Куда движемся?

 
Читки пьес накрыли страну от Москвы до Владивостока

Видеоарт, спектакли вне театральной сцены, эпатаж или мат на сцене… В истории театра все это было не раз. Но все же последнее десятилетие подарило зрителям три принципиально новые тенденции.

Альтернативные площадки

Появляется альтернатива репертуарному театру: это и независимые театральные площадки, как «Скороход» и ON.Театр в Петербурге, и театральные группы без постоянной «прописки», как Театр Post и «Этюд-театр», и культурные центры, где, кроме спектаклей, проходят лекции, дискуссии, концерты и кинопоказы, как в «Практике» и «Гоголь-центре». Сразу в нескольких направлениях – театр, музыка, танец, медиа – работает проект «Платформа». Еще одно новое пространство – «Боярские палаты» – стало базовой площадкой для молодежного проекта СТД России StartUp. Принимает свободных, но амбициозных художников и театр-клуб «Мастерская», где «квартируются» неформатные, очень любопытные постановки. Это не пресловутый «театр-дом» с постоянной труппой, главным режиссером и, соответственно, репертуаром, а нечто другое. Все театральные новообразования как в Петербурге, так и в Москве отдают предпочтение текстам о современности, исследуют новые возможности театра и существуют на территории поиска. Они работают с творческой молодежью и молодежной аудиторией – растят ее численно и меняют качественно.

Эдуард Бояков, экс-худрук театра «Практика»:

— «Практика» – это не тот театр, который мы привыкли маркировать как театр. Это совсем другая творческая деятельность, связанная с исполнительскими искусствами и в то же время – с авторством, с сочинительством. И, конечно, наша жизнь, наш уклад: тренинги по утрам, люди во дворе, чай с имбирем и мятой – все это создает соответствующую ауру. Понятно, что, с одной стороны, ты должен это пространство строить, ежедневно ухаживать за ним как за английским газоном, а с другой – не должен превращать это в секту. Должна быть экстравертная энергия – городская. Конечно, аудитория нашего театра – это его главное достижение. Это, наверно, самые интересные зрители. Я говорю про социально и эстетически активную публику, которая ждет фильма Спайка Ли с замиранием и точно прочитает новый роман Бенаквисты. И она очень нам доверяет.

Лабораторные работы

Читки пьес и эскизы спектаклей стали обычной практикой, без которой уже немыслим современный театр. Это касается не только продвинутых столичных площадок, но и театров в провинции. С помощью лабораторий они пытаются «привить» городу «новую драму» и новые режиссерские имена, встряхнуть труппу и установить диалог со зрителем. Как это делается? Приезжают молодые режиссеры, за рекордно короткие сроки делают с местными актерами читки-эскизы и проверяют их на публике. Зрители после показа включаются в обсуждение, голосуют «за» или «против», так что у каждой «лабораторной работы» есть шанс дорасти до готового спектакля и попасть в репертуар. Благодаря известному театральному деятелю Олегу Лоевскому это практикуют по всей России. Недавно опробовали и в МХТ имени Чехова. На лаборатории «Новые сказки», в рамках которой три режиссера работали с детской литературой «последнего поколения», театр попытался услышать отзывы зрителей и понять, какой спектакль нужен современным детям.

Семен Александровский, режиссер:

— Мне интересно работать с текстом. И режиссерская лаборатория в этом смысле – идеальное пространство. Это минимум обязательств: ты ничего никому не обещаешь. Получаешь маленькие деньги – и соответственно имеешь право на тотальный эксперимент. Очевидно, что за последние годы с помощью лабораторий и читок в театры всей страны вошла современная драматургия, которой театры боялись, не понимали, да и просто не знали. Еще очень важно, что практика читок дала театрам возможность разговора со зрителем. После спектаклей нет практики дискуссий, а после читок это очень органично. Это «взаимополезный» процесс: и у нас есть возможность помочь зрителю разбираться в новом языке, и театр понимает, что риск оправдан и есть готовность к диалогу.

Арт-терапия

В театре растет интерес к социальной работе. Например, пермская «Театральная неотложка» выезжает и в коррекционные интернаты, и в детские дома, и в самые отдаленные населенные пункты, где дети не видели ничего, кроме телевизора. Театр.doc приобщает школьников к чтению классики и проводит «театральные уроки», а точнее интерактивные спектакли по произведениям школьной программы: от детских стихов Хармса до романов Достоевского. Формы выбираются разные – это и простой актерский пересказ, или сторителлинг, и настоящие театральные постановки. Проект «Шедевры литературы для школьников» не пытается ни осовременить, ни упростить классику – он актуализирует ее средствами театра. Участники программы «Театр + Общество» взаимодействуют с социально незащищенными группами, которые изолированы и лишены доступа к культуре, – детьми-сиротами, людьми с ограниченными возможностями, заключенными, пациентами наркологических клиник. В Ростове-на-Дону запустили проект «Арт-амнистия». Под руководством драматургов и режиссеров заключенные написали пьесы и выпустили спектакль «Не один», где сами же сыграли своих героев. Участники этой программы содержатся в колонии для несовершеннолетних и отбывают свой первый срок. Собственный документальный проект «Бросить легко» придумали ребята из «Центра здоровой молодежи». Они сами призвали на помощь театр, чтобы вместе с драматургом и режиссером понять свою историю отношений с наркотиками.

Руслан Маликов, режиссер:

— Эта группа состоит из ребят, которых тянет в сторону творчества. Сейчас они получили гранты и начинают учебу на двухгодичных актерских курсах. Они двигаются в направлении театра, пытаются найти себя в этом – и, мне кажется, надо это использовать и поощрить. У каждого из них – свой путь избавления от наркотиков. Но темы, которые они поднимают, выбиваются за рамки их частной истории и наркозависимости. Это история вообще о механизмах зависимости, о том, как они работают. И услышать то, что ребята формулируют, полезно всем. Для меня «социальный театр» не выделяется в отдельное направление. Это неотъемлемая часть театра, которая обязательно должна быть. Не работать с этим – просто преступление. Это значит использовать театр – объемный, многогранный, с огромным количеством инструментов – только процентов на 50. Социальные проекты становятся театральной психотерапией

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Александр Березкин: «Поддержка для меня много значит»

    17 августа в Общественной палате РФ прошел круглый стол, где обсуждали положение детских школ искусств в России. Настоящим взрывом стало выступление доцента Московской консерватории Михаила Лидского, который говорил на самую страшную тему – ложных клеветнических обвинений в педофилии, которые уже сейчас прошлись катком по судьбам людей. ...
  • «Казус Березкина»: в поддержку педагога, попавшего в «план по педофилам»

    Продолжается расследование дела театрального педагога Александра Березкина, обвиненного в развратных действиях по отношению к несовершеннолетней. Дело возбудили на основании заявления одной из родительниц... За педагога вступилось множество его коллег, родителей его воспитанников. ...
  • Помощник бухгалтера «Седьмой студии» заявила о давлении следствия

    В понедельник, 15 июня, на заседании в Мещанском суде помощник бухгалтера «Седьмой студии» Элеонора Филимонова отказалась от данных ранее показаний, она сообщила о давлении на нее следствия.   Свидетель по делу «Седьмой студии» Элеонора Филимонова заявила, что помогала бухгалтеру «Седьмой студии» Нине Масляевой с оформлением документов, о хищениях ей известно в тот период не было. ...
  • «Современник» высказал коллективное отношение к ДТП с Михаилом Ефремовым

    Театр «Современник» прервал недельное молчание и опубликовал официальное заявление по ДТП с участием Михаила Ефремова, назвав случившееся огромной трагедией и общей болью.   «Друзья! Наше молчание было вызвано шоком и попыткой осмыслить то, что произошло с одним из самых близких людей «Современника» – Михаилом Ефремовым. ...
Читайте также