В поисках своего драматурга

Выиграй подписку на «Театрал»

 

К Новому году «Театрал» приготовил читателям двойной сюрприз. На этот раз будет два призовых места. Абсолютный победитель (тот, кто раньше других пришлет правильные ответы) получает не только подписку на журнал, но и билеты в киноклуб «Эльдар», где весной состоится «Живой выпуск журнала «Театрал» – встреча артистов со зрителями. А победитель, занявший второе место, получает только подписку.Ответы присылайте до 18 января по адресу: milienko@newnews.ru (просьба представляться и указывать номер телефона). Мы верим, что постоянные читатели «Театрала» найдут правильные ответы на вопросы конкурса.

Тайна старого ящика


Реконструкция БДТ продолжается по нынешний день. Однако несколько лет назад, когда она только началась, рабочие во время разбора запасников обнаружили старую коробку, в которой оказалось 72 уникальных фотоснимка. Видимо, Георгий Товстоногов и Дина Шварц (бессменный завлит легендарного худрука) намеренно спрятали негативы, чтобы хоть как-то сохранить память о запрещенном властями спектакле.

Работать над этой постановкой Товстоногов начал, когда казалось, что хрущевская «оттепель» развязала руки художникам и разрешила высказываться на весьма смелые темы. Сюжет намекал на отношения между партией и министром культуры Фурцевой. Однако Управление культуры Ленинграда без труда уловило «скрытые смыслы» и предложило Товстоногову своего рода игру: худрук должен был сам решить судьбу своего спектакля. Это было первое открытое, незашифрованное противостояние власти и руководства БДТ. И после месяцев унизительных переговоров Товстоногову пришлось признать свое поражение.

– В нашем спектакле слишком видимой оказалась аллюзия похожести на Хрущева, его отношения к искусству, его выкрики, – говорит «Театралу» Сергей Юрский. – Ведь пьеса была прямой сатирой на хрущевскую эпоху. Конечно, Евгений Александрович Лебедев играл Хрущева без портретного сходства, но узнаваемость была сокрушительной.

Впрочем, решение отказаться от постановки многие связывали тогда с намечавшейся поездкой БДТ за границу, которая находилась в прямой зависимости от того, сыграет или не сыграет театр современную пьесу. Судьба театра, судьба людей, доверивших Георгию Александровичу свой талант, оказались важнее, чем судьба одного спектакля, пускай и гениального.

А Рубен Симонов, попавший на единственный публичный просмотр спектакля, и вовсе заявил, что погибнет, не поставив свою версию в Москве. И уже через семь месяцев на сцене Театра Вахтангова премьера состоялась.

Вопросы: 1. О каком спектакле идет речь? 2. Кого играли Юрский и Лебедев? 3. Как называлась постановка, осуществленная Симоновым в Москве?

«Провалится Филиппенко или нет?»


– В этот театр я пришел уже состоявшимся артистом, – говорит Александр ФИЛИППЕНКО, – и в кино успел сняться, и на эстраде с сольными программами выступал. И старался выбирать, в каких «проектах» участвовать. Один знаменитый артист говорил, что репутация складывается годами, но разрушить ее можно за одну секунду. «Следи за этим, – говорил он. – Потому что всегда найдется внимательный зритель, который не простит тебе промашку».

– И вы, конечно, ни разу не испортили свою репутацию?

– Трудным и ответственным был срочный ввод на роль в спектакле по Шекспиру. Меня предупреждали, что в спектакле произошли перестановки и после десяти репетиций придется играть мне. Сколько лет прошло, но я и сейчас с содроганием вспоминаю те дни. «Провалится Филиппенко или нет?»… Сначала я встретился с переводчиком Михаилом Донским, и мы долго бродили по Переделкино – говорили про шекспировские времена. Однако роль получалась с налетом Шиллеровского романтизма. Ходил маялся за кулисами и вдруг набрел на декорационный сарай, провел ладонью по стене, нащупал кирпич и у меня как промелькнуло – вот! – по Гротовскому – память тела, которая разбудила эмоциональную память, отбросив Корнеля, Расина, я ощутил другую фактуру шекспировского времени. Вспомнился английский фильм «Лев зимой», где герои ходят среди коров и кур, а под ногами у них – месиво из помета, крови, остатков еды… и роль сложилась. Но это только начало истории, поскольку каждый раз перед второй картиной я шел в этот сарай – гладил кирпичи. Шло время. Но однажды в начале сезона в сентябре, заглянул в сарай перед второй картиной – пощупал стену рукой, а там известка. Летом был ремонт, и мои кирпичи покрыли штукатуркой. Как думаете, какие были мои действия?

Этот вопрос «Театрал» задает и своим читателям: что предпринял Александр Филиппенко? И о какой роли в каком спектакле идет речь?

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Подводим итоги конкурса #АртОтветЗрителей

    «Театрал» завершает конкурс видео-обращений, которые зрители записывали в поддержку любимого театра/ актера/ режиссера. В течение месяца эти ролики публиковались на сайте и в соцсетях журнала.   На заключительном этапе конкурса победил ролик в поддержку Театра Вахтангова от Анастасии Бойко. ...
  • Александр Молочников: «Пусть не останавливает возраст»

    Актер, режиссер театра и кино Александр Молочников выразил свою признательность зрителю за интерес к спектаклю «19.14», который стал режиссерским дебютом на тот момент 22-летнего актера на сцене МХТ им. Чехова. – Я очень благодарен, что карантин подводит молодых людей к просмотру спектакля 2014 года. ...
  • Алена Яковлева: «Пишу книгу и скучаю по театру»

    Актриса Театра сатиры выразила признательность публике за флешмоб #АртОтветЗрителей на сайте «Театрала» и рассказала, как проводит свободное на карантине время. Я хочу сказать слова благодарности Индире Каюмовой за ее чудесное видеообращение. ...
  • Сергей Безруков: «Очень важно знать, что тебя ждут»

    Художественный руководитель Московского Губернского театра Сергей БЕЗРУКОВ поблагодарил поклонников своего театра, победивших в третьем этапе флешмоба «Театрала» - #Артответзрителей.    «Дорогие наши зрители! ...
Читайте также