Время сыновей

Могут ли дети известных артистов и режиссеров затмить славу своих звездных родителей

 
Алексей (по профессии актер), Антон (режиссер), Алена (актриса) и Юрий Яковлевы

«Смотрю телевизор и удивляюсь – всюду дети известных родителей: Анна Михалкова, Иван Ургант, Алиса Гребенщикова, Стас Пьеха, Ксения Алферова, – пишет на форуме «Театрала» читательница Елена Якименко. – Похоже, что свой звездный статус они обрели «по происхождению». В театре династий не меньше. И складывается впечатление, что детям из обычных семей даже не стоит поступать в театральный вуз, там ведь сплошь свои…»
Если звездное имя и помогает абитуриенту при поступлении, то лишь на короткое время. Сцена не щадит никого: ее законы гораздо строже, чем законы кино. И по большому счету успех зависит исключительно от таланта: либо он есть, либо нет. Это известная формула.

«Театрал» решил узнать, как складывается сценическая жизнь молодых представителей актерских династий.

Тень знаменитых родителей


Наверное, мир никогда бы и не узнал о династии Мироновых, если бы не одна, случайно брошенная шутка. Дело было весной 1939 года. Александр Менакер приехал из Ленинграда в Москву – выступал в Театре миниатюр со своей программой. По окончании вечера его обступили артистки. На одну из них с удивительно синими глазами он бросил взгляд.

– Вы разве не знакомы? – спросил директор Михаил Гутман.

– Миронова, – небрежно произнесла артистка.

Артист уловил этот тон и с такой же надменной интонацией ответил:

– Менакер.

Все засмеялись. Кто бы знал тогда, что на их глазах родился первый экспромт великой актёрской пары…

Больше Миронова и Менакер не расставались. Сегодня в этой династии есть уже правнук – Андрей Удалов (студент Щукинского театрального училища). Его мама – актриса «Ленкома» Мария Миронова – говорит «Театралу»:

– Тень знаменитых родителей, конечно, никуда не уходит. Хочешь того или нет, но публика обязательно сравнивает тебя с папой, мамой, ищет черты бабушки или дедушки. А если не находит, то выносит строгий вердикт: природа отдыхает на детях. И огромные усилия требуются для того, чтобы сказать: смотрите на меня другими глазами, перестаньте сравнивать. Критики тоже приложили руку. Меня даже не критиковали, а пытались творчески кастрировать, а то и убить. Это не просто стремление репутацию уничтожить, а тебя саму, твое желание быть на сцене… Я ходила как потерянная. Но я выжила! Как? Через боль. И в результате это дало энергию сопротивления. Мне грустно, что кто-то из молодых, неокрепших, может сломаться в такой ситуации.

«Хотел поменять фамилию»


Сегодня Мария играет императрицу Екатерину в спектакле «Ленкома» «Шут Балакирев». Ее партнер (Петр I) – Александр Лазарев-младший, которому тоже пришлось несладко из-за бесконечных сравнений со своими выдающимися родителями. Он и не скрывает, что по окончании Школы-студии МХАТ мог бы поступить в труппу Театра Маяковского и, наверное, сыграл бы там свои звездные роли, но нарочно решил «отстраниться», выбрав «Ленком».

Аналогичная судьба у Константина Райкина, Михаила Ширвиндта, Виктора Добронравова, Михаила Полицеймако, Клавдии Коршуновой, Максима Виторгана – они крайне редко работали вместе с родителями.

– При поступлении в институт сын слышал со стороны упреки, что, мол, его-то точно возьмут, ведь у него папа-мама, – говорит Эммануил Виторган. – Помнится, он и фамилию хотел поменять, но в последний момент передумал.

Сегодня сын Эммануила Гедеоновича – Максим вспоминает об этом с улыбкой:

– Вы знаете, мои опасения действительно оказались напрасными, – говорит он «Театралу». – Вскоре я понял, что принадлежность к известной династии совсем не влияет на актерское творчество. Ну разве что дисциплинирует, поскольку любая моя оплошность эхом отзовется и на уважении к родителям.

Константин Райкин любит рассказывать историю о том, как много лет назад он приехал на гастроли в Израиль, и по окончании вечера у служебного входа выстроилась толпа наших бывших соотечественников. Одна колоритная дама взяла его под руку и с одесским акцентом сказала:

– Константин Аркадьевич, я всегда думала, как у таких красавцев-родителей, такой урод-сын? Но сейчас я скажу вам приятное. Вы красавец!

Неистребима зрительская наивность!

У каждой эпохи – свои Боярские


Исторически сложилось так, что актерские династии – это прежде всего российская традиция. В одном из интервью «Театралу» Римас Туминас говорил, что когда в числе поступающих на свой актерский курс он увидел фамилию дочери, то решил отказаться от преподавания. В крошечной Литве не любят, когда в искусстве выстраивается фамильный клан.

Другое дело наша страна. Преемственность поколений была главной основой императорской сцены. Самойловы, Садовские, Каратыгины, Петипа, Пашенные, Яблочкины и многие другие задавали планку своим современникам.

Интересно, что династия Боярских тоже зародилась в дореволюционную эпоху. Бабушка Михаила Сергеевича – Екатерина Бояновская была актрисой любительского театра. Мечтала и о профессиональной сцене, однако отец ее отличался консервативными взглядами и по старинке считал, что девушке не место в театре. Кроме того, она вышла замуж за священника и дальше самодельных спектаклей дело не пошло, зато любовь к театру унаследовали все их потомки.

Прабабушка Боярской хотела стать знаменитой актрисой. Ее мечту осуществила Елизавета – Она внушила своим сыновьям любовь к искусству, – говорит ее внучка – театровед Екатерина Боярская. – Даже после революции, в голодное время в их доме по мере сил устраивались любительские спектакли… Не удивительно, что трое сыновей стали актерами.

После войны в Ленинграде гремело имя Николая Боярского – артиста Театра Комиссаржевской, сыгравшего роль Козлевича в фильме «Золотой теленок». Потом слава перешла к его племяннику Михаилу, а теперь в фаворе у публики, безусловно, дочь Михаила Елизавета Боярская. У каждой эпохи – свои Боярские.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Роспотребнадзор опубликовал рекомендации для работы кинотеатров

    В четверг, 28 мая, на сайте Роспотребнадзора опубликованы рекомендации по предстоящей работе кинотеатров в нынешних условиях. Документ «О методических рекомендациях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в кинотеатрах» опубликован на сайте ведомства. ...
  • Альметьевск. «Летом нас ждет много работы»

    Директор Альметьевского драматического театра Фарида Исмагилова рассказала «Театралу», что ждёт театр и зрителей после карантина: о блоке премьер, масштабной реконструкции сценического комплекса, а также о своем отношении к спектаклям онлайн. ...
  • Минкульт надеется, что театры откроются в сентябре

    Российские театры начнут возвращаться к привычному формату работы в августе после завершения режима самоизоляции, связанного с пандемией. Об этом сообщила министр культуры РФ Ольга Любимова на заседании комитета Госдумы по культуре. ...
  • «На государство мы привыкли не рассчитывать»

    Сцена из спектакля «Человек из Подольска», реж. Михаил Угаров Кризис, вызванный пандемией коронавируса, тяжелее всего ударил по небольшим частным театрам и театральным компаниям, которые, в отличие от крупных государственных учреждений, не надеются на господдержку и все обычные расходы выплачивают из собственных средств. ...
Читайте также