Урок по классу режиссуры

 
«Скользящая Люче».

Три спектакля режиссеров новой волны показались совсем не однозначными. Но в целом это заметные явления на афише месяца.
Ищите и обрящете

Актер Владимир Скворцов поставил спектакль про красоту, любовь и верность. И про ту душу, что знает: обязана трудиться, иначе счастья не найдет. «Скользящая Люче», дебют Скворцова в режиссуре, оказался более чем удачным, чему способствовали и выбор пьесы, и слаженная актерская команда. Молодой латвийский драматург Лаура-Синтия Черняускайте написала пьесу про то, как девушка Люче (Наталья Мотева) ушла от Мужа (Владимир Панков) искать любовь и нашла, вернувшись обратно. Люче влюбляется в смотрителя катка, где ежедневно скользит на коньках, только чтобы видеть его. Потом спасает от самоубийства его молодую беременную жену, а ее оставленный и тоскующий Муж пытается заглушить эту тоску в объятиях сторонней женщины. Он все время помнит умирающего парализованного отца и свою гулящую мать (Ольга Лапшина) – эта пара появляется на полутемной сцене, точно призраки. Поплачут, покричат, пошепчут и исчезнут.

Случайные люди, встречи с которыми становятся поворотными, случайный секс, в котором отчаяния больше, чем желания, случайные воспоминания детства, что становятся фундаментом будущей жизни, – вот та мозаика, из которой складываются пьеса, современная литература и вся современная жизнь.

В спектакле очень много режиссерских находок: тележка из супермаркета становится для сидящей в ней Люче клеткой и коляской, каток из широкой кисеи, натянутой на два параллельных штанкета, превращается в сеть.

Есть и иное. Длинная сцена физической близости, которую всегда трудно сделать в театре так, чтоб не было ни смешно, ни пошло, у Скворцова и двух артистов (Владимира Панкова и Ирины Богдановой) получилась почти как tableau vivant, «живая картина». Красивая обнаженная женщина озарена трепетным светом зажигалки, опущенные ресницы, подрагивающая сигарета в пальцах, даже не пытающихся прикрыть наготу, – такой совершенный Мане, только черную кошку у ног этой сегодняшней Олимпии заменяет незаметно подкравшаяся тоска по любви, а не по сексу.

Через вокзальную сутолоку, в которой Люче знакомится с соперницей – беременной Таней, через акробатические кунштюки пьяного Мужа на льду того злополучного катка, они мучительно ищут путь обратно друг к другу и находят просто: встречаясь дома, начинают взахлеб, по-голубиному целоваться. Скворцов, не мудрствуя, пришел к ясной и вечной мизансцене, виньеткой завершившей импрессионистский спектакль.



Птичка певчая не знает…

Казалось, что молодой режиссер Константин Богомолов нашел свою нишу: ставит абсурдистские пьесы Мрожека и Аррабаля в изысканных сумеречных тонах. Но вот он взялся за Карло Гоцци, выпустив в Театре им. Гоголя премьеру «Повар-вор, его жена, близнецы и зеленый любовник». Это пьеса Гоцци («Зеленая птичка») почти не ставится в России, и Богомолов открыл ее заново. Близнецов Ренцо и Барбарину, узнавших, что они не дети [%2040%]Смеральдины и Труффальдино, а подкидыши, ждет множество приключений: от разговора со статуей до внезапного богатства, а потом и обретения настоящих матери и отца. Но эту традиционную итальянскую фьябу, сочетающую в себе черты сказки и комедии дель арте, Богомолов поставил как пьесу театра абсурда. Грубоватый юмор Гоцци и эстетская рассудочность удивительным образом состыковались, будто кусочки пазла. Этот странный гибрид обладает теми же качествами, что и предыдущие богомоловские спектакли: философские идеи, жестко выстроенные мизансцены и обязательная неожиданная сценография.

Планшет сцены угрожающе наклонен, и ощущение нестабильности создает эффект, которого, похоже, и добивался режиссер. Из сказки происходящее превращается в быль, где ненавистную невестку свекровь действительно может упечь в выгребную яму лет на двадцать, а дети – холодно обвинить родителей в себялюбии.

Тема убийства и смерти, шагающая за Богомоловым из спектакля в спектакль, оказалась и среди попугайно-ярких, почти аляповатых декораций «Повара-вора…», но лишь с точки зрения абсурда смерти театральной и последующего воскрешения. Ренцо и Труффальдино, погибающие на пути к дворцу зеленой птички, восстают с поразительной легкостью, ведь происходящее – игра, где вроде бы выросшие, но на деле оставшиеся детьми люди делают что хотят. Иногда импровизируют, много балуются, капризничают и ерничают. Длинное действо нашпиговано вставными музыкальными номерами-зонгами – переписанными песнями советской эпохи. Так, уходя за кулисы, можно спеть: «Уходил ваш Труффальдино за зеленой птичкою» на мотив «Уходили добровольцы…». Эта неожиданная, ерническая цитата очень точно показывает, что режиссер получает удовольствие от подобных неожиданных атак на зрителя и тем самым доказывает, что никак не желающий заканчиваться постмодернизм может все, в том числе и то, что делать вовсе не обязательно.



Зачарованные глянцем

Нина Чусова в последние полгода выпускает премьеры с невероятной скоростью. Очередной ее спектакль, на этот раз в Театре им. Пушкина, называется «Сон в шалую ночь». Новый перевод пьесы Шекспира – не привычный величественный слог Лозинского, а живая и непосредственная скороговорка Осии Сороки – очень соответствует антуражу: яркие декорации, птичьи крики, туземные юбочки, такое «мы идем по Уругваю, ночь хоть выколи глаза». «Сон в шалую ночь» от Шекспира получил немного – только сильно упрощенную сюжетную канву. Гермии и Лисандру мешают пожениться, проча девушке в мужья атлета Деметрия, которого в свою очередь любит аппетитная Елена. Гермия с Лисандром сбегают в лес, их преследует Деметрий, а уж за Деметрием гонится Елена. В лесу в конфликт вмешиваются тамошние божества с серебряным цветком, до краев полным чудотворными семенами. Шекспировский лес-лабиринт превратился у Чусовой в комический аттракцион, где Робин, слуга могущественного Оберона, заколдовывает влюбленных, заставляя их менять объекты любви. А в результате все равно все поженятся и станут радоваться жизни. Ничего шекспировского – таинственного или чудесного – в спектакле нет, а вот бутафорски сказочного сколько [%2039%]угодно. Балбес Робин сам перепутал пары, сам и исправил свою ошибку при помощи серебристой пыльцы из большого картонного цветка. Глупенькая, но красивая Титания парит в воздухе на страховочном тросе, а рядом порхают ее верные, нелепо томные слуги-амурчики, больше похожие на профессиональных стриптизеров, чем на пухлощеких младенцев.

В общем, красивые молодые люди, с телами, ощутимо тронутыми фитнесом и солярием, разыграли короткую интермедию по мотивам великой шекспировской пьесы. Пары с удовольствием ласкают друг друга, не особенно заботясь о том, кто именно на сей раз оказался в роли партнера. Заколдованные волшебной – не шекспировской, скорее, питер-пэновской – пыльцой, они снимают с себя всякую ответственность. Эта инфантильная мечта становится главной мыслью спектакля: красивые, свободные герои – совершенная картинка из глянцевого цветного журнала. Тут кстати и загар, и как по Камасутре заученные ласки, и полное отсутствие каких бы то ни было психологических переживаний. Жертвы рекламных роликов с беззаботными и холеными моделями оказываются в спектакле Чусовой вполне счастливыми. Правда, что станет с ними, когда сойдет загар и потускнеют браслеты, – неизвестно. Вряд ли что-то восхитительное. Как в этот раз случилось и с Шекспиром.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • В своем «Репертуаре…»

    Под занавес года Библиотека искусств (РГБИ) совместно с Национальной библиотекой (РНБ) и Санкт-Петербургской театральной библиотекой (СПбГТБ) выпустила второй том масштабного библиографического указателя «Репертуар русской драмы» (всего запланировано 5 томов). ...
Читайте также