В поисках гармонии

 
Пришло время «Последнего китайского предупреждения», которое делает нам художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке Семен Спивак вместе с актерами спектакля по пьесе Брехта «Добрый человек из Сычуани».
Ставить Брехта – истинное мучение. Он беспокоен и глумлив, в его едкой иронии много горечи. И в большинстве своих пьес он говорит об одном: как уязвима и неоднозначна человеческая природа.

Театральная жизнь «Доброго человека из Сычуани» была бурной – множество постановок, интерпретаций, трактовок, самая громогласная из которых – «Добрый человек из Сезуана» Театра на Таганке. Теперь и Молодежный театр на Фонтанке готовит свою версию знаменитой пьесы.

Семен Спивак, режиссер-постановщик


– В 1995 году, во время работы над «Трехгрошовой оперой», вы сказали, что ставите Брехта как Чехова. В чем вы видите сходство?

– Это Эфрос сказал: «Хорошо было бы поставить Брехта как Чехова, а Чехова как Брехта». Мы так и сделали. И «Три сестры» поставили как Брехта. Что он имел в виду? Поставить Брехта не социально, а атмосферно, чтобы была история, глубоко волнующая зрителя.

– А с тех пор изменилось ваше восприятие Брехта?

– Нет, ощущения такие же.

– Что будет главной интонацией спектакля «Добрый человек из Сычуани»?

– Главная героиня Шен Де, получив от богов благословение и помощь, пытается жить по добру. И для нас очень важно понять, почему человек, который все ставит на добро, проигрывает, пока он добр. Поэтому наш спектакль вполне разумно представить как сказку, но не в смысле детской сказки, а скорее как сказание о Человеке.

– И что в сухом остатке?

– Главная мысль родственна «Идиоту» Достоевского – насколько живуче добро в нашем сегодняшнем мире. Я думаю, что две ипостаси одного человека нужны для равновесия, чтобы обрести в себе гармонию.

– А почему вы решили поставить «Доброго человека из Сычуани»?

– Мне показалось, что это красивая история, эта история и про меня.

– То есть про ваших ангелов и бесов?

– Да, причем осознание этого факта для меня стало настоящим шоком, но я был готов к встрече с противоречивостью человеческой натуры, и моей в том числе.

– Как вы справлялись с брехтовской стихийностью?

– Эта пьеса подобна дому, но, когда его строили, не было общего плана, одна часть дома выступает, другая утоплена в глубине, третья вообще чуть ли не на воздухе. Наша задача придать этому дому гармоничную геометрию, форму и объем, обнаружить некую стройность. И очень важно, чтобы у этой геометрии была своя музыка.

– Музыка?

– Да, спектакль это ведь как оркестр. Его музыка должна течь как река, но начинаться с шумных волн. Таков мой творческий принцип. Я открываю сейчас тайны нашего театра, но мы ведь говорим откровенно, и спектакль «Добрый человек из Сычуани» – откровенный и пронзительный.

Эмилия Спивак, исполнительница роли Шен Де


– Эмилия, как к вам пришла роль Шен Де? Чем она вас заинтересовала?

– Это было решение Семена Спивака. И главное впечатление, что эта роль очень-очень непростая и к ней довольно трудно найти правильный подход.

Я думаю, что Шен Де, как многие люди, живущие в этом мире, оказывается в невероятно сложных обстоятельствах. Ее положение усугубляется еще и тем, что она решила начать новую жизнь и хочет сделать это по-настоящему, а не как большинство из нас, но тут же возникают ситуации и люди, которые всячески ей в этом препятствуют.

– Помогает ли ваш характер в работе над этой ролью?

– То, что я делаю сейчас, пока только «проба пера». Но в работе над характером мое собственное нутро, конечно, помогает. Мне понятна внутренняя мотивация моей героини, я понимаю, почему ее штормит и бросает из одной стороны в другую: ей приходится защищать себя, свое дело, свою жизнь, к тому же она ждет ребенка. У меня, к сожалению, пока нет детей, но я знаю, что ребенок, когда он появляется, становится для женщины центром всего мира. Тем более если женщина одинока…

Сергей Малахов, исполнитель роли летчика


– Сергей, спектакль называется «Последнее китайское предупреждение». О чем вы нас предупреждаете?

– Это придумал Семен Яковлевич. Наши духовные ценности, которые у нас были, сейчас исчезают, как редкие звери, занесенные в Красную книгу. Наша национальная культура разбавляется чужеродными традициями, нам навязывается не свойственный нам образ жизни. Я вижу в этом спектакле призыв сохранять нашу самобытность. Пришла пора оглянуться на наших пап и мам, на дедушек и бабушек, для которых сострадание и сочувствие не были пустыми словами. Сейчас никто об этом не думает: современная жизнь требует от людей жесткости и даже жестокосердия…

– Каков тот ориентир, который помогает вам создать характер вашего героя?

– Снаружи мой персонаж абсолютный эгоцентрик, который хочет, чтобы все крутилось вокруг него. Но я читаю, что его характер не так уж примитивен, как кажется на первый взгляд. Суть происходящего в том, что он хочет летать, это его мечта, и ради нее он готов на все. «Добрый человек из Сычуани». Молодежный театр на Фонтанке


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Скончался актер и режиссер Юрий Горобец

    26 июня в возрасте 90 лет скончался народный артист России Юрий Васильевич Горобец. Об этом «Театралу» стало известно от дочери актера. «С нашим театром Юрия Васильевича связывают долгие годы работы – он был ведущим артистом труппы десять лет при Борисе Равенских, затем ещё семь – при Борисе Морозове,  – написали на сайте Театра им. ...
  • Итоги сезона: «Что будет дальше – не скажет никто»

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. События, 2. Разочарования, 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Наталии Каминской.  События Событием стал фестиваль «Золотая маска». ...
  • Юрий Чурсин: «Актёрство – это постоянный огонь»

    После длительного разрыва с театром Юрий Чурсин вернулся в МХТ им. Чехова: в спектакль «Лес», который сделал молодого актера в 2005-м едва ли не главным героем театрального процесса, и на новые роли. Мы поговорили о премьере «Сирано де Бержерак», опальных поэтах и реабилитированных сегодня понятиях. ...
  • Итоги сезона: курс на историческую рефлексию

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. События, 2. Разочарования, 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Марине Шимадиной.  Тенденции Начать стоит с тенденций. ...
Читайте также

Самое читаемое

Читайте также