В поисках своего драматурга

Выиграй подписку на «Театрал»

 
К Новому году «Театрал» приготовил читателям двойной сюрприз. На этот раз будет два призовых места. Абсолютный победитель (тот, кто раньше других пришлет правильные ответы) получает не только подписку на журнал, но и билеты в киноклуб «Эльдар», где весной состоится «Живой выпуск журнала «Театрал» – встреча артистов со зрителями. А победитель, занявший второе место, получает только подписку.Ответы присылайте до 18 января по адресу: milienko@newnews.ru (просьба представляться и указывать номер телефона). Мы верим, что постоянные читатели «Театрала» найдут правильные ответы на вопросы конкурса.

Тайна старого ящика


Реконструкция БДТ продолжается по нынешний день. Однако несколько лет назад, когда она только началась, рабочие во время разбора запасников обнаружили старую коробку, в которой оказалось 72 уникальных фотоснимка. Видимо, Георгий Товстоногов и Дина Шварц (бессменный завлит легендарного худрука) намеренно спрятали негативы, чтобы хоть как-то сохранить память о запрещенном властями спектакле.

Работать над этой постановкой Товстоногов начал, когда казалось, что хрущевская «оттепель» развязала руки художникам и разрешила высказываться на весьма смелые темы. Сюжет намекал на отношения между партией и министром культуры Фурцевой. Однако Управление культуры Ленинграда без труда уловило «скрытые смыслы» и предложило Товстоногову своего рода игру: худрук должен был сам решить судьбу своего спектакля. Это было первое открытое, незашифрованное противостояние власти и руководства БДТ. И после месяцев унизительных переговоров Товстоногову пришлось признать свое поражение.

– В нашем спектакле слишком видимой оказалась аллюзия похожести на Хрущева, его отношения к искусству, его выкрики, – говорит «Театралу» Сергей Юрский. – Ведь пьеса была прямой сатирой на хрущевскую эпоху. Конечно, Евгений Александрович Лебедев играл Хрущева без портретного сходства, но узнаваемость была сокрушительной.

Впрочем, решение отказаться от постановки многие связывали тогда с намечавшейся поездкой БДТ за границу, которая находилась в прямой зависимости от того, сыграет или не сыграет театр современную пьесу. Судьба театра, судьба людей, доверивших Георгию Александровичу свой талант, оказались важнее, чем судьба одного спектакля, пускай и гениального.

А Рубен Симонов, попавший на единственный публичный просмотр спектакля, и вовсе заявил, что погибнет, не поставив свою версию в Москве. И уже через семь месяцев на сцене Театра Вахтангова премьера состоялась.

Вопросы: 1. О каком спектакле идет речь? 2. Кого играли Юрский и Лебедев? 3. Как называлась постановка, осуществленная Симоновым в Москве?

«Провалится Филиппенко или нет?»


– В этот театр я пришел уже состоявшимся артистом, – говорит Александр ФИЛИППЕНКО, – и в кино успел сняться, и на эстраде с сольными программами выступал. И старался выбирать, в каких «проектах» участвовать. Один знаменитый артист говорил, что репутация складывается годами, но разрушить ее можно за одну секунду. «Следи за этим, – говорил он. – Потому что всегда найдется внимательный зритель, который не простит тебе промашку».

– И вы, конечно, ни разу не испортили свою репутацию?

– Трудным и ответственным был срочный ввод на роль в спектакле по Шекспиру. Меня предупреждали, что в спектакле произошли перестановки и после десяти репетиций придется играть мне. Сколько лет прошло, но я и сейчас с содроганием вспоминаю те дни. «Провалится Филиппенко или нет?»… Сначала я встретился с переводчиком Михаилом Донским, и мы долго бродили по Переделкино – говорили про шекспировские времена. Однако роль получалась с налетом Шиллеровского романтизма. Ходил маялся за кулисами и вдруг набрел на декорационный сарай, провел ладонью по стене, нащупал кирпич и у меня как промелькнуло – вот! – по Гротовскому – память тела, которая разбудила эмоциональную память, отбросив Корнеля, Расина, я ощутил другую фактуру шекспировского времени. Вспомнился английский фильм «Лев зимой», где герои ходят среди коров и кур, а под ногами у них – месиво из помета, крови, остатков еды… и роль сложилась. Но это только начало истории, поскольку каждый раз перед второй картиной я шел в этот сарай – гладил кирпичи. Шло время. Но однажды в начале сезона в сентябре, заглянул в сарай перед второй картиной – пощупал стену рукой, а там известка. Летом был ремонт, и мои кирпичи покрыли штукатуркой. Как думаете, какие были мои действия?

Этот вопрос «Театрал» задает и своим читателям: что предпринял Александр Филиппенко? И о какой роли в каком спектакле идет речь?


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • «Гоголь-Центр» обратился к своим зрителям

    В понедельник, 27 июня в телеграмм-канале «Гоголь-Центра» появилось обращение к зрителям. Публикуем его полностью. Дорогие зрители! В последнее время нам часто поступают вопросы про закрытие театра. Мы не можем опровергнуть эти слухи, так как до сих пор у нас нет информации о продлении контрактов Художественного руководителя Алексея Аграновича и Директора Алексея Кабешева, которые заканчиваются 4 июля. ...
  • Семь фильмов Владимира Мотыля

    26 июня исполнилось 95 лет со дня рождения кинорежиссера Владимира Мотыля. «Театрал» подготовил подборку его картин. «Очень важно ответить себе на этот вопрос: «Что конкретно разумного, доброго, вечного в том, что ты задумал? ...
  • Дарья Попова: «Это магический сеанс на два с половиной часа»

    Балетмейстер, режиссер спектакля «Королева» в Театре «Луны» Дарья Попова рассказала о работе над постановкой. – Дарья, о чем вам важно говорить со своим зрителем? – Художник должен говорить о том, что его волнует. ...
  • Скончался актер и режиссер Юрий Горобец

    26 июня в возрасте 90 лет скончался народный артист России Юрий Васильевич Горобец. Об этом «Театралу» стало известно от дочери актера. «С нашим театром Юрия Васильевича связывают долгие годы работы – он был ведущим артистом труппы десять лет при Борисе Равенских, затем ещё семь – при Борисе Морозове,  – написали на сайте Театра им. ...
Читайте также

Самое читаемое

Читайте также