки и многое другое.   «Всю коллекцию нам удалось собрать благодаря вдове Сергея. ...
  • В Москве покажут фильмы, представленные в Каннах

    В московском кинотеатре «Художественный» представят премьеры двух фильмов-участников Каннского кинофестиваля. Зрители увидят их 9 и 10 апреля.   9 апреля совместно впервые покажут драму корейского режиссера Дави Чоу «Возвращение в Сеул». ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Фотообъективная история: Андрей Миронов

    7 марта  –  82 года со дня рождения выдающегося советского актера театра и кино Андрея Миронова. Журнал «Театрал» решил напомнить историю фотографа Владимира Машатина, связанную со съемками артиста. ...
  • Театральный поход

    Что смотреть в московских театрах в марте: журнал «Театрал» подготовил для поклонников театра подборку пяти премьер, которые нельзя пропустить. «Амадей» Постановка Анатолия Шульева, ученика Римаса Туминаса, не о зависти – о неразделенной любви. ...
  • Полина Райкина: «То, что сейчас называется нравственностью, ею совсем не является»

    Широта ее сценических возможностей весьма велика. Это и лицемерная Феклуша в «Грозе», и несчастная мама в пьесе «Это все она», и папаша в «Елизавете Бам»… «Театрал» поговорил с Полиной Райкиной о современном театре и ее видении себя самой. ...
  • «Бег». Дистанция – бесконечность

    Новые смыслы и вневременные проблемы российской истории и человеческих судеб легендарного и вечно современного булгаковского «Бега» представили зрителям авторы нового спектакля «Ленкома Марка Захарова». Режиссер Александр Лазарев и команда создателей постановки современными театральными средствами рассказали о тех, кто бежал от трагических событий времени на чужбину, в пустоту одиночества. ...
Читайте также