Удачи и перспективы

Театральные критики подводят итоги

 
«Нет лет» Театра на Таганке1. Яркие события сезона
2. Неудачи сезона
3. Наметилась ли тенденция: куда движется процесс?


Ольга Егошина, профессор Школы-студии МХАТ, обозреватель «Новых Известий»:


1 По художественной насыщенности прошедший сезон был настолько интенсивен, что в прессе даже замелькали слова об «эпохе театрального возрождения». Причем приятно, что парад спектаклей поразительно разнообразен по составу. Начну с Северной столицы, где рождаются такие постановки, как «Коварство и любовь» и «Враг народа» в МДТ – Театре Европы (обе постановки Льва Додина москвичи увидят в октябре). Постановку Валерия Фокина «Литургия Zero» по «Игроку» Достоевского, где замечательно играют Эра Зиганшина и Антон Шагин, привезет в Москву «Сезон Станиславского».

Хитами столичной сцены в этом сезоне стали «Москва – Петушки» в Студии театрального искусства с замечательным Алексеем Вертковым – Веничкой (режиссер Сергей Женовач) и «Добрый человек из Сезуана» в Пушкинском театре с невероятной Александрой Урсуляк – Шен Те (режиссер Юрий Бутусов).

Нужно еще не забыть о «Евгении Онегине» Римаса Туминаса в Театре Вахтангова и о блистательном Фоме Опискине – Василии Бочкареве в «Селе Степанчикове» в Малом театре.

2 Для меня это отказ Юрия Любимова вернуться в Театр на Таганке даже в ознаменование славного 50-летия со времен его прихода. Все-таки празднование юбилея в отсутствие юбиляра – мероприятие достаточно комическое и неловкое. Тем более юбиляр ходит по соседним улицам и ставит спектакли на соседних сценах.

3 В накаляющемся воздухе, в условиях крепнущей нетерпимости, в усилении чиновничьего вмешательства в дела художественные – театр как никогда нуждается в сплоченности. Когда грозят погромы, надо четко понимать, что бить будут вне зависимости, авангардист ты или традиционалист, молодое дарование или зрелый мастер. Не могу сказать, что «объединение» стало явной тенденцией нашей жизни, но любые шаги в эту сторону с радостью замечаю и поддерживаю.

Ксения Ларина, обозреватель «Эха Москвы»:


1 Из лучших спектаклей сезона можно составить целый список. «Идеальный муж. Комедия» (МХТ им. Чехова) – настоящий шедевр постмодернизма, пример театральной шоковой терапии с элементами садомазо, порнографии, педофилии, гомосексуализма и измены Родине. Константин Богомолов еще раз подтвердил свое звание главного эстетического диверсанта и провокатора. «Идиоты» («Гоголь-центр») – Ларс фон Триер в русской интерпретации оказался не менее сокрушительным, чем в первоисточнике. Кирилл Серебренников и Валерий Печейкин достигли в этой яростной, беспощадной работе максимальной правды жизни максимально натуралистичными средствами. Это спектакль без всякого стыда, но с больной совестью. «Евгений Онегин» и «Окаемовы дни» (Театр Вахтангова) – очередной каскад волшебных премьер от Римаса Туминаса. Чувственный, страстный, летящий «Онегин» и наполненная светлой печалью и нежностью «Машенька» (оригинальное название пьесы Афиногенова) с великолепным дуэтом Владимира Этуша и Дарьи Урсуляк. «Добрый человек из Сезуана» Юрия Бутусова и «Дама с камелиями» Сергея Землянского – две премьеры в Театре Пушкина, которые решительно вывели театр Евгения Писарева в топ театральных рейтингов. Жесткий, ломаный, надрывный Брехт – совсем не пара изящной, совершенной в своей эротичной хореографии «Даме», но их роднит общее чувство прекрасного, таящее в себе призрачный таировский флер. Лучшая актриса сезона – Александра Урсуляк («Добрый человек из Сезуана»). Лучшие актеры – Игорь Миркурбанов («Идеальный муж») и Владимир Вдовиченков («Евгений Онегин»).

3 Главное разочарование – Театр имени Ермоловой. От Меньшикова ждали многого – и даже не столько успеха, сколько события! Но события не случилось. И вообще как-то грустно. Печальная история «Таганки» стала еще печальнее в тот момент, когда из театра по болезни ушел Валерий Золотухин, и артисты, совсем недавно гнавшие вон старика Любимова, неожиданно запросили его обратно. Старик их послал. И правильно сделал. Теперь на «Таганку» прислали группу «чистильщиков» во главе с очень талантливым, но очень специфичным Дмитрием Волкостреловым. Что из этого выйдет – узнаем в следующем сезоне.

4 Что касается общественного климата, то он год от года становится все мерзей, что не может не отражаться на театральном сообществе. Вялотекущая гражданская война между условными либералами и еще более условными патриотами-почвенниками не прекращается, государство же совсем не заинтересовано в гражданском согласии, оно явно играет на стороне агрессивного просоветского большинства. Это тревожно, это опасно, это ведет к очередному «философскому пароходу» и к охоте на «дегенеративное искусство».

Павел Руднев, доцент РУТИ (ГИТИСа):




1 «Добрый человек из Сезуана» Юрия Бутусова в Театре Пушкина. Острейшая, агрессивная форма, где в мусорной красоте и неуюте сценографии Александра Шишкина звучит резкая, визгливая, гимнически-свирепая интонация зонгов на немецком языке. Невозможно не упомянуть также и о работе РАМТа «Участь Электры» (режиссер Алексей Бородин), где разворачивается эпическое повествование о Гражданской войне в США, а пространство осмысления – весь мир. Спектакль о вымирании, в котором изумительным образом работает сценография Станислава Бенедиктова, а актриса Мария Рыщенкова заявила о себе как о крупной трагической актрисе.

Особая радость – выход томика пьес, эссе и диалогов одного из главных драматургов послевоенной Европы Хайнера Мюллера (автор-составитель сборника Владимир Колязин). То, что Мюллер наконец после «небытия» и умолчания появился в русском контексте и теперь работы его будут прочитаны, – большое событие в интеллектуальной жизни театра.

2 Удручает всеядность «Ленкома», внезапно вспомнившего, что надо к сотрудничеству все-таки приглашать режиссеров со стороны. Эта всеядность и отсутствие внятной концепции дают странные формы – от банальнейшей антрепризы до спектаклей, явно выпадающих из времени. Все кажется случайным. Разочаровали «Сирано де Бержерак» в Малом театре, «Снегурочка» в Театре им. Ермоловой, «Скупой» в РАМТе и «ГенАцид» в «Современнике».

3 Повсеместное свертывание либеральных реформ, превращение многих культурных изданий в рупоры правой идеи, церковно-моралистическая атака на театр, призрак цензуры. Но это из области околотеатральных событий. В области же экспериментального направления явилась довольно важная тенденция. С середины 1990-х, с развитием драматургического движения в стране стало казаться, что театр будет реформироваться исключительно через слово, через драматургов. Театральные свершения последних лет говорят о том, что драматурги действительно разбудили потребность в эксперименте, но теперь в игру вступили новые сценографические и постановочные технологии. Работы молодого поколения режиссеров (Дмитрий Волкострелов, Марат Гацалов, Николай Дрейден, Юрий Квятковский, Семен Александровский, Борис Павлович и др.) и сценографов (ученицы Крымова, Ксения Перетрухина, Алексей Лобанов и др.) сегодня интересны и перспективны.

Марина Дмитревская, главный редактор «Петербургского театрального журнала»:


1 Питерский сезон, как и московский, тоже был богат на события. И начало худруководства в цирке Чинизелли Славы Полунина. И назначение Андрея Могучего в БДТ. И открытие новой сцены Александринки. Все это – «погода на завтра», обеспеченная федеральными решениями, которые в данном случае вызывают лишь приятие.

Что касается событий художественных, то для меня в минувшем сезоне это «Макбет. Кино» Юрия Бутусова – спектакль, который надо изучать, ходить на него многократно. Мне было интересно следить, как живет и развивается «Этюд-театр», и одновременно «Кеды» и «Леди Макбет» кажутся мне принципиальными работами.

И – «Тихий Дон» в «Мастерской» Григория Козлова – восьмичасовая эпопея о развале, об умерщвлении жизни, сыгранная третьекурсниками. Это поклон педагогической и эстетической традиции додинских «Братьев и сестер» и абсолютно живой, подлинный спектакль.

2 Сезон прошел в окопах. Сперва отстреливались от ярлыка «неэффективная» из окопа родной Академии театрального искусства – СПбГАТИ (отбились). Потом забаррикадировались и отбивались от наездов цензуры Смольного в подвале «Петербургского театрального журнала» (отстрелялись, но теперь город денег не дает!). Дальше заставляли Смольный вернуть театрам сокращенное на 200 млн. рублей субсидирование (вернули!). Затем ходили в суды и пытались спасти ON ТЕАТР от выселения из подвала на Жуковского, от наездов пожарных, Роспотребнадзора и соседа – генерала МВД (результат по генералу неизвестен, а пожарникам дело проиграно, подвал закрылся). Теперь пытаемся спасти Институт истории искусств (пока итог неясен).

То есть общая культурная политика враждебна театру. Это и есть ПРОВАЛ.

3 Радостное соседство в Питере Могучего, Бутусова, Полунина дает явную надежду на то, что «чистая театральность» будет цвести, парад аттракционов будет идти и театр этого типа не умрет. Что касается психологического театра, требующего сосредоточенности, покоя и сложносочиненной внутренней жизни, то его перспективы неизвестны ни в Питере, ни вообще…


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Скончался актер и режиссер Юрий Горобец

    26 июня в возрасте 90 лет скончался народный артист России Юрий Васильевич Горобец. Об этом «Театралу» стало известно от дочери актера. «С нашим театром Юрия Васильевича связывают долгие годы работы – он был ведущим артистом труппы десять лет при Борисе Равенских, затем ещё семь – при Борисе Морозове,  – написали на сайте Театра им. ...
  • Итоги сезона: «Что будет дальше – не скажет никто»

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. События, 2. Разочарования, 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Наталии Каминской.  События Событием стал фестиваль «Золотая маска». ...
  • Юрий Чурсин: «Актёрство – это постоянный огонь»

    После длительного разрыва с театром Юрий Чурсин вернулся в МХТ им. Чехова: в спектакль «Лес», который сделал молодого актера в 2005-м едва ли не главным героем театрального процесса, и на новые роли. Мы поговорили о премьере «Сирано де Бержерак», опальных поэтах и реабилитированных сегодня понятиях. ...
  • Итоги сезона: курс на историческую рефлексию

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. События, 2. Разочарования, 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Марине Шимадиной.  Тенденции Начать стоит с тенденций. ...
Читайте также

Самое читаемое

Читайте также